"ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"
статья
Автор: Попова Наталья Сергеевна, учитель музыки, МБОУ СОШ № 87, ЗАТО Северск Томская область
В раздел основное общее образование
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ИЛИ
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
I.
Осознание глобальных проблем.
Сегодня мы становимся свидетелями приближающейся экологической катастрофы. И каж-
дый должен сделать все, что может, чтобы предотвратить ее. Но для этого нам как минимум
необходимо реально представлять проблему и в чем смысл борьбы с ней.
Многие тысячелетия человечество существовало как бы вне осознания собственной гибе-
ли. Эволюция последних столетий свидетельствует о несомненных достижениях человеческой
цивилизации. Это и увеличение продолжительности жизни, большая обеспеченность людей
продуктами и товарами, развитие науки и техники.
Все это так. Но в то же время уже с конца XIX века раздаются обеспокоенные голоса о да-
леко не полном благополучии мира. «Началом человечества следует считать момент, с которого
человеческая история стала двигаться быстрее истории окружающей природной среды». Стре-
мительно
обгоняя
природную
среду,
человечество
проявило
неспособность «подняться
до
уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обя-
занности и ответственность в нем».
Конфликт с природой все возрастал, равно угрожая и человеку, и среде его обитания. От-
сюда новое состояние человечества, породившее дисциплину – алармизм (от alarm – тревога).
Тревога за жизнь свою и всей планеты. Главной целью становится система антропогенной
нагрузки на биосферу. Так появляется меганаука – экология. Она непрерывно расширялась по
содержанию, вбирая в себя все новые направления и разделы. Экологическое образование, что
и сама экология, также стало разветвленным, комплексным и весьма объемным:
охрана природы;
рациональное использование природных ресурсов;
охрана окружающей среды и науки об окружающей среде;
экологическая безопасность;
серия дисциплин: природопользование, геоэкология, инженерная экология,
экономика природопользования, экологическое право, экополитика, эколо-
гический аудит, экология человека и др.
Все направления могут произвести впечатления некоторых отдельностей. На самом деле
почти все они пересекаются, переплетаются и сливаются. И все-таки каждое может и должно
стать темой и проблемой специального исследования, т.к. каждое значимо для экологического
статуса человека, для его выживания в непрерывно и весьма неблагополучно развивающемся
мире..
Несколько подробней остановлюсь на формировании компонентов личности или экологии
человека средствами музыки. Почему возник интерес к этой проблеме? «Вместе с проблемой
охраны внешней среды возникает проблема охраны внутреннего мира человека».
Духовная интоксикация мира нисколько не менее опасна, чем радиационное и химическое.
Речь идет о сохранении личности человека, как неповторимого биосоциального и духовного
существа. Нарушение экосистемы личности человека может обернуться экологической ката-
строфой в целом.
Мы часто можем наблюдать картину без толку бродячей кучки молодых людей – девушек
и парней, которые, не стесняясь бранятся, курят, пьют, ведут себя крайне непристойно. Они
утверждают, то их жизнь прекрасна. А в чем заключается их смысл жизни? Что они от нее
ждут? Что хотят оставить после себя? Они не могут ответить. Над этими вопросами они не за-
думывались. Их умы ушли под сокращение, деградировались. В этом и заключается трагизм
происходящего.
Именно не умение жить в современном сложно организованном обществе приводит сего-
дня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения, к которому надо относить
не только уголовные правонарушения, но и излишнее потребление алкоголя, табакокурение, а
также попытки к самоубийству.
Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Школьная пора, пожалуй, самая важная стадия образования человека как достойного гражданина. Школа дает человеку шанс выбрать свою дорогу в большую жизнь. Образование, которое получает человек должно использоваться во благо. А экологическое образование – это процесс непрерывного становления личности. Именно поэтому экологическое образование не повторяет, а надстраивает школьную программу. Выполнение школой своих задач по обеспечению всеобщего экологического образования позволит вузам сосредоточиться на использовании экологических знаний на практике, выра- ботке способности самостоятельно формировать экологические проблемы и находить пути их решения, что, собственно говоря, и призывает делать в Вильнюсе Стратегия образования в ин- тересах устойчивого развития. Не являясь профессиональным врачом, психологом, социологом и экологом, но будучи учителем музыки в средней общеобразовательной школе, считаю одним из средств решения проблемы экологии человека является музыка. Только за последние полтора десятилетия в мире вышло около полутора тысяч книг и сборников трудов, в которых затронуты все аспекты экологии человека: бытовой, миграцион- ный, социально-психологический, производственный, климато-географический, иммунологиче- ский, генетический и многие другие. И только коло 10% работ (по подсчетам В. Казначеева) посвящены культурной экологии. Лишь немногие из них обращаются к музыке, ее социальному функционированию. Исследования, проводимые во многих странах (США, Англии, Франции, Италии, Польше, Японии, Новой Зеландии) позволяют выделить не менее 50% воздействия музыки на продол- жительность жизни человека. В этой связи становится очевидной необходимость исследования значения музыки в экологии человека. II. Экологические свойства музыки. Перечислим реальные возможности искусства звуков. Среди таковых: социализирующая функция; Релаксационная; музыка как фактор трудотерапии; средство индикации состояния; инструмент управления внимания; способ коммуникации; пособник борьбы с шумом и аудиозасоренностью планеты; оружие; феномен усиления физических сил и умственных способностей человека; возможный аналог пищи; соучастник и средство выяснения истины; фактор на всех этапах и уровнях общения; средство самопознания, универсальный инструмент связи с космосом. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «Эвритмия» - спо- собность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: песни, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм планеты, а затем и подключиться к космическому ритму Вселенной. III. Защитные функции музыки. Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят ему диагноз – невроз, который может принимать тысячи разных обличий. Обычно начинаясь с пониженного
фона настроения, он потом оказывает свое разрушительное действие на весь организм – сердце, сосуды, желудок, печень и т.д. В современной зарубежной литературе изучение различных невротических отклонений объединяется под общим названием «бернаут», что можно было бы перевести как «болезнь пе- регоревшей души». Возможности защитной функции музыки в борьбе за физическое, психическое и духовное здоровье человека практически беспредельны. Здесь борьба с болью во время операционного вмешательства, родов, зубной и головной; заживление ран, стабилизация сна и ускоренная реабилитация больных; снижение артериального давления; уменьшение времени двигательной реакции, «оживление» условных рефлексов; влияние на холестериновый обмен, переключение вегетативной системы; борьба с алкоголизмом, астмой, заиканием, с курением и токсикоманией. Согласно А. Кирхеру психотерапевтические возможности музыки заключаются в ее по- средничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле человека. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие. В процессе внедрения проекта «Формирование компонентов личности средством музыки» в школьных условиях, ожидается, что у школьников пополнятся их духовные ценности, по- явится более оптимистическое восприятие жизни, несмотря на все оставшиеся в ней тяжести. Возрастет ответственность за свои поступки, появится «творческая искра», чувство патриотиз- ма и любви к Родине и всему окружающему, а так же придет понимание того, что такое эколо- гия души. Для реализации проекта необходимо бескомпромиссно решать новые ответственные зада- чи, среди них: 1. Формирование экологического сознания у детей, которое побудит их почувствовать ответ- ственность за создание условий для улучшения физического, психического и духовного здоровья своего и окружающих. 2. Изучение и освоение мирового опыта экологических возможностей музыки. 3. Активное сотрудничество с биологами, валеологом, социологом, психологом и организа- ция межпредметных исследований по экологической проблематике. 4. Направленность творчества на содействие объединенным усилиям – в целях осуществле- нием музыкой всей полноты своих позитивных возможностей. 5. Направленность музыки на более широкое понимание самых разных функций в жизни че- ловека. У всех у нас нет иного выхода, как понять и почувствовать тревогу за жизнь на Земле. По- глотит ли ее стихия? Или как-нибудь «все обойдется? Не слишком ли это легкомысленно и ма- лодушно? У нас есть едва ли не финальная возможность оглянуться, задуматься, предпринять все необходимое для спасение мира. Ибо «восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами».
Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Школьная пора, пожалуй, самая важная стадия образования человека как достойного гражданина. Школа дает человеку шанс выбрать свою дорогу в большую жизнь. Образование, которое получает человек должно использоваться во благо. А экологическое образование – это процесс непрерывного становления личности. Именно поэтому экологическое образование не повторяет, а надстраивает школьную программу. Выполнение школой своих задач по обеспечению всеобщего экологического образования позволит вузам сосредоточиться на использовании экологических знаний на практике, выра- ботке способности самостоятельно формировать экологические проблемы и находить пути их решения, что, собственно говоря, и призывает делать в Вильнюсе Стратегия образования в ин- тересах устойчивого развития. Не являясь профессиональным врачом, психологом, социологом и экологом, но будучи учителем музыки в средней общеобразовательной школе, считаю одним из средств решения проблемы экологии человека является музыка. Только за последние полтора десятилетия в мире вышло около полутора тысяч книг и сборников трудов, в которых затронуты все аспекты экологии человека: бытовой, миграцион- ный, социально-психологический, производственный, климато-географический, иммунологиче- ский, генетический и многие другие. И только коло 10% работ (по подсчетам В. Казначеева) посвящены культурной экологии. Лишь немногие из них обращаются к музыке, ее социальному функционированию. Исследования, проводимые во многих странах (США, Англии, Франции, Италии, Польше, Японии, Новой Зеландии) позволяют выделить не менее 50% воздействия музыки на продол- жительность жизни человека. В этой связи становится очевидной необходимость исследования значения музыки в экологии человека. II. Экологические свойства музыки. Перечислим реальные возможности искусства звуков. Среди таковых: социализирующая функция; Релаксационная; музыка как фактор трудотерапии; средство индикации состояния; инструмент управления внимания; способ коммуникации; пособник борьбы с шумом и аудиозасоренностью планеты; оружие; феномен усиления физических сил и умственных способностей человека; возможный аналог пищи; соучастник и средство выяснения истины; фактор на всех этапах и уровнях общения; средство самопознания, универсальный инструмент связи с космосом. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «Эвритмия» - спо- собность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: песни, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм планеты, а затем и подключиться к космическому ритму Вселенной. III. Защитные функции музыки. Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят ему диагноз – невроз, который может принимать тысячи разных обличий. Обычно начинаясь с пониженного
фона настроения, он потом оказывает свое разрушительное действие на весь организм – сердце, сосуды, желудок, печень и т.д. В современной зарубежной литературе изучение различных невротических отклонений объединяется под общим названием «бернаут», что можно было бы перевести как «болезнь пе- регоревшей души». Возможности защитной функции музыки в борьбе за физическое, психическое и духовное здоровье человека практически беспредельны. Здесь борьба с болью во время операционного вмешательства, родов, зубной и головной; заживление ран, стабилизация сна и ускоренная реабилитация больных; снижение артериального давления; уменьшение времени двигательной реакции, «оживление» условных рефлексов; влияние на холестериновый обмен, переключение вегетативной системы; борьба с алкоголизмом, астмой, заиканием, с курением и токсикоманией. Согласно А. Кирхеру психотерапевтические возможности музыки заключаются в ее по- средничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле человека. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие. В процессе внедрения проекта «Формирование компонентов личности средством музыки» в школьных условиях, ожидается, что у школьников пополнятся их духовные ценности, по- явится более оптимистическое восприятие жизни, несмотря на все оставшиеся в ней тяжести. Возрастет ответственность за свои поступки, появится «творческая искра», чувство патриотиз- ма и любви к Родине и всему окружающему, а так же придет понимание того, что такое эколо- гия души. Для реализации проекта необходимо бескомпромиссно решать новые ответственные зада- чи, среди них: 1. Формирование экологического сознания у детей, которое побудит их почувствовать ответ- ственность за создание условий для улучшения физического, психического и духовного здоровья своего и окружающих. 2. Изучение и освоение мирового опыта экологических возможностей музыки. 3. Активное сотрудничество с биологами, валеологом, социологом, психологом и организа- ция межпредметных исследований по экологической проблематике. 4. Направленность творчества на содействие объединенным усилиям – в целях осуществле- нием музыкой всей полноты своих позитивных возможностей. 5. Направленность музыки на более широкое понимание самых разных функций в жизни че- ловека. У всех у нас нет иного выхода, как понять и почувствовать тревогу за жизнь на Земле. По- глотит ли ее стихия? Или как-нибудь «все обойдется? Не слишком ли это легкомысленно и ма- лодушно? У нас есть едва ли не финальная возможность оглянуться, задуматься, предпринять все необходимое для спасение мира. Ибо «восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами».
В раздел основное общее образование