Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

" Политическая карта мира"

методическая разработка урока

Автор: Бурова Марина Михайловна, учитель истории, МАОУ АГО АСОШ №1, посёлок Арти, Свердловская область



В раздел основное общее образование




Тема: «Полит ическая карт а мира». (10 кл.)

Урок ист ории с элемент ами географических знаний

(реализация межпредмет ных связей на уроках)

Тип урока: обобщения и сист емат изации знаний

Цели и задачи урока:
 Познакомить учащихся с изменениями на политической карте мира (в течение всей истории развития человечества);  На примере Курильский островов - подвести школьников к самостоятельному выводу о характере взаимоотношений между Россией и Японией в период с феодализма до наших дней, тенденциях их развития и причинах военного столкновения этих государств;  Способствовать формированию хронологических, образных способностей учащихся, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно - популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности. 
Оборудование урока:
«Политическая карта мира», раздаточный материал. 
Опережающее домашнее задание:
Разбиться на 2 группы, приготовить сообщения (использую материал научно- популярной литературы, касающийся проблемы Курильских островов: Япония и Россия.) Этапы Содержание 1. Организационный момент - Добрый день! - Тихо садимся за свои рабочие места. 2. Повторение изученного материала (в начале урока провожу работу с политической картой мира. Учащимся задаются вопросы) * вопрос из истории Самая древняя, самая маленькая на планете республика, кроме григорианского календаря, пользуется своей собственной системой летоисчисления. Отсчет ведется с 301 г. н.э., с момента провозглашения независимости страны. Сейчас в стране только 1701 год. Как называется эта страна? (Сан-Марино) * учитель (географический вопрос) - Назовите два европейско-азиатских государств? (Россия и Турция) * исторический вопрос - В центре самой северной в мире столицы стоит памятник норвежцу Андерсену, прибывшему сюда 11 веков назад, в 874 году. ЕЕ название
означает « Залив дымов», на самом деле это были пары гейзеров. О какой столице идет речь? (Рейкьявик-Исландия) * географический вопрос - Самая длинная и самая узкая территория государства в мире: 4300 км в длину и от 15 до355 км в ширину. В переводе с индейского означает «снег». Назовите эту страну? (Чили) * исторический вопрос - Маленькое средневековое королевство в Южной Азии, в котором рабство отменено только в 1954 году, долгое время его называли«гималайским отшельником», а народ, который там проживает называет себя «друк - юл» (народ страны дракона)? (Бутан) * географический вопрос - Обнаружение огромных запасов нефти привело к образованию, в 1971 году федерального государства из семи княжеств Персидского залива: Абу-Даби, Дибай, Аджман Шарджа, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра и Расэль-Хайма. Как называется государство? (Объединенные Арабские Эмираты) Вывод: эти вопросы наводят на мысль, что политическая карта постоянно изменяется. Появляются, исчезают государства, изменяются их названия, границы, территории, переносятся столицы. Сменяется их государственный строй и экономическая собственная формация. 3. Изучение нового материала * работа с документом (опрос учащихся) - Прочитайте документ, расскажите об изменениях на политической карте мира России с изменением столиц, территорий, границ, названий, государственного строя? * учитель Подведение итога по работе с документом: - итак, современная политическая карта мира - итог нескольких тысячелетий ее развития. К наиболее крупных территориальным изменениям на карте вели мировые войны, вспыхивающие между странами за захват колоний, источники сырья и рынка сбыта. Жизнь, однако, показала, что решение территориальных споров военным путем
сегодня полностью изжила. В ядерный век такой путь грозит превратить нашу планету в гигантскую могилу человечества. Все больше конфликты решаются путем диалога, мирного урегулирования территориальных споров. * дискуссия * работа по группам (сообщения) - На примере конфликта между Японией и Россией по поводу владения Курильскими островами попробуем прийти к его урегулированию мирным путем. Наши группы провели историко-географическую экспертизу и готовы вступить в диалог, чтобы ответить на вопрос: - «Кто первый открыл Курильские острова?» I группа: - Дуга Курильских островов представляет собой гряду вулканических островов, протянувшуюся более чем на 1000 км, и самый южный отстоит от Японии всего на 7 км. Так что спор о том, кто первый открыл острова не имеет смысла. II группа: - Да, но выезд за пределы Японии карался отрубанием головы, потому русские казаки начали исследование Курил и положили начало колонизации островов. На севере высаживались Дежнев и братья Стадухины, так что первооткрывателями мы считаем русских. * учитель - Оказывается, что до XVII века на Курильских островах не было ни истории русских, ни японцев. Коренной народ - айны - находились в дофеодальных отношениях. Согласно русским энциклопедическим словарям, первооткрывателем Курильских островов был голландец Мартин де Фриз. В течение 100 лет острова показывались на картах, как владения Нидерландов. Спор пока не разрешен, продолжим диалог: II группа: - в 1707 году Петр I издает приказ об обследовании Курильских островов и Японии. На протяжении XVIII века продолжался захват Северных Курил. Как отличает Ф.А. Головнин, северо-курильские айны стали-таки православными, носили русские имена, русскую одежду, говорили по-русски и пили русскую водку.
I группа: - однако, Южно-Курильске айны усвоили нравы и обычаи своих японских воспитателей. Японские острова в тайне от властей продолжали торговать на Южных Курилах. * учитель (географический материал) - В географическом словаре, изданном, Московским университетом в 1804 году, записано: «Севернейшие острова повинуются в Российскую; южнейшие: Японской власти». Ситуация ясна. - Почему же между странами встал территориальный вопрос? - Продолжим исследование. II группа : - В 1808 году царское правительство направляет на Южные Курилы И. Рязанова, который на судах «Юнона» и «Авось» с морскими офицерами ликвидировал японские поселения; командир гарнизона сделал себе харакири, японцы бежали или были взяты в плен. I группа: - В отместку японцы захватили русских мореплавателей под руководством Ф.А. Головнина. Русскому правительству пришлось направить официальные извинения за действия своих офицеров. В результате были освобождены как русские, так и японцы. * учитель (исторический материал) - В городе Симода в 1852 году был подписан первый русско-японский правовой документ. Россия признавала Южные Курилы владениями Японии. А в 1875 году начались переговоры относительно острова Сахалин. В результате был подписан второй официальный договор - петербургский трактат, в соответствии с которым о. Сахалин признавался российским, а Япония получала все острова Курильской гряды. * учитель - Итак, нам стало ясно, что Курилы принадлежат Японии. Как же произошло то, что сейчас эта территория снова оспаривается японцами? - В 1940 году СССР предъявил претензии на Курилы, однако Япония, естественно, отклонила их. Но в 1945 году в соответствии с секретными ялтинскими договоренностями стран - победителей
за то, что СССР вступает в войну с Японией, Советскому Союзу в качестве трофея военного должны были быть переданы все Курилы. 8 августа СССР объявил Японии войну, а к 1 сентября 1945 года все острова были заняты советскими войсками. В последующие годы происходила массовая депортация всех коренных жителей. - Историческая экспертиза завершена, к какому же выводу подойдем, проводя географическую экспертизу? Слово - экспертам, защищающим интересы Японии. I группа: - После того, как на Курилах укрепилась японская администрация, экономика островов получила бурное развитие. Была наложена транспортная сеть, строились поселки, рыбные заводы, звероводческие станции, лесокомбинаты. К 1939 году насчитывалось 133 населенных пункта. На Курилы часто стал наведываться император Японии Хирохито в построенный для него небольшой дворец. А в конце 50-х годов Советским Союзом уничтожилось все, что было создано врагами-империалистами: вырубались магнолии, гусеницами танков давили лес, соляркой травили озера, динамитом разносили буддийские памятники. И сейчас через 50 лет принадлежности Курил к России социально-экономическая ситуация на островах стала критической. Острова необустроены: дома из фанеры, много лачуг, бараков, канализация отсутствует, кругом сырость и нищета, шоссейных и железных дорог нет, развита только одна отрасль - рыбоконсервная, но и здесь оборудование заводов устарело, десятки рыбоперерабатывающих предприятий закрыты. II группа: - Известно, что Курильские острова очень богаты рудами, строевым лесом, целебными водами. Не так давно острова славились обилием животных, в том числе морскими котиками, бобрами, тюленями. Теперь же на островах редко встретишь даже лису, медведя, соболя, норку, совсем исчезла белка. А начало истреблению этих богатств положили годы японского хозяйничанья. По оценке специалистов, и сейчас Япония добывает около Курильских островов 50% общего
улова, извлекая прибыла на сумму более 30 млрд. долларов, тогда как наша прибыль составляет всего 1,5 млрд. долларов. I группа: - Используя все дары морей рационально Россия могла бы получать ту же прибыль. Сумма потерь России складывается из следующих фактов:  Траловый флот уничтожил около островов морскую капусту, альгиновые кислоты, которые идут на медицинские препараты, выводящие радионуклиды и тяжелые металлы из организма, так же японцы используют ее в парфюмерии, пищевой промышленностии других отраслях, извлекая прибыли на 5 млрд. долларов.  От 700 тысяч тонн сайры можно получить 20 тысяч тонн чешую из нее жемчужного пата стоимостью 4 млрд. долларов.  Не мясом ценен краб, а хитиновым покровом и печенью, медицинскими препараты из них оцениваются в несколько млрд. долларов за 1 кг.  Не полностью перерабатываются и другие добываемые, но не используемые представители морекультуры, которыми так богаты Курильские острова, например: морские ежи, печень рыб, их чешую, молоко и т.д. II группа: - Мы признаем, что проблема северных территорий существует. Курилы, населенные коренными жителями - айнами, - явились объектом колониального захвата, как со стороны России, так и Японии, и потому считаться «исконнорусскими» - территориями не могут. Надо признать, что Япония имеет моральное и юридическое право претендовать, по крайней мере, на Южные Курилы, тем самым мы получим крупного инвестора в освоении, богатств Дальнего Востока, нормализуем российско- японские отношения и восстановим справедливость. 4. Закрепление изученного - Кстати, проведенный в 1991 году референдум показал, что 20 % кунаширцев и 25 %
материала * учитель шикотанцев высказались за возвращение островов японцам. - А мы проведем свой референдум и узнаем общественное мнение нашего класса. * вопросы референдума 1. Если бы вы были главой правительства, то конфликтные ситуации решали бы: а) военным путем (1 балл) б) путем диалога (2 балла) 2. Как бы вы решали территориальный вопрос о принадлежности Курильских островов: а) категорически отказали Японии в рассмотрении (1 балл) б) передали часть территории Курильских островов Японии (2 балла) * подведение итогов референдума - Итак, если вы набрали 4 балла, из вас бы получился мудрый правитель великой державы, если бы вы ее не отдали в подарок. Если вы набрали 3 балла, вы готовы на компромисс, но лучше выиграть время, вы похожи на наше правительство. 2 балла - будьте осторожны, агрессия вызывает у окружающих ответное чувство. 5. Общий итог урока - Итак, ребята, только на примере нашей страны видно, что политическая карта мира и количественно и качественно постоянно изменяется. Между различными государствами могут возникать конфликтные ситуации, которые необходимо решать мирным путем, учитывая не только собственные интересы. (*выставление оценок за урок)


В раздел основное общее образование