"История современной музыки"
рабочая программа по музыке - 9 класс
Автор: Попова Наталья Сергеевна, учитель музыки, МБОУ СОШ № 87, ЗАТО Северск Томская область
В раздел основное общее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №87»
Рабочая программа
по музыке
9 класс
Составитель: Попова Н.С.
Срок реализации 0, 5 года
г. Северск
2015
Рассмотрено
Председатель ШМО ____________/___________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 87 » __________/______ФИО «___»____________20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 87 » ______________/Н.А. Гук___ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основае учебных стандартов школ России, Государственного стандарта основного общего образования. Концепция Д.Б. Кабалевского, реализуемая на основании учебно –
методического комплекса «Музыка»,
В.В. Алеев, Т.И. Науменко;
Целью
уроков музыки в 9 классе является формирование интереса и положительной мотивации к музыкальной специализации школьников в контексте гуманитарного образования.
Основные задачи уроков музыки в 9 классе:
1. дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению; 2. уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне; 3. создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего художественно-педагогического профилирования.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание образовательной программы по музыке в 9 классе построено согласно принципам историзма, последовательности и системности. Реализуется на основе учебно – методического комплекта В.В.Алеева, Т.И. Науменко и раскрывается в 4 разделах – «Афро – американская музыка», «От кантри к рок – н - ролла», «Рок – музыка, «Поп – музыка» Тема уроков в 9 классе реализуется на основе следующих методов: метод художественно- педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы. Освоение темы «История современной музыки» может включать различные формы организации занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием современной музыки в записи (аудио, видео) с последующим коллективным осмыслением и анализом..
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в 9 классе выделяется 1 час в неделю в количестве 19 учебных часов.
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы
В основе рабочей программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются: Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение подростка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через слушание. Драматизация музыкальных произведений. На уроках создаются проблемно – поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Предполагается широкое творческое использование разнообразного музыкального и теоретического материала.
Личностные, регулятивные действия
,
познавательные,
коммуникативные , метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Музыка»
Личностные учебные действия
по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:
• осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно- нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают
учащимся возможность научиться: • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. •
Познавательные универсальные действия
на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание
многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Они обеспечивают
учащимся умение: • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Коммуникативные
универсальные
действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К ним относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 9 классе учащиеся могут освоить:
степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.
2. Содержание учебного предмета
Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в школе приобретает развитие индивидуально - личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии
: История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для школьников. Двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. Музыканты прошлого столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, этнической или общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы - как созидательные, так и разрушительные. Среди школьной аудитории большое количество поклонников рок- и поп-музыки, джаза. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой. Поэтому главная функция уроков в 9 классе - создать условия для реализации этого интереса. Освоение темы школьниками даёт возможность не только для эстетического развития личности, но
и для актуализации и применения на практике ранее полученных знаний по предмету “Музыка”.
Музыка Африки.
Роль музыки в жизни народов Чёрной Африки: труд, праздники, ритуалы. Особенность пения, чередование сольных и хоровых партий - “вопросно-ответная” форма. Неразрывная связь пения и динамичного танца. Отсутствие нотной записи, импровизация. Основа музыки - сложный, “перекрёстный” ритм, ритмическое многоголосие. Ведущая роль ударных инструментов, многочисленная группа барабанов, техника звукоизвлечения.
Афро-американская музыка.
XVI век, первые африканские невольники в Америке. Потребность в рабах, период работорговли XVIII-XIX веков. Становление американской культуры, многонациональная среда. Африканские обряды, песни, инструментальная музыка чёрных рабов. Фольклор афроамериканцев - источник многих музыкальных направлений XX века.
Спиричуэл. Уорк-сонг.
Две группы раннего афро-американского фольклора: светские и духовные песни. Трудовые (уорк-сонг) - во время работ, ритм-помощник, первая музыка негров на новых землях. Обращение негров-рабов в христианство, появление духовных песен (спиричуэл). Сочетание: многоголосие, гармония, мелодии - из европейской музыкальной традиции, импровизация, сложная ритмическая структура - из африканской музыки. Связь поэтического содержания с библейскими текстами, с повседневной жизнью чёрных американцев. Исполнение хором, без инструментального сопровождения.
Блюз.
70-е годы XIX века. Возникновение блюза (соединение трудовых песен и спиричуэл). Тема одиночества и отчаяния, песни бродяг и чернорабочих, жалобы на жизненные неудачи, своеобразный "чёрный" юмор. Ранний - сельский блюз (гитара, банджо, губная гармоника), начало XX века - классический или городской блюз (вокал в сопровождении инструментального ансамбля). Блюзовые ноты, блюзовый лад. Жанр профессиональной музыки. Влияние на формирование джаза и ряда направлений рок-музыки.
Регтайм.
Предшественник джаза. Использование перекрестных ритмов африканской музыки при исполнении модных танцев (полька, кадриль) и марша. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в ритме мелодии, чёткий аккомпанемент - особенность регтайма. Самостоятельный стиль.
Негритянская музыка в США. Традиции и законы.
Поощрение страсти к музыке в эпоху рабовладения. Негритянские оркестры в поместьях, в армии, в многочисленных увеселительных заведениях. Возможность избавления от тяжёлого труда, экономическая свобода. Неиссякаемый приток в сферу музыкального бизнеса, отбор наиболее одарённых. Отсутствие конкуренции со стороны белых музыкантов. Музыка - “негритянская профессия". Отсутствие музыкального образования.
Ученичество и наставничество. Изучение конкретной техники, конкретной манеры, конкретных произведений. Потребность в самовыражении.
Джаз.
Новый Орлеан-родина джаза. Город - южные ворота, важный торговый порт США. Влияние испанской, французской, английской, немецкой и славянской (позже) культуры. Отсутствие межрасовой напряжённости, присутствие креолов. Духовые, симфонические оркестры, оперная, камерная музыка, произведения европейских композиторов классической школы, популярные песенки, блюзы, регтаймы - музыкальный котёл. Начало XX века - возникновение джаза, результат соединения традиций европейской и афро-американской музыки. Импровизация-основа джаза, искусство диалога, устная речь музыки. Понятия "бит", "драйв", "свинг", “скэт".
Музыкальные инструменты джаза.
Использование инструментов симфонического оркестра в более широком диапазоне звучания (свобода, самостоятельность). Огромные выразительные возможности духовых, новая манера извлечения звука, применение сурдин, выразитель музыкальных идей - саксофон. Принципиальное отличие джаза - существование ритм-группы (сопровождение не связано с мелодией). Комплекс ударных инструментов - ударная установка - один музыкант - многокрасочная импровизационная композиция. Большой и малый барабаны, томы, тарелки, конга, бонги, банджо. Состав биг-бэнда.
Разновидности джаза.
Традиционный джаз-диксиленд, симфо-джаз, би-боп, кул, свободный джаз, джаз-рок. Особенности, отличия, представители.
Инструментальный и вокальный джаз.
Классическая модель (тема с вариациями) джазовых инструментальных пьес. Трудовые и духовные песни, блюзы афроамериканцев - начало джазового вокала. Элла Фицджеральд, Луи Армстронг-страницы жизни и творчества. Джазовые танцы: би-боп, фокстрот, шимми, буги-вуги, чарльстон и др.
Эра солистов-виртуозов.
Первая джазовая грамзапись. Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Каунт Бейси, Чарли Паркер, Дюк Эллингтон, Майлз Дейвис-вклад в развитие мировой музыкальной культуры.
Джаз в России.
Советский Союз, 20-е годы. Первые джазовые оркестры в Москве. Оркестры Парнаха В.Я., Цфасмана А.Н., Ландсберга Г.В. "Теа-джаз" Утёсова Л.О. Оркестр Лундстрема О.Л. - школа молодых исполнителей. 1965 год-оркестр Вадима Людвиковского. Вокалисты российского джаза: Пономарёва В., Долина Л., Отиева И.
Ритм-энд-блюз.
Экономический кризис в США 1929-1933годов. Иммиграция чёрного населения сельскохозяйственного Юга на промышленный Север в поисках работы. Выступление блюзовых музыкантов в ресторанах и танцевальных залах. Желание публики развлекаться. Новое течение: ритм-энд-блюз. Отличительное свойство - усилившаяся роль ритма. Использование электромузыкальных инструментов, состав. Небольшое число исполнителей, мощное звучание - модная, коммерчески выгодная музыка. Прочное завоевание музыкальной сцены для чёрных слушателей. Выверенная, приглаженная музыка больших оркестров для белых - разочарование молодёжи. 1951 год, Алан Фрид - ведущий радиостанции, ритм-энд-блюз для белых слушателей. Замена на термин "рок-н- ролл".
Скиффл.
Послевоенная Европа-преобладание джаза. Британское явление - скиффл (традиционный диксиленд, новомодный американский ритм-энд-блюз, народная английская музыка). Состав скиффл-ансамбля: главенство гитары, "музыкальные инструменты" домашнего изготовления. Разрушение непрофессиональным скиффлом барьера между публикой и артистом. Принцип "так может каждый". Проба сил для ведущих музыкантов 60-х годов.
Рок-н-ролл.
Переименование "ритм-энд-блюз" в "рок-н- ролл"- общедоступная музыка. Привнесение собственных традиций белыми музыкантами. Середина 50-х годов - самостоятельное, отличное от ритм-энд-блюза, музыкальное направление. Ведущее место, сольные партии - электрогитара. Напористый, энергичный характер вокала. Поведение исполнителей - раскованное, непринуждённое. Повальное увлечение рок-н-роллом молодёжи, единодушное осуждение его старшим поколением. Элвис Пресли - белый певец с " душой и голосом негра", страницы жизни и творчества. Огромное влияние на рок-музыку.
Группа "Битлз".
Ярчайшее музыкальное явление XX века. Образование группы в одной из школ провинциального города Ливерпуля. Смена состава, названия, периоды увлечения рок-н- роллом, скиффлом. Переворот, превращение развлекательной музыки в серьёзное искусство. Исполнение чужих песен, обращение к самостоятельному творчеству, создание собственного музыкального стиля, множество последователей во всём мире. Вокальное многоголосие, классические оркестровки, использование необычных инструментов, применение звуковых эффектов, расширение выразительных средств, создание первого в истории рок-музыки альбома, развитие главных направлений, включая хард- и арт-рок, неповторимое звучание, мировое признание-изменение представления о самой сущности поп-музыки и её месте в жизни общества. 1963 год - выход дебютного альбома, ведущая рок- группа в мире, создание композиций, считающихся классикой рок-музыки. 1967 год - выход альбома "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” - вершина творчества группы. 1970 год - распад группы.
Музыкальные инструменты рока.
Использование электромузыкальных инструментов. Состав инструментов рок-группы. Необходимость технических устройств. Микрофоны, микшерный пульт, усилители, акустическая система. Порталы и мониторы. Преобразователи звука. Гитарные процессоры и синтезаторы.
Направления рок-музыки.
Кантри-рок, фолк-рок, хард-рок, арт-рок, рок-опера, глэм-рок, панк, хэви-метал, и др. Истоки, особенности, представители.
Рок в России.
Первые шаги русского рока. Градский А. И группа "Тараканы". Появление грамзаписей группы "Битлз". Копирование западных образцов, создание собственного репертуара. Группа "Скоморохи” и русскоязычные рок-композиции. Вокально-инструментальные ансамбли: состав, репертуар, деятельность, первые ВИА ("Поющие гитары", "Весёлые ребята"). Рок в 70-е годы: группа "Машина времени". Рок в 80-е годы: создание студий звукозаписи, группы "Аквариум", "Зоопарк", "ДДТ", "Браво", “Наутилус Помпилиус" и др. Рок в 90-е годы: повышение технического уровня исполнителей, распространение новейших электронных технологий, ведущая роль коммерции, значение телевидения, радиостанций, компьютерной сети. Сближение современного рока и поп-музыки.
Поп-музыка.
Происхождение названия. Разделение понятий поп -, и рок-музыка в 60-е годы. Развлекательная массовая музыка для массового слушателя. Направление "диско": группы "Бонни Эм", "АББА", "Модерн Токинг". 80-Е годы, поп-солисты: Майкл Джексон, Мадонна, Принс и др. Современная поп-музыка: тяготение к юной аудитории, коммерческие проекты. "Спайс Гёрлз", Кристина Агилера, Бритни Спирз. Поп-музыка в России: особенности развития, репертуар. Группы: "Ласковый май", "Мираж", "Любэ", "На-на", "Блестящие" и др. Сольная карьера: Ирина Аллегрова, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и др.
Современная музыка и современный мир.
Две сферы современной музыкальной культуры: традиционная классика и музыка, ставшая частью "массовой культуры". Изолированное развитие "музыки для элиты" и "музыки для всех". Свой слушатель и свои законы развития любого направления. Пропасть между ценителями Баха и поклонниками рок-групп. Одна из основных причин: один и тот же набор выразительных средств до XX века, сегодня - выразительные средства каждого направления очень специфичны. Стремление к музыкальной классике людей, живущих самопознанием, душой. Адресат "музыки для всех” - энергичный, активный человек, живущий прежде всего внешними импульсами. Центр притяжения - молодёжь, ждущая от музыки сильных ощущений, приводящих к самозабвению, а не к самопознанию. Современная музыка- часть специальной индустрии, средство для получения доходов. Продюсер, финансы, реклама. Шоу-бизнес и классическая музыка: признание через "живое" выступление, запись-следствие сценического успеха. Иные законы в поп- и рок-музыке. Освоение человеком нового духовного пространства современной музыки.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения музыки ученик
должен знать и понимать
:
-
специфику музыки как вида искусства; - значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества; -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; - степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; - степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; - степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве; - степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.
уметь:
-Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; -выразительно исполнять соло и хором; -распознавать на слух полифонию и гомофонию ; -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни; - различать на слух звучания отдельных инструментов; - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства; - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.; - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней; -определять свое отношение к музыкальным явлениям. Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально - волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях –коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.
Формы контроля, инструментарий
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Работа по карточкам (знание музыкальных терминов). 2.Кроссворды. 3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 4.Тестирование (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы. 5.«Музыкальная викторина» (фрагменты из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Система оценок:
Критериями успешного освоения курса можно считать: степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве; степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве. Промежуточные результаты отслеживаются в форме понятийных диктантов, музыкальных викторин, сообщений, создании презентаций. Конечный результат - контрольная работа (тестирование) и защита реферата. «5» – твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике. «4» – не точность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3» – слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. «2» – не знание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. «1» – отказ от ответа
3. Тематическое планирование
№ Тема Количество часов Основной вид учебной деятельности Отрабатываемые УУД 1 раздел «Афро – американская музыка», 5 часов Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкальных произведений Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия. 2 раздел «От кантри к рок – н - ролла» 3 часа + 1 час (резерв) Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения; Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия.
3 раздел «Рок – музыка» 6 часов Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия. 4 раздел «Поп – музыка» 3 часа + 1 час (резерв) Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия.
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Персональный компьютер, программное обеспечение (Adobe Audition 3.0, TimeFactory, Sound forge 10.0, Nero 9, Проигрыватель Windows Media, DVD - power) в классе. 2. Музыкальный центр. 3. Репродукции картин известных художников. 4. Аудио и DVD записи эстрадных и джазовых исполнителей, записи с конкурсов вокального мастерства и выдающихся концертных программ (российских и зарубежных). 5. Наличие фортепиано в классе. 6. Наличие синтезатора в классе. 7. Наличие телевизора в классе. 8. Подключение к интернету в классе. 9. Таблицы с музыкальными терминами. 10. Портреты русских и зарубежных композиторов. 11. Справочные пособия, энциклопедии.
Литература
Список литературы.
1. Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989 2. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002. 3. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994. 4. Челышева Т. В.; Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область “Искусство”. М.: Академия, 2005. 5. Чижова И. А. Музыка времён. Иркутск: В-С книжное издательство, 1990. 6. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985 7. Маслова Л.П. Педагогика искусства6 теория и практика. – Новосибирск, 2000. – 125с., ил.
Рассмотрено
Председатель ШМО ____________/___________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________20___г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 87 » __________/______ФИО «___»____________20___г.
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 87 » ______________/Н.А. Гук___ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основае учебных стандартов школ России, Государственного стандарта основного общего образования. Концепция Д.Б. Кабалевского, реализуемая на основании учебно –
методического комплекса «Музыка»,
В.В. Алеев, Т.И. Науменко;
Целью
уроков музыки в 9 классе является формирование интереса и положительной мотивации к музыкальной специализации школьников в контексте гуманитарного образования.
Основные задачи уроков музыки в 9 классе:
1. дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению; 2. уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне; 3. создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего художественно-педагогического профилирования.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание образовательной программы по музыке в 9 классе построено согласно принципам историзма, последовательности и системности. Реализуется на основе учебно – методического комплекта В.В.Алеева, Т.И. Науменко и раскрывается в 4 разделах – «Афро – американская музыка», «От кантри к рок – н - ролла», «Рок – музыка, «Поп – музыка» Тема уроков в 9 классе реализуется на основе следующих методов: метод художественно- педагогической драматургии, проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод перспективы и ретроспективы. Освоение темы «История современной музыки» может включать различные формы организации занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием современной музыки в записи (аудио, видео) с последующим коллективным осмыслением и анализом..
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в 9 классе выделяется 1 час в неделю в количестве 19 учебных часов.
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы
В основе рабочей программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются: Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение подростка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через слушание. Драматизация музыкальных произведений. На уроках создаются проблемно – поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. Предполагается широкое творческое использование разнообразного музыкального и теоретического материала.
Личностные, регулятивные действия
,
познавательные,
коммуникативные , метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Музыка»
Личностные учебные действия
по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Они обеспечивают:
• осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе; • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями; • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности; • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Регулятивные действия
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно- нравственные ценности человечества.
Они обеспечивают
учащимся возможность научиться: • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности; • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему. •
Познавательные универсальные действия
на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание
многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
Они обеспечивают
учащимся умение: • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи; • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях; • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Коммуникативные
универсальные
действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
К ним относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 9 классе учащиеся могут освоить:
степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.
2. Содержание учебного предмета
Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в школе приобретает развитие индивидуально - личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии
: История современной музыки до сих пор остается нераскрытой для школьников. Двадцатый век называют веком музыки. Это определение говорит не столько о популярности музыкального искусства, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Музыкальные направления, стили и жанры вторглись в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. Музыканты прошлого столетия ощутили тесную связь со слушателями. Для композиторов и исполнителей стало важно выражать идеи и мировоззрение своего поколения, этнической или общественной среды, порой конкретных политических и религиозных движений. Они смогли реализовать способность музыкального искусства объединять людей, умело создавая у гигантской аудитории мощные эмоциональные порывы - как созидательные, так и разрушительные. Среди школьной аудитории большое количество поклонников рок- и поп-музыки, джаза. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой. Поэтому главная функция уроков в 9 классе - создать условия для реализации этого интереса. Освоение темы школьниками даёт возможность не только для эстетического развития личности, но
и для актуализации и применения на практике ранее полученных знаний по предмету “Музыка”.
Музыка Африки.
Роль музыки в жизни народов Чёрной Африки: труд, праздники, ритуалы. Особенность пения, чередование сольных и хоровых партий - “вопросно-ответная” форма. Неразрывная связь пения и динамичного танца. Отсутствие нотной записи, импровизация. Основа музыки - сложный, “перекрёстный” ритм, ритмическое многоголосие. Ведущая роль ударных инструментов, многочисленная группа барабанов, техника звукоизвлечения.
Афро-американская музыка.
XVI век, первые африканские невольники в Америке. Потребность в рабах, период работорговли XVIII-XIX веков. Становление американской культуры, многонациональная среда. Африканские обряды, песни, инструментальная музыка чёрных рабов. Фольклор афроамериканцев - источник многих музыкальных направлений XX века.
Спиричуэл. Уорк-сонг.
Две группы раннего афро-американского фольклора: светские и духовные песни. Трудовые (уорк-сонг) - во время работ, ритм-помощник, первая музыка негров на новых землях. Обращение негров-рабов в христианство, появление духовных песен (спиричуэл). Сочетание: многоголосие, гармония, мелодии - из европейской музыкальной традиции, импровизация, сложная ритмическая структура - из африканской музыки. Связь поэтического содержания с библейскими текстами, с повседневной жизнью чёрных американцев. Исполнение хором, без инструментального сопровождения.
Блюз.
70-е годы XIX века. Возникновение блюза (соединение трудовых песен и спиричуэл). Тема одиночества и отчаяния, песни бродяг и чернорабочих, жалобы на жизненные неудачи, своеобразный "чёрный" юмор. Ранний - сельский блюз (гитара, банджо, губная гармоника), начало XX века - классический или городской блюз (вокал в сопровождении инструментального ансамбля). Блюзовые ноты, блюзовый лад. Жанр профессиональной музыки. Влияние на формирование джаза и ряда направлений рок-музыки.
Регтайм.
Предшественник джаза. Использование перекрестных ритмов африканской музыки при исполнении модных танцев (полька, кадриль) и марша. Разрыв ритмического рисунка, смещение акцентов в ритме мелодии, чёткий аккомпанемент - особенность регтайма. Самостоятельный стиль.
Негритянская музыка в США. Традиции и законы.
Поощрение страсти к музыке в эпоху рабовладения. Негритянские оркестры в поместьях, в армии, в многочисленных увеселительных заведениях. Возможность избавления от тяжёлого труда, экономическая свобода. Неиссякаемый приток в сферу музыкального бизнеса, отбор наиболее одарённых. Отсутствие конкуренции со стороны белых музыкантов. Музыка - “негритянская профессия". Отсутствие музыкального образования.
Ученичество и наставничество. Изучение конкретной техники, конкретной манеры, конкретных произведений. Потребность в самовыражении.
Джаз.
Новый Орлеан-родина джаза. Город - южные ворота, важный торговый порт США. Влияние испанской, французской, английской, немецкой и славянской (позже) культуры. Отсутствие межрасовой напряжённости, присутствие креолов. Духовые, симфонические оркестры, оперная, камерная музыка, произведения европейских композиторов классической школы, популярные песенки, блюзы, регтаймы - музыкальный котёл. Начало XX века - возникновение джаза, результат соединения традиций европейской и афро-американской музыки. Импровизация-основа джаза, искусство диалога, устная речь музыки. Понятия "бит", "драйв", "свинг", “скэт".
Музыкальные инструменты джаза.
Использование инструментов симфонического оркестра в более широком диапазоне звучания (свобода, самостоятельность). Огромные выразительные возможности духовых, новая манера извлечения звука, применение сурдин, выразитель музыкальных идей - саксофон. Принципиальное отличие джаза - существование ритм-группы (сопровождение не связано с мелодией). Комплекс ударных инструментов - ударная установка - один музыкант - многокрасочная импровизационная композиция. Большой и малый барабаны, томы, тарелки, конга, бонги, банджо. Состав биг-бэнда.
Разновидности джаза.
Традиционный джаз-диксиленд, симфо-джаз, би-боп, кул, свободный джаз, джаз-рок. Особенности, отличия, представители.
Инструментальный и вокальный джаз.
Классическая модель (тема с вариациями) джазовых инструментальных пьес. Трудовые и духовные песни, блюзы афроамериканцев - начало джазового вокала. Элла Фицджеральд, Луи Армстронг-страницы жизни и творчества. Джазовые танцы: би-боп, фокстрот, шимми, буги-вуги, чарльстон и др.
Эра солистов-виртуозов.
Первая джазовая грамзапись. Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Каунт Бейси, Чарли Паркер, Дюк Эллингтон, Майлз Дейвис-вклад в развитие мировой музыкальной культуры.
Джаз в России.
Советский Союз, 20-е годы. Первые джазовые оркестры в Москве. Оркестры Парнаха В.Я., Цфасмана А.Н., Ландсберга Г.В. "Теа-джаз" Утёсова Л.О. Оркестр Лундстрема О.Л. - школа молодых исполнителей. 1965 год-оркестр Вадима Людвиковского. Вокалисты российского джаза: Пономарёва В., Долина Л., Отиева И.
Ритм-энд-блюз.
Экономический кризис в США 1929-1933годов. Иммиграция чёрного населения сельскохозяйственного Юга на промышленный Север в поисках работы. Выступление блюзовых музыкантов в ресторанах и танцевальных залах. Желание публики развлекаться. Новое течение: ритм-энд-блюз. Отличительное свойство - усилившаяся роль ритма. Использование электромузыкальных инструментов, состав. Небольшое число исполнителей, мощное звучание - модная, коммерчески выгодная музыка. Прочное завоевание музыкальной сцены для чёрных слушателей. Выверенная, приглаженная музыка больших оркестров для белых - разочарование молодёжи. 1951 год, Алан Фрид - ведущий радиостанции, ритм-энд-блюз для белых слушателей. Замена на термин "рок-н- ролл".
Скиффл.
Послевоенная Европа-преобладание джаза. Британское явление - скиффл (традиционный диксиленд, новомодный американский ритм-энд-блюз, народная английская музыка). Состав скиффл-ансамбля: главенство гитары, "музыкальные инструменты" домашнего изготовления. Разрушение непрофессиональным скиффлом барьера между публикой и артистом. Принцип "так может каждый". Проба сил для ведущих музыкантов 60-х годов.
Рок-н-ролл.
Переименование "ритм-энд-блюз" в "рок-н- ролл"- общедоступная музыка. Привнесение собственных традиций белыми музыкантами. Середина 50-х годов - самостоятельное, отличное от ритм-энд-блюза, музыкальное направление. Ведущее место, сольные партии - электрогитара. Напористый, энергичный характер вокала. Поведение исполнителей - раскованное, непринуждённое. Повальное увлечение рок-н-роллом молодёжи, единодушное осуждение его старшим поколением. Элвис Пресли - белый певец с " душой и голосом негра", страницы жизни и творчества. Огромное влияние на рок-музыку.
Группа "Битлз".
Ярчайшее музыкальное явление XX века. Образование группы в одной из школ провинциального города Ливерпуля. Смена состава, названия, периоды увлечения рок-н- роллом, скиффлом. Переворот, превращение развлекательной музыки в серьёзное искусство. Исполнение чужих песен, обращение к самостоятельному творчеству, создание собственного музыкального стиля, множество последователей во всём мире. Вокальное многоголосие, классические оркестровки, использование необычных инструментов, применение звуковых эффектов, расширение выразительных средств, создание первого в истории рок-музыки альбома, развитие главных направлений, включая хард- и арт-рок, неповторимое звучание, мировое признание-изменение представления о самой сущности поп-музыки и её месте в жизни общества. 1963 год - выход дебютного альбома, ведущая рок- группа в мире, создание композиций, считающихся классикой рок-музыки. 1967 год - выход альбома "Оркестр Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” - вершина творчества группы. 1970 год - распад группы.
Музыкальные инструменты рока.
Использование электромузыкальных инструментов. Состав инструментов рок-группы. Необходимость технических устройств. Микрофоны, микшерный пульт, усилители, акустическая система. Порталы и мониторы. Преобразователи звука. Гитарные процессоры и синтезаторы.
Направления рок-музыки.
Кантри-рок, фолк-рок, хард-рок, арт-рок, рок-опера, глэм-рок, панк, хэви-метал, и др. Истоки, особенности, представители.
Рок в России.
Первые шаги русского рока. Градский А. И группа "Тараканы". Появление грамзаписей группы "Битлз". Копирование западных образцов, создание собственного репертуара. Группа "Скоморохи” и русскоязычные рок-композиции. Вокально-инструментальные ансамбли: состав, репертуар, деятельность, первые ВИА ("Поющие гитары", "Весёлые ребята"). Рок в 70-е годы: группа "Машина времени". Рок в 80-е годы: создание студий звукозаписи, группы "Аквариум", "Зоопарк", "ДДТ", "Браво", “Наутилус Помпилиус" и др. Рок в 90-е годы: повышение технического уровня исполнителей, распространение новейших электронных технологий, ведущая роль коммерции, значение телевидения, радиостанций, компьютерной сети. Сближение современного рока и поп-музыки.
Поп-музыка.
Происхождение названия. Разделение понятий поп -, и рок-музыка в 60-е годы. Развлекательная массовая музыка для массового слушателя. Направление "диско": группы "Бонни Эм", "АББА", "Модерн Токинг". 80-Е годы, поп-солисты: Майкл Джексон, Мадонна, Принс и др. Современная поп-музыка: тяготение к юной аудитории, коммерческие проекты. "Спайс Гёрлз", Кристина Агилера, Бритни Спирз. Поп-музыка в России: особенности развития, репертуар. Группы: "Ласковый май", "Мираж", "Любэ", "На-на", "Блестящие" и др. Сольная карьера: Ирина Аллегрова, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и др.
Современная музыка и современный мир.
Две сферы современной музыкальной культуры: традиционная классика и музыка, ставшая частью "массовой культуры". Изолированное развитие "музыки для элиты" и "музыки для всех". Свой слушатель и свои законы развития любого направления. Пропасть между ценителями Баха и поклонниками рок-групп. Одна из основных причин: один и тот же набор выразительных средств до XX века, сегодня - выразительные средства каждого направления очень специфичны. Стремление к музыкальной классике людей, живущих самопознанием, душой. Адресат "музыки для всех” - энергичный, активный человек, живущий прежде всего внешними импульсами. Центр притяжения - молодёжь, ждущая от музыки сильных ощущений, приводящих к самозабвению, а не к самопознанию. Современная музыка- часть специальной индустрии, средство для получения доходов. Продюсер, финансы, реклама. Шоу-бизнес и классическая музыка: признание через "живое" выступление, запись-следствие сценического успеха. Иные законы в поп- и рок-музыке. Освоение человеком нового духовного пространства современной музыки.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения музыки ученик
должен знать и понимать
:
-
специфику музыки как вида искусства; - значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества; -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; - степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; - степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; - степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; - степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве; - степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.
уметь:
-Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; -выразительно исполнять соло и хором; -распознавать на слух полифонию и гомофонию ; -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни; - различать на слух звучания отдельных инструментов; - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства; - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.; - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней; -определять свое отношение к музыкальным явлениям. Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально - волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях –коррекции речи, особенно для детей, которые заикаются.
Формы контроля, инструментарий
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Работа по карточкам (знание музыкальных терминов). 2.Кроссворды. 3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 4.Тестирование (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы. 5.«Музыкальная викторина» (фрагменты из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
Система оценок:
Критериями успешного освоения курса можно считать: степень развития интереса к современной музыке, профессии музыканта-педагога; степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность; степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и к педагогической деятельности; степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве; степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве. Промежуточные результаты отслеживаются в форме понятийных диктантов, музыкальных викторин, сообщений, создании презентаций. Конечный результат - контрольная работа (тестирование) и защита реферата. «5» – твердое знание терминов и понятий, умение применять это значение на практике. «4» – не точность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3» – слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, неумение использовать их на практике. «2» – не знание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике. «1» – отказ от ответа
3. Тематическое планирование
№ Тема Количество часов Основной вид учебной деятельности Отрабатываемые УУД 1 раздел «Афро – американская музыка», 5 часов Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкальных произведений Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия. 2 раздел «От кантри к рок – н - ролла» 3 часа + 1 час (резерв) Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального произведения; Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия.
3 раздел «Рок – музыка» 6 часов Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия. 4 раздел «Поп – музыка» 3 часа + 1 час (резерв) Слушание, восприятие музыки; Разучивание, исполнение музыкального Личностные учебные действия ; Регулятивные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия.
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Персональный компьютер, программное обеспечение (Adobe Audition 3.0, TimeFactory, Sound forge 10.0, Nero 9, Проигрыватель Windows Media, DVD - power) в классе. 2. Музыкальный центр. 3. Репродукции картин известных художников. 4. Аудио и DVD записи эстрадных и джазовых исполнителей, записи с конкурсов вокального мастерства и выдающихся концертных программ (российских и зарубежных). 5. Наличие фортепиано в классе. 6. Наличие синтезатора в классе. 7. Наличие телевизора в классе. 8. Подключение к интернету в классе. 9. Таблицы с музыкальными терминами. 10. Портреты русских и зарубежных композиторов. 11. Справочные пособия, энциклопедии.
Литература
Список литературы.
1. Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989 2. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002. 3. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994. 4. Челышева Т. В.; Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область “Искусство”. М.: Академия, 2005. 5. Чижова И. А. Музыка времён. Иркутск: В-С книжное издательство, 1990. 6. Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985 7. Маслова Л.П. Педагогика искусства6 теория и практика. – Новосибирск, 2000. – 125с., ил.
В раздел основное общее образование