"Особенности рельефа России"
разработка урока
Автор: Понизова Наталья Петровна, учитель географии, МБОУ "СОШ №18 п.Теплоозерск", п.Теплоозерск, ЕАО
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 п. Теплоозерск»
“Общая характеристика
рельефа России”
(урок географии в 8 классе)
Учитель географии
Понизова Н.П.
Теплоозерск 2014 год
Геологическая история и геологическое строение территории России
Класс: 8 Продолжительность урока: 45 минут; Тема и номер урока в теме: «Общая характеристика рельефа России». Тема «Рельеф России», урок №2; Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: 1. Формирование представлений о рельефе России. Задачи урока: 1. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России. 2. Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы; 3. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой. Оборудование: физическая карта России, медиаизображения гор и равнин, компьютер, медиаресурсы, атласы, произведения авторов о горах и равнинах России. Формы и методы работы на уроке, используемые технологии, элементы технологий: Технология модульного урока с использованием ИКТ. Ожидаемый результат: Предметные УУД: называть особенности рельефа страны. Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электроном сопровождении урока; систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы, взаимоконтроля, развивать умения действовать самостоятельно. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать объекты упомянутые в рассказе учителя). Познавательные УУД: учащиеся должны показывать на физической карте изученные объекты.
№
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Советы по
изучению
УЭ -0
Учитель. Тема сегодняшнего нашего урока «Особенности рельефа
России». Давайте познакомимся с поставленной целью.
Общие цели:
Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Прочитать цель
УЭ -1
Входной контроль.
Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф». Задание: 1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.) 2. Какие основные формы рельефа вам известны. 3. Как различают горы по высоте? 4. Как различают равнины по высоте? 5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России? 6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа? 7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? 8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин .
Учитель. Сегодня мы конкретизируем наши знания, рассмотрев и
Работа выполняется 3 мин. 1б. 1б. 1б.
объяснив особенности рельефа нашей страны. Какой он?
Просмотр видео YouTube “Русская равнина”? В.Высоцкий «Здесь вам не равнина»; «Россия в картинах русских художников».
Учитель. К сегодняшнем уроку каждый из вас подготовил отрывок из
произведений русских авторов, где описываются формы рельефа.
Рядом с подготовленным материалом в своих тетрадях поставьте 5
баллов.
(приложение к уроку) 5б.
УЭ -2
Цель: используя карту определить особенности рельефа России.
Вопросы для работы с картой.
1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? (равнины) 2. В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере) 3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м) 4. Где в России размещаются горы? (на юге и востоке) 5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), складчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые. 6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа (Эльбрус – 5642 м). 7.Полученные данные оформите в виде таблицы.
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах. 1б 1б 1б 1б 4б
УЭ -3
Цель :
сделать выводы об особенностях рельефа России Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности) 1. Преобладают равнины. 2. Равнины расположены на западе и севере. 3. Горы расположены на юге и востоке. 4. Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на север) и с востока на запад. Взаимоконтроль. 4 балла (каждая особенность — 1 балл)
УЭ-4
Выходной контроль.
Цель:
подведение итогов.
Задание.
Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие. 1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские). 2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (Верхоянский). 3. Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай). 4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». (Сихотэ – Алинь) 5. Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный). Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)
6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое). 7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны). 8. Самое восточное нагорье России. (Чукотское). 9. Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга). 10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского).
УЭ5
Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого УЭ-1 8 УЭ-2 8 УЭ-3 4 УЭ-4 10 Итого 30 Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение
Домашнее задание 13,
объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»
Тема: Геологическая история и геологическое строение территории России
№
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Советы по
изучению
УЭ -0
Общая цель: Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Прочитать цель
УЭ -1
Входной контроль.
Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф». Задание: 1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.) 2. Какие основные формы рельефа вам известны. 3. Как различают горы по высоте? 4. Как различают равнины по высоте? 5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России? 6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа? 7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? 8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин . Работа выполняется 3 мин. 1б. 1б. 1б.
УЭ -2
Цель: используя карту определить особенности рельефа России.
Вопросы для работы с картой.
1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? 2. В каких частях страны преобладают равнины? 3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности 4. Где в России размещаются горы? 5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности? 6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа . 7.Полученные данные оформите в виде таблицы.
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах. 1б 1б 1б 1б 4б
УЭ -3
Цель :
сделать выводы об особенностях рельефа России Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности) 1. ____________________ 2. ____________________ 3. ____________________ 4. ____________________. Взаимоконтроль. 4 балла (каждая особенность — 1 балл)
УЭ-4
Выходной контроль.
Цель: подведение итогов.Задание.
Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие. 1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» 2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)
3. Самые высокие горы Юга Сибири. 4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». 5. Крупнейший горный хребет Камчатки. 6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. 7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. 8. Самое восточное нагорье России. 9. Горы на полуострове Таймыр. 10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.
УЭ5
Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого УЭ-1 8 УЭ-2 8 УЭ-3 4 УЭ-4 10 Итого 30 Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение
Домашнее задание 13,
объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»
“Общая характеристика
рельефа России”
(урок географии в 8 классе)
Учитель географии
Понизова Н.П.
Теплоозерск 2014 год
Геологическая история и геологическое строение территории России
Класс: 8 Продолжительность урока: 45 минут; Тема и номер урока в теме: «Общая характеристика рельефа России». Тема «Рельеф России», урок №2; Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: 1. Формирование представлений о рельефе России. Задачи урока: 1. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний об основных формах рельефа России. 2. Способствовать развитию умений учащихся сопоставлять основные формы рельефа со строением литосферы; 3. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой. Оборудование: физическая карта России, медиаизображения гор и равнин, компьютер, медиаресурсы, атласы, произведения авторов о горах и равнинах России. Формы и методы работы на уроке, используемые технологии, элементы технологий: Технология модульного урока с использованием ИКТ. Ожидаемый результат: Предметные УУД: называть особенности рельефа страны. Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию в электроном сопровождении урока; систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы, взаимоконтроля, развивать умения действовать самостоятельно. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать объекты упомянутые в рассказе учителя). Познавательные УУД: учащиеся должны показывать на физической карте изученные объекты.
№
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Советы по
изучению
УЭ -0
Учитель. Тема сегодняшнего нашего урока «Особенности рельефа
России». Давайте познакомимся с поставленной целью.
Общие цели:
Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Прочитать цель
УЭ -1
Входной контроль.
Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф». Задание: 1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.) 2. Какие основные формы рельефа вам известны. 3. Как различают горы по высоте? 4. Как различают равнины по высоте? 5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России? 6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа? 7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? 8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин .
Учитель. Сегодня мы конкретизируем наши знания, рассмотрев и
Работа выполняется 3 мин. 1б. 1б. 1б.
объяснив особенности рельефа нашей страны. Какой он?
Просмотр видео YouTube “Русская равнина”? В.Высоцкий «Здесь вам не равнина»; «Россия в картинах русских художников».
Учитель. К сегодняшнем уроку каждый из вас подготовил отрывок из
произведений русских авторов, где описываются формы рельефа.
Рядом с подготовленным материалом в своих тетрадях поставьте 5
баллов.
(приложение к уроку) 5б.
УЭ -2
Цель: используя карту определить особенности рельефа России.
Вопросы для работы с картой.
1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? (равнины) 2. В каких частях страны преобладают равнины? (на западе и севере) 3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности (Восточно – Европейская, 0-200м, 200-500м, холмистая; Западно – Сибирская, 0-200 м, низменность, Среднесибирское плоскогорье, 500-1000м, плоскогорье, Прикаспийская низменность, 0-200 м, мин. отметка высоты – 28 м) 4. Где в России размещаются горы? (на юге и востоке) 5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности (Уральские, Алтай, Саяны древней складчатости, (1000 – 2000м), глыбовые и складчато – глыбовые; Верхоянский хребет, хребет Черского, горы средней складчатости, (2000-30000м), складчато –глыбовые; Кавказ, Срединный хребет, горы новой складчатости, высокие и высочайшие (30000 – 50000м), складчатые. 6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа (Эльбрус – 5642 м). 7.Полученные данные оформите в виде таблицы.
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах. 1б 1б 1б 1б 4б
УЭ -3
Цель :
сделать выводы об особенностях рельефа России Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности) 1. Преобладают равнины. 2. Равнины расположены на западе и севере. 3. Горы расположены на юге и востоке. 4. Рельеф понижается с юга на север (основное направление течения рек на север) и с востока на запад. Взаимоконтроль. 4 балла (каждая особенность — 1 балл)
УЭ-4
Выходной контроль.
Цель:
подведение итогов.
Задание.
Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие. 1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» (Уральские). 2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (Верхоянский). 3. Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай). 4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». (Сихотэ – Алинь) 5. Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный). Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)
6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое). 7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны). 8. Самое восточное нагорье России. (Чукотское). 9. Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга). 10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского).
УЭ5
Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого УЭ-1 8 УЭ-2 8 УЭ-3 4 УЭ-4 10 Итого 30 Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение
Домашнее задание 13,
объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»
Тема: Геологическая история и геологическое строение территории России
№
УЭ
Учебный материал с указанием заданий
Советы по
изучению
УЭ -0
Общая цель: Познакомиться c главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Прочитать цель
УЭ -1
Входной контроль.
Цель: проверить уровень знаний по теме «Рельеф». Задание: 1. Объясните понятие «рельеф» (Рельеф (от лат. «Relevo» - поднимаю) — все неровности земной поверхности.) 2. Какие основные формы рельефа вам известны. 3. Как различают горы по высоте? 4. Как различают равнины по высоте? 5. Какие крупные тектонические структуры лежат в основе территории России? 6. Какая закономерность существует в размещении крупных форм рельефа? 7. Почему общая характеристика природы начинается с рельефа? Какое влияние оказывает рельеф на другие компоненты природы? 8. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? Контроль учителя, самоконтроль: по слайду проверить правильность определения «рельеф», класификацию гор и равнин . Работа выполняется 3 мин. 1б. 1б. 1б.
УЭ -2
Цель: используя карту определить особенности рельефа России.
Вопросы для работы с картой.
1. По картам атласа определите какая форма рельефа преобладает в России? 2. В каких частях страны преобладают равнины? 3. Назовите крупные равнины России. Как они делятся по высоте (по цвету и шкале высот) и характеру поверхности 4. Где в России размещаются горы? 5. Как они делятся по высоте и характеру поверхности? 6. Назовите наивысшую точку страны в горах Кавказа . 7.Полученные данные оформите в виде таблицы.
Крупнейшие формы рельефа
Их названия
Равнины
Горы
Взаимоконтроль Сверь свои записи с данными на слайдах. 1б 1б 1б 1б 4б
УЭ -3
Цель :
сделать выводы об особенностях рельефа России Задание Используя текст учебника, сделайте вывод «каковы особенности рельефа России» (4 особенности) 1. ____________________ 2. ____________________ 3. ____________________ 4. ____________________. Взаимоконтроль. 4 балла (каждая особенность — 1 балл)
УЭ-4
Выходной контроль.
Цель: подведение итогов.Задание.
Используя физическую карту России совершите виртуальное путешествие. 1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень» 2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. Максимум 10 баллов (1 вопрос — 1 балл)
3. Самые высокие горы Юга Сибири. 4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом». 5. Крупнейший горный хребет Камчатки. 6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. 7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. 8. Самое восточное нагорье России. 9. Горы на полуострове Таймыр. 10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.
УЭ5
Этапы работы Количество баллов по заданиям Итого УЭ-1 8 УЭ-2 8 УЭ-3 4 УЭ-4 10 Итого 30 Критерии оценки. Если ты набрал 28-30 баллов, то оценка за урок «5» (отлично); 25-27 баллов, то оценка – «4» (хорошо); 20-24 балла – «3» (удовлетворительно), у тебя еще будет возможность исправить положение
Домашнее задание 13,
объекты, которые вы «посетили» во время путешествия отметить на контурной карте»
В раздел основное общее образование