" От корниловского мятежа (заговора) к октябрьскому"
методическая разработка урока
Автор: Бурова Марина Михайловна, учитель истории, МАОУ АГО АСОШ №1, посёлок Арти, Свердловская область
В раздел основное общее образование
Тема: «От корниловского мятежа (заговора) к октябрьскому»
Урок с элементами лабораторной работы (9 класс)
План урока: 1. Корниловский мятеж. 2. Политическая обстановка осенью 1917 г. Партия большевиков: возможность захвата власти. 3. Победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве: государственный переворот? Бунт? Или Великая социалистическая революция?
Этапы
Содержание
1. Организационный момент 2. Проверка знаний учащихся (по пройденной теме) через экспресс-опрос (- задания составлены так, чтобы ответ представлял одно-два слова, дату и т.п. Для проверки задания ребята обмениваются листочками, быстро проговаривается правильная версия. Критерии оценки, которую выставляет проверяющий: «5» - десять - девять ответов, «4» - семь - восемь ответов, «3» - шесть ответов.) *
задания для экспресс - опроса (примерные
ответы даны в скобках):
1. Какое событие произошло 2 марта 1917 г.? (отречение царя). 2. Закончите фразу : «Советы - сила», потому что они опираются на (массы рабочих и солдат). З. Кто возглавил Временное правительство в марте 1917 г.? (князь Львов). 4. Какое условие повлияло на превращение Временного правительства во «власть», хотя и без «силы»? (поддержка со стороны советов). 5. Какими средствами, по мнению Ленина, можно было бы совершить социалистическую революцию весной 1917 г.? (мирными) 6. Дайте ответ «да» или «нет»: «Временное правительство начинает осуществление аграрных преобразований, не дожидаясь конца войны и созыва Учредительного собрания». (нет)
7. Закончите фразу: «Поводом к апрельскому выступлению рабочих и солдат против Временного правительства стала… (нота Милюкова)». 8. Представители каких партий были избраны в руководстве Советов на I съезда Советов? (меньшевики и эсеры). 9. Закончите фразу: «2 июля кадеты вышли из состава временного правительства в связи с разногласиями по…(национальному вопросу). 10. Закончите фразу: «Период двоевластия закончился после событий… (З-4 июля 1917г.)» 3. Изучение темы урока. I. Корниловский мятеж. (Это этап урока проводится в форме лабораторной работы с источниками): * Работа с документами *
вопросы и задания к источникам:
1. определите политическую позицию авторов источников. Какие трудности стоят на пути исследователя, пользующегося их свидетельствами? 2. на основании документов охарактеризуйте сущность корниловского движения; 3. какие аргументы против своих политических врагов используют монархисты Корнилов и Керсновский, эсер Керенский, большевик Ленин? Почему основные аргументы совпадают? 4. все авторы говорят о своем долге перед Родины, и мы видим три политических идеала великой России. В чем они? Какая Россия победит и почему? * документы разложены на парты Документ 1. Из телеграмм Л.Г. Корнилова в Военное министерство. (методичка с. 120) Документ 2. Из воспоминаний А.Ф. Керенского. Документ 3. Из обращения Керенского к народу (27 августа) Документ 4. Из воззвания Л.Г. Корнилова из Ставки (трижды передано радиостанцией Ставки 28 августа). Документ 5. А.А. Керсновский «История русской армии».
Документ 6. Из обращения Л.Г. Корнилова к железнодорожникам. (методичка с. 121) Документ 7. А.И. Деникин «Очерки русской смуты». Документ 8. В.И. Ленин. Оценка выступления Корнилова (методичка с. 122) * фронтальная работа класса по составлению плана - перечисления II. Политическая обстановка осенью 1917 г. Партия большевиков: возможность захвата власти (учитель напоминает один из выводов, сделанных на предыдущем уроке: «В конечном счете, победителем в борьбе за власть в России 1917 года выйдет та сила, которая сумеет повести за собой массы рабочих, солдат и крестьян. Эту идею активно проводила в жизнь партия большевиков. ***Составление плана - перечисления «Почему большевики смогли захватить власть?»
План.
1. Провозглашение лозунгов, понятных и выражающих интересы народа; 2. Работа «в массах» т.е. в различных организациях, выступления на митингах и демонстрациях; 3. Активность и решительность лидеров; 4. Участие в подавлении корниловского мятежа; 5. Тщательная подготовка к выступлению; 6. Слабость политических противников;
Вывод:
Деятельность большевиков вела к повышению доверия к партии и ее лидерам в народе, росту численности членов партии. В конце августа - начале сентября 1917 года столичные Советы становятся большевистскими. * дискуссия по проблеме III. Победа вооруженного восстания в Петрограде и Москве: переворот? Бунт? Или социалистическая революция? - Учитель приводит высказывания Э. Карра: «Русская революция 1917 года была поворотным пунктом в истории человечества, и
вполне вероятно, что историки будущего назовут его величайшим событием ХХ века историки еще очень долго будут спорить и резко расходиться в оценках ее... одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие - проклинать как преступление и катастрофу». - Историки спорят: были ли события Октября в России закономерным этапом исторического развития или большевики сознательно и злонамеренно разрушили процесс «нормального» развития страны; можно ли считать Октябрь народной революцией или это верхушечный переворот, захват падающей власти организованной политической силой? Была ли Россия «обречена» на большевизм? * видеофрагмент (вооруженное восстание в Петрограде) (информацию о подготовке и проведении вооруженного восстания в Петрограде и о событиях в Москве учащиеся получают в ходе работы с учебником или просмотра видеофрагмента, после чего учитель знакомит их с различными трактовками событий): * мнения: - оценка событий Октября современниками и историками. П.Н. Милюков «История Второй русской революции»: «Начало той бесконечной цели неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность» Р. Пайпе «Незамеченная революция»: «Это был переворот путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917 года никто прёдсказать не мог - и это была революция. А Октябрь - хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше 2-х месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом
стало уже поздно...» П.В. Волобцев, В.П. Булдаков «Октябрьская революция: новые подходы к изучению». «Мы будем рассматривать и революции 1917 года, и гражданскую войну 1917-1922 гг., как часть системного кризиса империи... Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычайно резко... На деле решающее значение имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба низов за выживание... Центр тяжести в анализе событий революции стоит перенести на ментальность и, особенно, психологию масс – именно они позволяли «упасть» или «удержаться» той или иной политической верхушке. Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» (выражение Ленина), а затем возглавить ее, поощряя наиболее радикальные ее действия...» • Итоги урока можно подвести, опираясь на слова Ф. Энгельса: «Горсточка людей может сделать революцию..., небольшим толчком заставить рухнуть целую систему, находящуюся в более чем неустойчивом равновесии... и высвободить... такие взрослые силы, которые уже невозможно будет укротить... Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, - что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать». (Учитель еще раз подчеркивает особое значение Октября в истории, несмотря на различные оценки этого события) 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание - Провести мини - исследование общественного мнения на тему: «наши современники о событиях Октября» для того, чтобы определить, как они относятся к важнейшему
политическому событию XХ века. *алгоритм выполнения задания: 1. Опросите не менее пяти респондентов, используя вопросы опросного листа; 2. Сведения, полученные от них, зафиксируйте в опросном листе; 3. Проанализируйте полученные ответы и обобщите их; 4. Сопоставьте свои выводы с результатами опроса, проведенного вашими коллегами * карточка опроса: Возраст респондента 15-25 лет 26-45 лет Старше 45 лет Образование Незаконченное среднее и среднее Среднее специальное и высшее Интерес к истории Да Нет Мнение респондента: социалистическая народная революция Мнение респондента: переворот, бунт, захват власти, партией большевиков Аргументы в пользу своего мнения Имена участников событий, которые называет респондент
В раздел основное общее образование