Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сотрудничество учителя и ученика - основа эффективного обучения"

cтатья

Автор: Пынькина Елена Борисовна, учитель английского языка, МАОУ "СШ № 4 с. Яжелбицы", село Яжелбицы, Новгородская область



В раздел основное общее образование






Сотрудничество учителя и ученика

основа эффективности учебного процесса
Пынькина Елена Борисовна, учитель английского языка МАОУ «СШ №4 с. Яжелбицы» Содержание I Введение II Основная часть 1.Отношения сотрудничества между учителями и учащимися 2.О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка 3.Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка III Заключение IV Приложение 1.Тест № 1 «Тактика взаимодействия» 2.Тест № 2 Взаимоотношения учителя с классом V Список используемых источников

Введение
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким образом, общение между учеником и учителем, рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Гуманизация отношений педагогов и учащихся решает следующие взаимосвязанные задачи: - создание отношений доверия между учителем и учащимися; - обеспечение сотрудничества в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса; - актуализация мотивационных ресурсов учения; - развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению; - помощь учителям и учащимся в личностном развитии. В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных установок выделяются следующие: - “открытость” учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися; - выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть “педагогическим оптимизмом”, “опорой на дополнительные качества воспитанника”; - видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое “эмпатическое понимание”, которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого - педагога К. Роджерса,
“постоять в чужих туфлях”, посмотреть на всё вокруг и на себя, в том числе глазами детей. Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения. В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и гуманитарные личностно - развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Если раньше педагог должен был передать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка. Педагогические знания о взаимодействии учителя и ученика востребованы в имеющейся сегодня системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и практики возникло противоречие между объективными потребностями в гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами к организации этого процесса. Это свидетельствует о необходимости установления нового типа связей и отношений между людьми, характеризующихся не господством, подчинением, подавлением, враждой, соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием. Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке.
Теоретическая часть
1.Отношения сотрудничества между учителями и учащимися Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить взаимоотношения с учащимися. Данная мысль прослеживается в работах многих известных педагогов и психологов. Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию у них творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе, проведённые педагогами и психологами. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся. Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности определили Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Л. А. Леонтьев, В. Ф. Шаталов. Психолого-педагогические исследования показывают, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой сложное единство: а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании, сопереживании; б) способа организации совместной деятельности, предусматривающего проявление самостоятельности, активности, организованности; в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности действий.
Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки - организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности. Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его важнейшими признаками являются: - осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная мотивация деятельности; - высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности; - активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и обязанностей - у детей (школьников); - методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний, пассивное восприятие учащимися готовой информации; - взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда. Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд школьников, направленный на выполнение заданий, требующих постоянных или временных контактов с внешкольной средой. При таком
понимании сотрудничества речь идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и доверия. Если ученик хоть на какой-то момент становится соратником учителя или одноклассников, если он знает, что от его действий зависит успех общего дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является поведение, побуждающее к сотрудничеству, которое стимулирует эти качества ученика в школе и за её пределами.
Практическая часть
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Из 3 следующих стилей педагогического общения: общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение, общение – заигрывание я предпочиаю общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью. ( Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные принципы», а девизом его деятельности становятся слова «делай так, как я тебе говорю!» В этом случае взаимодействие учителя и учеников представляет собой по сути дела простой взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь.) По моему мнению, лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складываются между ними отношения
партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к ним приводит». В условиях соактивности основными орудиями учителя являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость познавательной деятельностью, живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Мои ученики не испытывают страха сделать ошибку, быть не понятыми, а, наоборот, чувствуют себя раскованно и свободно. Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах внеклассной деятельности. Обучение с использованием технологии сотрудничества позволяет мне создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Анкетирование учащихся, результаты их деятельности показывают, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Работая в группах, мои ученики совместными усилиями ликвидируют пробелы в знаниях. Группы учащихся формируются до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, её состав не меняется. Если работа по каким-то причинам не очень клеется, то состав группы меняется от урока к уроку. Группе дается одно задание, но при его
выполнении предусматривает распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются самими учениками). Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым учеником, да и он скоро закомплексует. Как правило, я сама выбираю учащегося группы, который должен отчитываться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым учеником группы. Во взаимодействии учителя и ученик особое значение придается учёту психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Я стараюсь опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Мотивацию у детей я создаю за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). Учитель старается опираться на положительные эмоции ученика. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях, объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не
понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрался в материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве. К началу обучения иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, определяющей основную направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в сфере общения со сверстниками. Поэтому, начиная обучение иностранному языку, я имею в виду, что детей надо учить не только средствам и способам иностранного общения, но и культуре общения. Преобладание фронтальной формы обучения, при которой основным отношением является «учитель-ученик», совместная работа детей между собой, имеющая место лишь от случая к случаю, становятся причиной того, что вместе с положительным опытом дети приобретают и «отрицательный». Некоторые из детей привыкают тихо сидеть, но при этом , не обращать внимание на действия других учеников, когда учитель не обращается к ним непосредственно, или ученик может внимательно смотреть на учителя, но при этом молчать, не понимая вопроса. Он не скажет, что не понял вопроса и не попросит его повторить, т.к. он просто усвоил: «Если не можешь ответить, значит, не выучил урок и будет плохая оценка». Такие психологические отрицательные последствия поведения ученика требует от учителя иностранного языка специфического педагогического мастерства и практических умений организовать и поддержать своё общение с учениками. Во взаимодействии учителя и ученик особое значение имеет учёт психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на английском языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей можно создать за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных
мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае учитель опирается на положительные эмоции ученика, Идеология обучения в сотрудничества была детально разработана тремя группами американских педагогов. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого. Развитие умения учиться – это необходимость, которая влияет на оптимизацию учебного процесса. Well begun is half done(Хорошее начало полдела откачало) – гласит английская пословица. Многое на занятии зависит от того, как преподаватель его начнёт. Не следует останавливаться на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы пройдём простое прошедшее время»). Это не всегда соответствует требованиям психологии сотрудничества. Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, учитель обусловливает, каким будет контакт между ним и учащимся. До начала урока учитель решает, что целесообразнее - натаскать или научить учеников, как лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И если преподаватель выступает за подлинное сотрудничество с обучаемым, он: - ставит цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения; - помогает ученику осознать не только цель урока, но и пути ее достижения. Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат. Что же касается этапа тренировки, то сотрудничество учителя и ученика, заключается в том, что даже запоминание изолированных слов может быть
увлекательным и несложным процессом, если он будет использовать пути установления логических ассоциаций. Вот пример задания, основанного на перечислении: Какие свойства человека вы перечислили бы, чтобы показать, что он вам не нравится, несмотря на его достоинства, или, напротив, что вы склонны простить ему его недостатки за его положительные качества: Brave, intelligent, lazy, proud, talkative, confident, selfish, helpful, cheerful, kind, stupid, ... и т.п. (E.g.: brave and intelligent, but selfish or stupid and talkative, but kind and helpful). Таким образом, сама структура учебного процесса является своеобразным средством обучения. При этом учебный процесс является иерархией промежуточных целей: от более крупных (цели цикла занятий, цели отдельного занятия) до самых мелких (цель каждого задания внутри занятия). Практика показывает, что учитель «должен обеспечить плавный и естественный переход от формирования навыков и умений к их функционированию», и что деятельность общения «должна служить не дополнением, а естественным продолжением тех типов деятельности, на которых базируется формирование навыков и умений. Покажу на примере, как коммуникативные опоры позволяют плавно перейти от тренировки к речевой практике. Цель занятия: Совершенствование навыков употребления простого будущего времени в утвердительных и отрицательных предложениях. Формулировка цели для учащихся: It’s natural to wonder what our future will be like. Some things are hard to guess, others are very easy to foresee. Today you will learn to express your ideas about the future and to show, how one event can lead to another. 1. Listen to some ideas expressed by futurologist. Raise your red cards if the idea seems optimistic and your blue cards if the idea is pessimistic. We shall all live in skyscrapers. There won’t be any cars in the streets. We shall use helicopters instead of cars. We shan’t have to walk much. We shall be able to control the weather. Первое задание сводится лишь к восприятию отдельных предложений на
слух, но каждое предложение должно быть взвешено и оценено слушающими в зависимости от их собственного мнения. 2. Read, look up and say. It is `natural to be `interested in the future. We may `have to face a `lot of im`portant problems. Второе задание носит формальный характер, но подготавливает условия для коммуникативных заданий, поскольку предложения для обработки произношения и ритма расположены не только по нарастанию фонетических трудностей, но и в логической последовательности, образуя связные высказывания. 3. Now look through the list of the ideas you have just heard (task 1) and join some of them using “and”, ‘but”, “besides” or “because”.E.g.: People will live much longer because many dangerous diseases wil disappear and, no one will die from hunger. 4. Enumerate the real danger that people will have to face in the very near future. Begin with the most obvious one. The worst danger is that there will be too many people in the cities. Besides, we may have to cut down all our forests. В третьем и четвёртом задании учащиеся жёстко ограничены в употреблении грамматических структур, но могут свободно выбирать и комбинировать готовые блоки. 5. Read the text. It’s not complete. But you are given several versions of the final sentences. Choose one of them and supply the missing sentences to express your own viewpoint. People talk much of ecological problems. They say it will soon be difficult to breathe without a gas mask on. Many people are afraid that soon there will be no more fish in the rivers. Scientists warn us about the green house effect. It means that the temperature will keep rising and the polar ice will start melting ... (to close down plants and factories; changes in nature,...) 6. It’s difficult to foresee the future. We can only suppose that something may happen. So try to give several hypotheses about the things that will or may happen if:
...dangerous diseases disappear; ...the polar ice melt; ...we leave all our problems to computers. E.g.: If dangerous diseases disappear, people will live much longer. Все эти задания позволяют учащимся по-своему формулировать отдельные части высказывания, хотя те, кто послабее, могут удовлетвориться комбинацией фраз из предыдущих заданий. 7. General discussion: - Do you think the people of tomorrow will be happier than we are? - What advice can you give to future generations? - “We do not own the Earth: we have borrowed the planet from future generations”. What does this statement mean? Explain, please Седьмое задание является не тренировочным, а подлинно речевым, но предшествующая тренировка облегчает слабым учащимся участие в дискуссии: даже если они построят своё высказывание лишь из блоков, предлагающихся в качестве опор, они смогут высказать свою точку зрения наравне с остальными. Таким образом, коммуникативные опоры подсказывают учащимся, что можно сказать в том или ином случае и как оформить мысль. Эффективность такой работы связана с тем, что не ограничивается свобода творчества ни сильного, ни слабого учащегося. Так, следующее задание обучает оценивать объективность и уместность характеристик, учитывая официальный тон общения и информацию, которая может интересовать адресата: Выберете из данных фраз те, что могли бы войти в письменную рекомендацию, которую начальник даёт подчинённому. Расположите их по степени важности: He is not a bad chap. He is serious and quiet. He has a sense of responsibility. He is a rather good-looking. He is absolutely honest ...etc. Коммуникативные опоры применяются также и при формировании умений общения. Нельзя не согласиться с И.Л.Бим, что коммуникативность «не сводима только к установлению с помощью речи социальных контактов, а это
приобщение личности к духовным ценностям других народов – через личное общение и через чтение». На процесс формирования умений влияет не меньшее количество обстоятельств, чем на процесс формирование навыков. Так, например, коммуникативная ситуация, о которой много пишут и говорят, не всегда раскрывая, что за этим стоит, на самом деле предполагает учёт множества факторов, составляющих две большие группы: условия общения и характеристики участников общения. Условия общения включают: - ограниченность или неограниченность во времени; - непосредственный или опосредованный способ общения; - официальный или неофициальный характер общения. Характеристики участников общения включают: - их социальный статус; - настроение; - отношение друг к другу; - отношение к объекту высказывания (выражающееся в наличии или отсутствии информации, в желании или нежелании общаться на данную тему); - степень воспитанности, т.е. способность или неспособность соблюдать принятые нормы общения.
Заключение
Российское общество сегодня характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально- педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе способствуют творческой работе учителей в сотрудничестве с учащимися. Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики. Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. В своей работе я дала характеристику психологических особенностей двух типов взаимодействия («учитель-ученик », «ученик-ученик»). Эти два типа взаимодействия связаны между собой по степени сложности. Овладение каждой более простой формой сотрудничества является обязательным условием успешного овладения более сложной формой. Поэтому на уроках иностранного языка переходить к более сложным формам типов сотрудничества можно только тогда, когда обеспечено достаточно свободное владение всеми предыдущими способами взаимодействия.

Приложение

Тест №1
«Тактика взаимодействия» С помощью этого теста можно прояснить тенденции общения (направленность на противоборство или на сотрудничество). Из приведенных утверждений нужно выбрать вариант «а» или «б». 1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения. 2. а) Я стараюсь избежать неприятностей. б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем считаешь себя правым, на дискомфорт внимания обращать не следует. 3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения. б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека. 4. а) Я думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми. б) Разногласия всегда волнуют меня. 5. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения. б) Я считаю, что всегда надо доказывать свою точу зрения. 6. а) Считаю, что всегда надо искать общие точки зрения. б) Думаю, что надо стремиться к осуществлению своих замыслов. 7. а) Я обычно, сообщаю свою точку зрения, прошу людей высказаться. б) Я считаю, что лучше демонстрировать преимущество своей точки зрения. 8. а) Я обычно пытаюсь убедить других людей б) Чаще я пытаюсь понять точку зрения других людей. 9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. б) Беседуя, я слежу за развитием мысли собеседника. 10. а) Я обычно отстаиваю свою позицию. б) Я склонен, если меня убедят, переменить свою позицию. Обработка результатов: П=1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а. С=1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б.
Подсчитайте количество совпадений по «П» (противоборство) и «С» (сотрудничество). Оцените степень выраженности тенденций.
Тест №2
Взаимоотношения учителя с классом Инструкция. Прочтите предлагаемые суждения. Подчеркните в каждом из них тот номер ответа, который в наибольшей степени соответствует типу взаимодействия в общении с классом. 1. Начиная работать с классом, постараюсь почувствовать и понять особенности этого коллектива. Всегда 7654321 никогда. 2. Придя на урок, стараюсь понять сегодняшнее состояние класса. 3. В каком бы состоянии ни был класс, пытаюсь создать на уроке благоприятную обстановку. 4. Если чувствую, что между классом и мной возникло несогласие (зреет конфликт), пытаюсь все проанализировать. 5. Если чувствую, что между классом и мной возникает непонимание, пытаюсь откровенно поговорить с учащимися. 6. Свое плохое самочувствие и настроение стараюсь скрыть от учащихся. 7. На уроке думаю только о деле, забывая о своих проблемах. 8. Организуя групповую работу на уроке, стараюсь учитывать взаимоотношения учащихся. 9. При опросе учащихся стараюсь показать наиболее интересные, индивидуальные черты личности каждого ученика. 10. Проводя урок , стараюсь замечать и учитывать изменения в настроении класса, его реакциях. 11. Уроки пролетают для меня очень быстро. Комментарии к тексту. Чем больше у вас ответов ближе к левой части шкалы (7,6,5), тем оптимальнее вам удается строить свои взаимоотношения с
учащимися на уроках. И наоборот, чем больше ответов ближе к правой части шкалы, тем менее благоприятно складывается ваши отношения с классом


Список используемых источников
1. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении – М., Просвещение, 1991г 2. Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. Иностранный язык в школе., 1991г. 3. Рубинштейн С.А., Принцип творческой самодеятельности. Вопросы психологии., 1986г. 4. Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. – 2000г. 5. Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения., М., Педагогика, 1986г. 6. Тюков А.А., Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного языка в школе, Иностранные языки в школе, 1988г. 7. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе., М., 1988г. 8. Радионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и старших школьников. Психология и творчество., Л., 198


В раздел основное общее образование