Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ"

статья

Автор: Попова Наталья Сергеевна, учитель музыки, МБОУ СОШ № 87, ЗАТО Северск Томская область



В раздел основное общее образование



ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ I. Осознание глобальных проблем. Сегодня мы становимся свидетелями приближающейся экологической катастрофы. И каж- дый должен сделать все, что может, чтобы предотвратить ее. Но для этого нам как минимум необходимо реально представлять проблему и в чем смысл борьбы с ней. Многие тысячелетия человечество существовало как бы вне осознания собственной гибе- ли. Эволюция последних столетий свидетельствует о несомненных достижениях человеческой цивилизации. Это и увеличение продолжительности жизни, большая обеспеченность людей продуктами и товарами, развитие науки и техники. Все это так. Но в то же время уже с конца XIX века раздаются обеспокоенные голоса о да- леко не полном благополучии мира. «Началом человечества следует считать момент, с которого человеческая история стала двигаться быстрее истории окружающей природной среды». Стре- мительно обгоняя природную среду, человечество проявило неспособность «подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обя- занности и ответственность в нем». Конфликт с природой все возрастал, равно угрожая и человеку, и среде его обитания. От- сюда новое состояние человечества, породившее дисциплину – алармизм (от alarm – тревога). Тревога за жизнь свою и всей планеты. Главной целью становится система антропогенной нагрузки на биосферу. Так появляется меганаука – экология. Она непрерывно расширялась по содержанию, вбирая в себя все новые направления и разделы. Экологическое образование, что и сама экология, также стало разветвленным, комплексным и весьма объемным:  охрана природы;  рациональное использование природных ресурсов;  охрана окружающей среды и науки об окружающей среде;  экологическая безопасность;  серия дисциплин: природопользование, геоэкология, инженерная экология, экономика природопользования, экологическое право, экополитика, эколо- гический аудит, экология человека и др. Все направления могут произвести впечатления некоторых отдельностей. На самом деле почти все они пересекаются, переплетаются и сливаются. И все-таки каждое может и должно стать темой и проблемой специального исследования, т.к. каждое значимо для экологического статуса человека, для его выживания в непрерывно и весьма неблагополучно развивающемся мире.. Несколько подробней остановлюсь на формировании компонентов личности или экологии человека средствами музыки. Почему возник интерес к этой проблеме? «Вместе с проблемой охраны внешней среды возникает проблема охраны внутреннего мира человека». Духовная интоксикация мира нисколько не менее опасна, чем радиационное и химическое. Речь идет о сохранении личности человека, как неповторимого биосоциального и духовного существа. Нарушение экосистемы личности человека может обернуться экологической ката- строфой в целом. Мы часто можем наблюдать картину без толку бродячей кучки молодых людей – девушек и парней, которые, не стесняясь бранятся, курят, пьют, ведут себя крайне непристойно. Они утверждают, то их жизнь прекрасна. А в чем заключается их смысл жизни? Что они от нее ждут? Что хотят оставить после себя? Они не могут ответить. Над этими вопросами они не за- думывались. Их умы ушли под сокращение, деградировались. В этом и заключается трагизм происходящего. Именно не умение жить в современном сложно организованном обществе приводит сего- дня многих людей к различным формам отклоняющегося поведения, к которому надо относить не только уголовные правонарушения, но и излишнее потребление алкоголя, табакокурение, а также попытки к самоубийству.
Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Школьная пора, пожалуй, самая важная стадия образования человека как достойного гражданина. Школа дает человеку шанс выбрать свою дорогу в большую жизнь. Образование, которое получает человек должно использоваться во благо. А экологическое образование – это процесс непрерывного становления личности. Именно поэтому экологическое образование не повторяет, а надстраивает школьную программу. Выполнение школой своих задач по обеспечению всеобщего экологического образования позволит вузам сосредоточиться на использовании экологических знаний на практике, выра- ботке способности самостоятельно формировать экологические проблемы и находить пути их решения, что, собственно говоря, и призывает делать в Вильнюсе Стратегия образования в ин- тересах устойчивого развития. Не являясь профессиональным врачом, психологом, социологом и экологом, но будучи учителем музыки в средней общеобразовательной школе, считаю одним из средств решения проблемы экологии человека является музыка. Только за последние полтора десятилетия в мире вышло около полутора тысяч книг и сборников трудов, в которых затронуты все аспекты экологии человека: бытовой, миграцион- ный, социально-психологический, производственный, климато-географический, иммунологиче- ский, генетический и многие другие. И только коло 10% работ (по подсчетам В. Казначеева) посвящены культурной экологии. Лишь немногие из них обращаются к музыке, ее социальному функционированию. Исследования, проводимые во многих странах (США, Англии, Франции, Италии, Польше, Японии, Новой Зеландии) позволяют выделить не менее 50% воздействия музыки на продол- жительность жизни человека. В этой связи становится очевидной необходимость исследования значения музыки в экологии человека. II. Экологические свойства музыки. Перечислим реальные возможности искусства звуков. Среди таковых:  социализирующая функция;  Релаксационная;  музыка как фактор трудотерапии;  средство индикации состояния;  инструмент управления внимания;  способ коммуникации;  пособник борьбы с шумом и аудиозасоренностью планеты;  оружие;  феномен усиления физических сил и умственных способностей человека;  возможный аналог пищи;  соучастник и средство выяснения истины;  фактор на всех этапах и уровнях общения;  средство самопознания, универсальный инструмент связи с космосом. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «Эвритмия» - спо- собность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: песни, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм планеты, а затем и подключиться к космическому ритму Вселенной. III. Защитные функции музыки. Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят ему диагноз – невроз, который может принимать тысячи разных обличий. Обычно начинаясь с пониженного
фона настроения, он потом оказывает свое разрушительное действие на весь организм – сердце, сосуды, желудок, печень и т.д. В современной зарубежной литературе изучение различных невротических отклонений объединяется под общим названием «бернаут», что можно было бы перевести как «болезнь пе- регоревшей души». Возможности защитной функции музыки в борьбе за физическое, психическое и духовное здоровье человека практически беспредельны. Здесь  борьба с болью во время операционного вмешательства, родов, зубной и головной;  заживление ран, стабилизация сна и ускоренная реабилитация больных;  снижение артериального давления;  уменьшение времени двигательной реакции, «оживление» условных рефлексов;  влияние на холестериновый обмен, переключение вегетативной системы;  борьба с алкоголизмом, астмой, заиканием, с курением и токсикоманией. Согласно А. Кирхеру психотерапевтические возможности музыки заключаются в ее по- средничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле человека. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие. В процессе внедрения проекта «Формирование компонентов личности средством музыки» в школьных условиях, ожидается, что у школьников пополнятся их духовные ценности, по- явится более оптимистическое восприятие жизни, несмотря на все оставшиеся в ней тяжести. Возрастет ответственность за свои поступки, появится «творческая искра», чувство патриотиз- ма и любви к Родине и всему окружающему, а так же придет понимание того, что такое эколо- гия души. Для реализации проекта необходимо бескомпромиссно решать новые ответственные зада- чи, среди них: 1. Формирование экологического сознания у детей, которое побудит их почувствовать ответ- ственность за создание условий для улучшения физического, психического и духовного здоровья своего и окружающих. 2. Изучение и освоение мирового опыта экологических возможностей музыки. 3. Активное сотрудничество с биологами, валеологом, социологом, психологом и организа- ция межпредметных исследований по экологической проблематике. 4. Направленность творчества на содействие объединенным усилиям – в целях осуществле- нием музыкой всей полноты своих позитивных возможностей. 5. Направленность музыки на более широкое понимание самых разных функций в жизни че- ловека. У всех у нас нет иного выхода, как понять и почувствовать тревогу за жизнь на Земле. По- глотит ли ее стихия? Или как-нибудь «все обойдется? Не слишком ли это легкомысленно и ма- лодушно? У нас есть едва ли не финальная возможность оглянуться, задуматься, предпринять все необходимое для спасение мира. Ибо «восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами».


В раздел основное общее образование