Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Употребление имен прилагательных в речи"

Разработка урока русского языка

Автор: Кравцова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №35, Таганрог



В раздел основное общее образование



Методическая разработка урока русского языка на тему: «Употребление имен прилагательных в речи»

Кравцова Виктория Александровна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №35 г.Таганрога
Пояснительная записка 1. Данный урок представляет интеграцию учебных предметов с использованием интерактивных мультимедиа-технологий (русский язык, литература). Каждый этап описан подробно в разработке урока. Данный урок направлен на формирование коммуникативной, языковой компетенций учащихся. Выбор темы урока предполагает достижение предметных, межпредметных и личностных результатов, которые в совокупности определяют направления формирования качеств личности: личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное развитие. Для проведения данного урока необходим проектор, интерактивная доска, колонки (в презентации к уроку использован видео фрагмент), Microsoft Office 2007 (Microsoft Power Point 2007). 2. Учебные предметы: русский язык, литература. 3. Уровень образования школьников: 6 класс общеобразовательной школы. 4. Форма учебной работы: классно – урочная. 5. Педагогические технологии, используемые на уроке: информационные технологии, технология развивающего обучения. 6. Методы и приемы обучения: квазиисследование, различные виды беседы, рисование, наглядные методы, комплексный анализ текста, самопроверка. 7. Описание разработки:

Тема урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

Цели урока.
Образовательные: - актуализировать знания учащихся об имени прилагательном, лексико – грамматических разрядах имен прилагательных, о типе речи «описание», о прямом и переносном значении слов, об эпитете, олицетворении; Развивающие: - развивать умение логически мыслить, обобщать, выделять главное, существенное; - совершенствовать навык текстообразования; - совершенствовать навык определения темы и основной мысли произведения; - формировать языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции. Воспитательная: - формировать интерес к русскому языку; - воспитывать культуру общения.
Тип урока:
интегрированный урок (русский + литература).
Оборудование:
экран, проектор, компьютер, колонки, карточки для рефлексии (смайлики), цветные и простые карандаши, ватман, тетрадь – справочник, тексты для работы в группах, геометрические фигуры из цветной бумаги для деления учащихся на группы.

Ход урока.

Этап

Содержание

Использование

интерактивных

мультимедиа-

технологий

Организационный

момент
Деление на группы при помощи значков. Учащиеся входят в класс, выбирают геометрическую фигуру определенного цвета. Рассаживаются за парты, расставленные для групповой работы, с учетом того цвета, который они выбрали. На экране первый слайд
Мотивация к

учению
Просмотр фрагмента из киножурнала «Ералаш» («Повесть о первой любви»). Слайд 2 (переход на 2 слайд осуществляется по щелчку)
Подготовка к

восприятию темы

Постановка целей

урока для

учащихся
Беседа. - Что вас рассмешило в этом эпизоде? (Бедная, неправильная речь). - А ведь такую речь мы часто слышим на улице, в школе. Иногда нам даже трудно понять собеседника. Поэтому ваша задача – учиться точной, красивой, образной и выразительной речи. И наше занятие вам в этом поможет. 3 слайд (переход по щелчку после просмотра видеофрагмента)
Постановка

учебной задачи

для групп

Слово

учителя:
Я хочу предложить вашему вниманию тексты, а вы выступите в роли художников-иллюстраторов. Создайте рисунок к данному тексту. Но важно соблюдать условие: точно изобразить только то, о чем написано в тексте. По окончании работы вам нужно Слайд 4 (по щелчку)

Работа в группах
будет защитить свой рисунок. А чтобы ваша работа спорилась, каждому члену группы будет отведена своя роль. Обратите внимание на обратную сторону карточек, которые вы получили в начале урока. Кто- то из вас станет руководителем группы, ответственным за результат; кто-то – художником, непосредственно создающим картину; кто-то – докладчиком, его задача – работа с текстом, а хранитель времени будет следить за тем, чтобы задание было завершено в срок. На эту работу вам отводится 15минут. Можете приступить к выполнению работы. ТЕКСТЫ ДЛЯ ГРУПП:
1 группа
Вокруг нас расстилался луг. По краям росли березки. На поляне красовались цветы. В воздухе порхали птички и бабочки. На ветвях деревьев сидели попугаи. За лесом виднелась река.
2 группа
Вокруг нас расстилался паркетный луг. По краям росли медвежьи березки с бабушкиными листочками. На поляне красовались мебельные, столовые, булочные цветы. В воздухе порхали квадратные птички и зимние бабочки. На ветвях деревьев сидели арктические попугаи. За ручными деревьями виднелась кожаная река.
3 группа
Вокруг нас расстилался зеленый луг. По краям росли белоствольные березки с маленькими, резными листочками. На поляне красовались розовые, белые и голубые цветы. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели ярко- зеленые попугаи. За высокими деревьями виднелась извилистая река. После щелчка на слайде 4 появится хранитель времени

4 группа
Вокруг нас расстилался зеленый луг. По краям росли стройные березки с молодыми листочками. На поляне красовались розовые, белые и голубые цветы. В воздухе порхали крошечные птички, веселые разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели ярко-зеленые попугаи и задорно переговаривались. За сказочным лесом виднелась спокойная, задумчивая река. (По А.Волкову)
Выступление

групп
Ребята, сейчас каждая группа продемонстрирует свою работу, а ваша задача – определить, точно ли иллюстрация совпадает с предложенным текстом. Итак, слово – докладчикам. Защита рисунков (чтение текста, объяснение, что изобразили, почему) - Почему вы создали именно такую иллюстрацию? - Что вы отразили в рисунке? Во время выступления групп на экране слайды с текстом каждой группы 1 группа – слайд 5 2 группа – слайд 6 3 группа – слайд 7 4 группа – слайд 8
Актуализация

знаний
Беседа: - Какой группе удалось верно отразить действительность? (Показать её такой, какая она есть на самом деле) - Подумайте, слова какой части речи помогли 3-й и 4-й группе создать точный рисунок? Предполагаемый ответ: прилагательное. - Именно прилагательные призваны делать нашу речь точной, меткой. Не случайно в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое 4-е слово – прилагательное). - Вы верно заметили, что рисунки 3-й и 4-й групп очень похожи, а тексты немного отличаются. Скажите, какие имена Слайд 9

Промежуточный

итог урока
прилагательные не удалось изобразить ребятам 4-й группы? Почему? Предполагаемый ответ: возможности речи, живого слова шире возможностей живописи. - В каком значении употреблены эти слова? Предполагаемый ответ: прилагательные употреблены в переносном значении. - Верно, помимо прямого значения слово может иметь и переносное.
Групповая работа
Сейчас вы все получите текст, который предлагался учащимся 4-й группы, и над прилагательными надпишете, в каком значении они употреблены – прямом или переносном. Переход на слайд 10
Самопроверка
Проверка выполненного задания с экраном. По щелчку на слайде 10 поочередно появляются надписи над прилагательными (в каком значении, прямом или переносном, они употреблены)
Объяснение

нового материала
- Какую роль выполняют в тексте имена прилагательные, употребленные в прямом значении? (учащиеся конкретизируют отличительные свойства предмета: цвет, размер, форму). - А в переносном? (придают тексту образность, яркость, даже передают настроение автора). - Вспомните, как называются такие яркие, образные определения? (эпитеты). Учащиеся записывают определение «эпитет» в тетрадь – справочник. - Верно, «веселые бабочки», «спокойная река»... – это эпитеты. Без эпитетов не обходится ни одно художественное описание, и вы убедились, как умело и уместно употребляет их Александр Волков, автор книги «Волшебник Изумрудного Переход на слайд 11 по щелчку

Промежуточный

итог урока
города». Не менее важна их роль в поэзии. У Александра Прокофьева есть очень красивое стихотворение «Люблю березку русскую…». Давайте прочитаем его. - Какие эпитеты встретились в этом стихотворении? - Какова их роль в произведении? - Благодаря им автор не только рисует живые картины, создает художественный образ, но и воздействует на мысли и чувства читателя. - Итак, мы сумели убедиться в том, что правильное, уместное, точное употребление имен прилагательных делает нашу речь легкой для восприятия, выразительной, образной, эмоциональной. Слайд 12
Определение

учащимися темы

урока
- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что тема занятия не была названа. Давайте вместе её сформулируем. Обсудите, пожалуйста, в группах ваш вариант темы урока и обоснуйте свой выбор. Какой вариант, на ваш взгляд, наиболее точно отражает тему нашего сегодняшнего разговора? Слайд 13 после определения темы урока
Итог урока
- Ребята, сегодня звучали прекрасные образцы поэзии и прозы. И, согласитесь, как нелепо после этого воспринимается речь персонажей «Ералаша», звучавшая в начале занятия. В искусстве существуют принципы создания комических ситуаций. - С помощью чего автор «Ералаша» создает комическую ситуацию? Предполагаемый ответ: комическая ситуация создается при помощи неправильной речи. - Верно, показывая нарушения речевого этикета, языковых норм, автор создает
комическую ситуацию. - Язык – это инструмент. Речь – средство общения. Инструментом (т.е. языком) нужно пользоваться умело, чтобы не нарушать принципов общения и не загрязнять нашу речь. И, чтобы не выглядеть смешным, как герои «Ералаша», нужно умело использовать слова разных частей речи, ведь наш язык «великий, могучий, правдивый, свободный», как говорил И.С.Тургенев. Слайд 14 ( при появлении слайда необходимо осуществить щелчок один раз, далее анимация автоматическая) Слайд 15 (слова И.С.Тургенева появляются автоматически)
Домашнее задание
Коробка – сюрприз. Ребята вынимают из коробки фанты разного цвета. Красные – задания репродуктивного характера (по учебнику), зеленые – творческие.
Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. На ваших столах лежат смайлики. Выберите, пожалуйста, тот, который отражает ваше настроение. - Спасибо, благодарю за сотрудничество. Слайд 16


В раздел основное общее образование