"Правописание Ь на конце слов после шипящих. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Морфология и орфография"
Конспект урока
Автор: Поляшова Александра Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МАОУ СОШ №2, город Белоярский ХМАО-Югра
В раздел основное общее образование
Русский язык
Тема: «Правописание Ь на конце слов после шипящих. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография» Цели урока: Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи. Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография» Тип урока: комбинированный, урок контроля и проверки знаний и умений Оборудование: доска, мел, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учеников, проверка по списку присутствующих. Запись темы. I. Проверка домашнего задания 1. Опрос по конспектам. (Два ученика готовятся у доски.) 2. Работа по вариантам. - 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке». - 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения: Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой березе и сел на землю. (М Лермонтов.) 3. Проверка задания: Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой березе и сел на землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми). Схема: [ , , и ]. ) II. Работа по теме урока 1. Фронтальный опрос. Вопросы ученикам: - Почему в слове прочь пишется мягкий знак? - Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих? Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»: III.Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Комментированное письмо. Упр. 191. Проверка «по цепочке». 2. Выполнение заданий по вариантам. Учитель раздает карточки с заданиями.
Карточка №1
- Вставьте пропущенные буквы: Горяч.., доч.., обжеч..ся, зареж.., кулич.., мелоч.., острич.., сплош.., тон..те, уж.., фалыи.., вскач.., вояж.., глуш.., пейзаж.., проч.., свар..щик, убереч..ся, Пишется Не пишется
В существительных
3-го скл. женского рода (рожь, мощь)
В глаголах
а) неопред. формы (залечь, печь пирог) б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь) в) повелит, наклонения (плачь громче)
В наречиях
(вскачь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпеж
В частицах
(вишь, лишь, ишь) В существительных а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож) б) мн. числа родит. падежа (луж, груш)
В кратких прилага-
тельных
(дремуч, колюч)
тягуч.., январ..ский, платеж.., пожарищ.., стриж.., воз..меш.., колюч.., еж.., испеч.., кон..чик, ералаш.., невтерпеж.. .
Карточка №2
- Вставьте пропущенные буквы: Ноч.., камеи..щик, куч.., вет..ви, клян..чить, среж.., тон..чайший, бережешься, зон..тик, брич.жа, щелоч.., биш.., стрич..ся, декабрьский, свеч..ка, брош.., пил..щик, сроч.мый, ден..-ден..ской, плющ.., мельчайший, хрящ.., кумач.., наотмаш.., навзнич.., замуж.., горяч.., молодеж.., сторож.., невмоч.., с плеч.., хорош.., умнож..те, назначите. 3.Проверка заданий. Работа в парах. 4. Самостоятельная работа. Учитель раздает карточки с заданием. - Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак. 15) 1) В..едливый, 2) изъявить, 3) из..ять, 4) бел..этаж, 5) фортеп..яно, 6) ад..ютант, 7) н..юанс, 8) девят..ю, 9) зав..южить, 10) интерв..юер, 11) ос..миног, 12) п..едестал, 13) киносъемка, 14) тепло..емкий 15)транс..европейский, 16) трет..егодний, 17) трех..ярусный 18) четырех..этажный, 19) пас..янс, 20) шампин..он.
Проверка задания. Ответы:
4, 5, 8. 9, 10, 11, 12, 16, 19,20. - Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак. 1) Ал..труист, 2) необходимо бросит..ся, 3) ведеш.., 4) гореч.., 5) горяч.., 6) ералаш.., 7) жеч..ся, 8) замуж.., 9) зареж.., 10) июн..ский, 11) январ..ский, 12) клян.чить, 13) кулич.., 14) мелоч.., 15) наотмаш.., 16) настеж.., 17) острич.., 18) сплош.., 19) тон..ше, 20) явиш..ся.
Проверка задания. Ответы:
1, 2, 3,4, 7, 9, 10, 14-20. - Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак. 1) Вскач.., 2) говориш.., 3) вояж.., 4) залеч.., 5) изречеш.., 6) любуешься, 7) макияж.., 8) назнач.., 9) пейзаж.., 10) проч.., 11) нет стрельбищ.., 12) свар..щик, 13) бетон..щик, 14) тягуч.., 15) тянеш..ся, 16) держиш..ся, 17) несколько крыш.., 18) отсроч..ка, 19) отсроч..те, 19) с..ешьте.
Проверка задания. Ответы:
1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19. IV.Подведение итогов урока, выставление оценок. V.Пятиминутный перерыв перед контрольным диктантом. Используемая литература: 1. Русский язык в школе. 10-11 класс: учебное пособие/ В.Ф.Греков и др. – М. Просвещение, 2003. 2. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарева, Л.П.Дмитриева. – М.:ВАКО, 2004 . – 240с. Урок 2. Организационный момент. Раздаются листы для диктанта. Запись темы на доске. 1. Учитель диктует текст. Дубечня - так называлась наша первая железнодорожная станция - находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких
часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем. В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг. Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда. Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины. Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее. Сад, все больше редея и переходя в настоящий луг,-спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой. И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега - принадлежало инженеру. (241 слово.) (А. П. Чехов.) 2. Пояснение грамматического задания, написанного на доске. Ребята делятся на варианты. Учитель оговаривает время. Дети приступают к работе. Учитель следит за временем, наблюдает за дисциплиной в классе, отвечает на вопросы, если это необходимо. Задания к тексту: 1. Озаглавить текст. 2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вариант); второго предложения из последнего абзаца (II вариант). 3. Выполнить фонетический разбор слов
вправо
(I в.),
еще
(II в.). 4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово). 5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I в.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II в.). 3. По истечении времени урока дети сдают работы. Домашнего задания нет.
В раздел основное общее образование