Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством использования интерактивных и информационно-коммуникационных технологий."

статья

Автор: Майорова Валентина Николаевна, Статкевич Мария Сергеевна, учителя английского языка, МАОУ-СОШ №91, город Екатеринбург



В раздел основное общее образование




Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

посредством использования интерактивных и информационно-

коммуникационных технологий.

В.Н. Майорова, М.С. Статкевич, МАОУ-СОШ № 91 г. Екатеринбург
Сегодня с уверенностью можно говорить о переоценке роли и места предмета «Иностранный язык» в средней общеобразовательной школе. В настоящее время по-новому осознается развивающий потенциал этого предмета, его значимость в решении задач образования и воспитания личности школьника. Главными приоритетами современного обучения иностранному языку являются приобщение ученика к самообучению, развитие познавательного интереса, внедрение новых технологий, которые объединяли бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, реально повысили бы роль самостоятельной работы учащихся [2]. Цель данной статьи – обобщить и представить опыт использования новых информационных технологий и мультимедийных ресурсов, интерактивного обучения в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся как один из возможных вариантов решения сформулированной выше задачи. Рассмотрим некоторые предложения по применению ИКТ с точки зрения их новизны по сравнению с существующими видами работы. Средства дистанционной коммуникации. Нами достаточно широко применяются такие средства дистанционной коммуникации, как Skype, ICQ, e-mail. ICQ служит средством мгновенного обмена текстовыми сообщениями пользователей; Skype позволяет организовать дистанционное видеообщение; e-mail дает возможность передавать письма, информацию, документы, файлы и пр. Очевидно, все эти ресурсы способны разнообразить процесс обучения иностранному языку, ведь данные средства представляют собой несколько измененную форму работы в аудитории: непосредственное общение заменяется общением, опосредованным компьютером и Интернетом. При методически грамотной и строгой организации периодического применения
этих средств в самостоятельной работе, они определенно повысят эффективность обучения иностранному языку. Вместе с тем следует учитывать, что применение описанных ресурсов создает дополнительную нагрузку для учителей, поскольку самостоятельная работа подобного рода нуждается в контроле и обратной связи, а это очень трудоемкая работа [1]. Средства поиска, получения и размещения текстовой, звуковой и видеоинформации: Вики-ресурсы, учебные электронные ресурсы, Интернет. Вики-ресурсы позволяют находить в Интернете обзорные статьи, написанные в энциклопедическом стиле и информирующие читателя о том или ином явлении или предмете. Как аудио/видеозаписи, так и вики-ресурсы могут быть созданы пользователями Интернета, что открывает возможности работы над иностранным языком. Умение находить информацию на иностранном языке является важным аспектом учебного процесса. Поисковые серверы позволяют формировать разнообразные запросы и выводить список сайтов по интересующей пользователя тематике. По тем или иным темам обучающийся может найти специальные учебные ресурсы, содержащие набор ссылок на статьи или аудио-/видеоконтент. Хотя, конечно, их использование на уроке и в самостоятельной работе школьника не является жесткой необходимостью [1]. Говоря об Интернет-ресурсах, следует отметить, что их использование позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным для учащихся, а материал урока актуальным. Так, для работы нами используются материалы с различных сайтов, например, Onestopenglish, Macmillanenglish, Englishtown и другие. Поиск информации в интернете, безусловно, является средством совершенствования видов речевой деятельности, но, по сути, это является вариацией формы «традиционной» работы с печатными словарями и энциклопедиями и несет в себе как положительный (экономия времени, доступ к огромному объему информации, наглядность), так и отрицательный (доступность/легкость получения информации, ведущая зачастую к формальному подходу при выполнении задания) эффект.
Большой интерес на сегодняшний день представляет собой интерактивная доска как эффективный способ обучения иностранному языку. Использование интерактивной доски с ее фактически безграничными возможностями делает уроки по любому предмету не только продуктивными, но и увлекательными как для учителя, так и для учеников. Целенаправленное использование интерактивной доски в обучении иностранному языку способствует развитию коммуникативной компетенции, умения работать со словарем и другими источниками, расширению кругозора учащихся, стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них познавательный интерес, воображение, творческие способности, самостоятельность и тем самым повышает мотивацию к обучению иностранным языкам [2]. В нашей школе в игровой форме учащиеся осваивают материал при помощи курса “Busy Board” для интерактивной доски на уроке. Нами активно вводилась в процесс обучения работа с интерактивной доской, и сейчас мы можем отметить положительные изменения в качестве уроков и объеме понимаемого учениками материала. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование данной технологии развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. Следует отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Важно подобрать материал для уроков на должном уровне. Таким образом, использование курсов “Busy Board” позволили нам внедрить интерактивные доски в процесс обучения английскому языку на начальном этапе и сделать его достаточно эффективным. Однако следует учитывать все детали применения в обучении технических или мультимедийных средств. При их использовании
необходимо всегда соизмерять, насколько они повысят эффективность урока. Для того чтобы интерактивная доска, к примеру, была эффективна в обучении можно воспользоваться следующим алгоритмом работы с ней:  Определение целевого назначения интерактивной доски для формирования коммуникативной компетенции на конкретном уроке.  Определение этапа урока, на котором используется интерактивная доска.  Выбор инструментов интерактивной доски.  Отбор наиболее эффективных средств для реализации поставленной цели.  Уточнение целесообразности применения интерактивной доски в сравнении и с традиционными средствами.  Определение оптимального времени использования интерактивной доски в соответствии с санитарными нормами.  Составление временной развертки (плана) урока. Разработка сценария или презентационной программы из подготовленного материала. Регулярное использование интерактивной доски на уроках иностранного языка позволяет нам согласиться мнением о ее несомненных преимуществах:  работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;  интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;  возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить;
 яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус [2]. Помимо интерактивной доски нами широко применяются в работе такие средства обучения, как мультимедийные диски, презентации Power Point, видеоролики, аудиоматериалы. Среди мультимедийных ресурсов следует отметить следующие: CD-ROM «Way Ahead», который помогает отработать лексико-грамматический материал дома; CD «Primary grammar», в свою очередь в игровой форме способствует закреплению пройденного на уроке грамматического материала. Учащиеся основной и средней школы учатся работать с CD-ROM «Laser», где знакомятся с заданиями формата ЕГЭ и стратегиями их выполнения. Самостоятельная работа с CD дома позволяет снять барьер «боязни неудач», так как задания можно выполнять неоднократно, есть возможность вернуться в начало, ознакомится с правильными вариантами ответов; CD содержат задания на все виды языковой деятельности, что способствует формированию грамматически правильной и лексически разнообразной речи. Таким образом, следует согласиться с тем, что применение данных средств необходимо, так как они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует развитию коммуникативной компетенции. Кроме того, компьютер уже стал неотъемлемой частью жизни общества, и мы не можем игнорировать его применение в учебном процессе [1]. Рассмотрим еще одно из направлений создания эффективных технологий обучения иностранным языкам. В основу одного из инновационных направлений создания эффективных технологий обучения иностранным языкам положена идея интеракции. Интеракция в переводе с латыни (interactio, inter – «взаимный», actio – «действие») означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (собеседником). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое
обучение, в ходе которого осуществляется коммуникация, взаимодействие. Технология интерактивного обучения основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учеников в группе с целью совместного решения условных коммуникативных задач. Наибольший интерес среди технологий интерактивного обучения на современном этапе развития образования, на наш взгляд, представляет проектная деятельность. Есть все основания полагать, что проектная работа позволяет моделировать “многосторонний” тип общения, в результате которого происходит взаимообучение учащихся. Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, анкетирование, выпуска журнала, поисковой деятельности и др.). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении английскому языку, расширить “узкое пространство” общения в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности. Работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются поиском решения проблемы, личностно значимой для них. В подавляющем большинстве случаев это требует от учащихся самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками английского языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке. Совершенно очевидно, что в этой ситуации от участников проекта ожидается умении сосредоточить своё внимание не столько на языковой форме высказывания, сколько на его содержании.
В ходе выполнения проекта ученики активны, они проявляют творчество и не являются пассивными. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения учащимися языка (по принципу “Надо знать”) и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку. Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет, как правило, следующие этапы:  отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;  обсуждение первых результатов и уточнение (дискуссия) конечных результатов работы, поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой);  дискуссия, т.е. обсуждение новой информации и её оформление; подведение итогов и презентация проекта. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности. Шаг за шагом, от урока к уроку, самостоятельно или под руководством учителя, выполняя те или иные задания, учащиеся собирают необходимую информацию, обсуждают и оформляют ее. Таким образом, учебный процесс развивается в зависимости от семантической и прагматической (содержательной) прогрессии, а не языковой. Для сбора информации учащиеся должны выйти «за пределы» класса (в библиотеку, в кинотеатры и т.д.), проявить активность и самостоятельность, умение вступать в общение с другими людьми. Каждая группа информирует класс о собранной информации (говорение, аудирование), получает от своих товарищей новые импульсы для дальнейшего поиска (дискуссия, аргументация), обсуждает то, каким образом эту информацию можно оформить (говорение, чтение, письмо). Учитель помогает учащимся своим советом, участвует так же в обсуждении
промежуточных итогов, задавая вопросы, высказывая свои пожелания и т.д. Общим результатом работы может быть коллаж или (фото) альбом – летопись и т.д., представленные на школьной выставке, организованных, например, в дни недели иностранного языка в школе. Таким образом, на основании всего сказанного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создаёт условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Овладев навыками проектной деятельности на уроках, учащиеся переходят к разработке и реализации разных видов проектов вне урока. Так, нам удалось успешно реализовать социальные проекты «Школьная газета как средство превращения школы в культурно-образовательный центр микрорайона», «Pro-пиарь свою школу»; в течение двух лет призовые места на городской научно-практической конференции занимали учащиеся-разработчики сетевого проекта, связанного с изучением англицизмов и использованием ИКТ в обучении английскому языку; в текущем учебном году команда десятиклассников заняла 3-е место в городском телекоммуникационном проекте «Умная техника для нового поколения»; школьный театр неоднократно становился призером конкурса творческих проектов на английском языке, который ежегодно организует Институт иностранных языков УрГПУ. Использование проектной работы позволяет обучать языку как социальному феномену. Поэтому работа над проектами имеет не только прагматический характер (достижения учащимися определенного уровня владения языком, но всех видах опосредованного и непосредственного общения), но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию, развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить, что бы доказательно и
аргументированно провести презентацию данного результата. Введение в школьную практику метода проектов позволяет говорить о новой педагогической технологии интерактивного взаимообучения, которая позволяет решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении и подготовки к сдаче национального российского экзамена. Итак, одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников, на наш взгляд, является метод проектов, базирующийся на компетентностно- и личностно-ориентированных образовательных технологиях, которые в настоящее время вновь приобретает довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Неслучайно одним из параметров нового качества образования является способность проектировать. Что же касается ИКТ, то их использование значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Таким образом, использование ИКТ и метода проектов способствует всестороннему развитию личности, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом. Литература 1. Александров К.В. Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностр. языки в школе. – 2011. - № 5. – С. 15-20 2. Красножонова Е.С. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе // Иностр. языки в школе. – 2011. - № 9. – С.28-32


В раздел основное общее образование