"Система работы по формированию ценностного отношения к народным традициям во внеурочной работе и на уроках русского языка и литературы"
статья
Автор: Крупнова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Клушинская основная общеобразовательная школа", село Самуйлово, Гагаринский район, Смоленская область
В раздел основное общее образование
«Система работы по формированию ценностного отношения к
народным традициям во внеурочной работе и на уроках русского
языка и литературы»
Статья Автор: Крупнова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы. Смоленская область, Гагаринский район, село Самуйлово В последние годы у детей заметно снижение интереса к литературе, русским народным традициям. Я работаю с детьми с 19 лет. Закончила Гагаринское педагогическое училище, затем Смоленский государственный педагогический институт. С первых же дней работы в качестве учителя поняла, что преподавать литературу старым традиционным способом не всегда эффективно. Стала читать, думать, искать нестандартные решения. Всегда активно принимала участие в работе методического объединения. Ни для кого не секрет, что в школе обучаются вместе с сильными ребятами ещё и слабые в отношении учёбы ребята, и самое страшное, что и сами они, как правило, закомплексованы, не уверены в своих силах. Задача всего педагогического коллектива – сломать устоявшиеся стереотипы, заставить каждого поверить в себя, «раскрыться», доказать каждому ребёнку, что он обязательно в чём-то талантлив. И, я считаю, здесь на первый план выступают уроки литературы. Я очень люблю свою профессию, люблю детей, умею находить с ними общий язык, люблю поиски нестандартных подходов, решений. Я никогда не требую от ребят высоких оценок. Может быть, «тройка» - это и есть его «пятёрка». Я всегда помню о том, что учащийся имеет право не понять, понять не всё, понять не сразу, т.е. ошибиться. Исходя из этого, в своей работе я ставлю следующие цели и задачи: 1) представление учащимся психологических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего, которые затронут их самих; 2) нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; 3) формирование грамотного культурного человека, который уважает и чтит народные обычаи и традиции; 4) формирование способности к речевой деятельности, коммуникативной компетенции; 5) формирование эстетического вкуса.
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу по литературе, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Важно зажечь, заинтересовать ребят решением конкретной проблемы, личностно значимой для каждого из нас. В создании мотивации важны следующие моменты: 1) доброжелательные отношения с учащимися, готовность прийти на помощь; 2) учение без принуждения (общение, раскрепощённое обсуждение, связь с жизнью; 3) идея опоры: таблицы, схемы, словари и другая дополнительная литература; 4) идея интеллектуального фона: повышать интеллектуальный уровень учащихся; 5) идея коллективного труда: коллективное и групповое обучение. Учитывая специфику обучения в школе (большой объём информации, загруженность учащихся), я использую элементы различных технологий. Наиболее близка мне система Е.Н. Ильина. Он считает литературу предметом, формирующим человека, и, исходя из этого, определяет личность учителя – словесника, нравственную направленность преподавания литературы. Вслед за Ильиным, открывшим замечательный закон трёх О (очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем), я считаю, что учение должно начаться с удивления. При создании мотивации на первое место выходит интерес. Далее дидактический процесс строится так: ИНТЕРЕС ВОСПРИЯТИЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЕ ПОИСК ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Чтобы возник интерес, надо идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой.
В системе Ильина мне импонирует принцип обучающего воспитания, принцип максимального приближения к реальной жизни. Наша школа небольшая. Наполняемость в классах маленькая. В 2002 году было решено создать в школе музейную экспозицию «Русская изба», чтобы дети видели, помнили и чтили русские обычаи и традиции, быт русских людей. Такая работа предполагает пробуждение в детях интереса к исследовательской деятельности, развитие у них воображения и фантазии в процессе сотворчества детей и педагогов. Эти задачи близки и понятны нашему коллективу. Сегодня недостаточно рассказать детям о музейной экспозиции, гораздо важнее открыть то, что стоит за каждым предметом, за каждым экспонатом. А это прежде всего – события жизни простых людей, наших предков. На занятиях в «Русской избе» дети постигают психологию людей, живших в прошлом. А она отличалась, ведь их жизнь была так не похожа на нынешнюю. Важно помочь детям осознать своё место в настоящем, для чего им необходимо пофантазировать относительно будущего, поразмышлять о том, что каждый из них оставит после себя. Ребята активно приняли участие в этой работе. Мы за лето обошли несколько деревень, чтобы собрать экспонаты. Вначале люди отнеслись к этому настороженно, а теперь сами заходят к нам, чтобы посмотреть выступления ребят, посвященных русским народным праздникам. Наша музейная экспозиция создавалась постепенно по результатам экспедиций, в которых участвовали ребята самых разных возрастов. Каждый предмет музейной экспозиции вызывает у них определённые ассоциации, будит воспоминания о встречах с людьми, которые о каждой своей вещи рассказали самые сокровенные воспоминания. Создавая музейную экспозицию, ребята, образно говоря, строили для себя дом, в котором можно собраться, посмотреть выступления своих товарищей, побеседовать, поиграть и просто попить чайку со своим классом. Этот выбор сделан неслучайно: 1.Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство детей с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. 2.Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. 3.Народная культура воплощена в доступных для учащихся формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Кроме того, с народной медициной, народной кухней ребята встречаются и в повседневной жизни. 3.Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет учащимся стать активными участниками игры. Они могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляют изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
4.Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. 5.Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания школьников даёт возможность решить многие воспитательные задачи: 1)развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов ребёнка; 2)воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 3)сплочение коллектива; 4)органичное включение родителей в воспитательный процесс; 5)использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы. Почему было решено создать именно Экспозицию Русской избы? Да потому, что слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». В прошлом «избой» называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, заимке, хуторе. Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились, из дерева. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно решить не только чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под брёвна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно – символы богатства и семейного тепла, ладан – символ святости дома. Окончание строительства дома отличалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе. С помощью экспозиции «Русская изба» я стараюсь решить непростые задачи образовательного процесса: приобщить детей к русской культуре как части мирового наследия и к исследовательской работе. Современная школа подчас страдает однобоким развитием детей, приучая их к механическому запоминанию больших объёмов знаний. Информационный багаж растёт,
а воображение ученика не включается. Детей отучают удивляться. У них не вырабатывается навык самостоятельного эмоционально окрашенного осмысления полученных знаний. В результате формируется личность с обеднённой эмоциональной жизнью. По этой причине детям трудно общаться. Встречи с предметами прошлого, если и не воссоздают всю картину этого прошлого, тем не менее помогают (с помощью учителя) представить его героев с их непривычной для современных детей системой ценностей. Как же включить воображение детей, пробудить в них фантазию на занятиях в «Русской избе», где всё воспроизведено в народных традициях. Делаю я это, например, с помощью вопросов. На своём первом занятии я просто рассказала ребятам о расположении предметов в избе, что, где и почему как расположено. У каждого предмета своё название, а многие названия уже нам неизвестны. Ребята слушали очень внимательно. У них возникло множество вопросов. Это для них ново, необычно. С учащимися младшего школьного возраста я провожу занятия с первых дней посещения школы – это знакомство со школой, а значит и знакомство с «Русской избой» - стало неотъемлемой частью школы. Это посещение носит подготовительный характер, подводя к последующему осознанию и уважению традиций и обычаев нашего народа и нашего села. Ведущий метод - игровой. Темы занятий цикла «Здравствуй, музей!» имеют одну задачу помочь младшим школьникам ответить на вопрос: «В чём выражается память о русских традициях и почему важно хранить эту память?» На занятиях я стараюсь воссоздать образы, события, явления, доступные детям этого возраста понятия. Работа с предметом на занятиях с младшими школьниками строю таким образом, чтобы его основные достоинства и особенности были подчёркнуты, и он воспринят как некая весточка из прошлого. Например, при рассмотрении предметов старины я предлагаю ребятам отыскать в них спектр ценности для современных людей, установить через них связь обыденного и духовного, подумать, откуда мог прийти этот экспонат. Например, беседу начать можно с вопросов: - Кто такой домовой? - Где он живёт? - Почему наши предки с уважением относились к этому персонажу? - Какой мультфильм вы смотрели с участием домового? Вопросы сыплются как из решета. Дети тоже отвечают быстро, однако часто демонстрируют незнание литературы: почти все их ответы годятся скорее для юмористических журналов. Но по ходу занятия они вспоминают содержание сказок, пытаются (и многим это удаётся) «расшифровать» скрытую в них информацию. Иногда, если ребята затрудняются в ответах, я сама начинаю им рассказывать о том или ином экспонате, обязательно показав его ребятам. Например, тот же самый веник. Каждый из ребят знает, что это такое, но не каждый расскажет о нём, о том как его чтили и почитали наши предки. Сколько с ним связано русских поверий и обычаев. Приведу пример. В русской деревне для веника использовались обычно ветки дуба или берёзы, листва которых при высушивании не осыпалась. Они заготавливались на всю зиму, хранились на чердаках, в предбанниках. Веником мели пол в избе и сенях каждый день в утренние часы. Заниматься этой работой вечером не полагалось. Вечернее время
отводилось для спокойных домашних занятий: шитья, прядения, плетения лаптей. В русской деревне существовали определённые правила подметания пола. Мусор заметался от порога в угол. Крестьяне говорили: «Не мети избы к порогу: добро выметешь, мети от порога к углу: добро заметёшь в избу». До сих пор мы в некоторых избах можем это услышать. Вениками парились, связывая процесс очищения с защитными свойствами веника, водой из настоя берёзовых листьев мыли голову. Мифологическое сознание русского народа наделяло веник особой магической силой. Вероятно, он ассоциировался у славян с представлением о древе жизни, обнимающим собой весь мир. Древо жизни являлось центром мира, регулировало соотношение жизни и смерти, воплощало плодородие живой природы. Веник, как часть дерева, воплощал основные его свойства и качества. Именно веник – важный атрибут многих русских обрядов: родильных, свадебных, погребальных. В этих обрядах веник играл разную роль. Очень часто он выступал в качестве оберега. Так, например, веник, поставленный с молитвой в угол бани, должен был охранять женщину, там рожавшую, от нечистой силы. Невесту накануне венчания парили в бане веником, чтобы оградить от нечистой силы, способной её испортить перед свадьбой. После погребения покойника около дома зажигали костёр из веников и стружек гроба, ставили на него горшок с углями и прыгали через огонь, чтобы не бояться покойников. Принято было считать, что если к венику относиться без должного уважения, то это может привести к несчастью. Веник, по представлениям русских крестьян, был убежищем для домового, хранителя дома и банника, хранителя бани. При переезде в новый дом обязательно переносили и старый веник, под которым сидел домовой. Если старый веник выбросить, то вместе с ним можно выбросить и «хозяина дома» - домового. Банник же прятался в куче не ошпаренных банных веников. Конечно, подключаю воображение и фантазию, но дети вместе со мной охотно берут на себя роли учёных, исследователей. Результат замечательный: дети узнают о русских народных традициях и обычаях, у них пробуждается желание почитать сказки. На следующей встрече они получают подарки – нарисовать рисунки, написать творческую работу на тему «Что мне рассказал этот экспонат». Так на занятии «Русь избяная» - ребята знакомятся с интерьером избы, размещением предметов, расположение жилища. Ребята узнают, что изба крестьян ориентирована обычно на юго - восток. Смысл такого расположения был связан с представлениями мифологического плана. Юго – восток считался стороной света – «божеская, красная сторона», северо – запад – стороной тьмы, смерти. Ориентируя таким образом свою избу, крестьянин как бы оборачивался «лицом» дома к светлому началу, к БОГУ. Далее веду свой рассказ: «Вот лежит в своей поскрипывающей колыбели малыш. Он ещё только начинает «агукать» и требует пока, казалось бы, чисто материальной, ощутимой заботы о себе – накормить вовремя, да перепеленать, да зыбку покачать… Но уже в это время – начинается его духовное воспитание, незримо, но властно погружающее малыша в атмосферу созидания, в которой пройдёт его дальнейшая жизнь. Кто сейчас является главным лицом в жизни ребёнка? Главный воспитатель – лелёшка- сестричка да бабушка, так как у мамы и других дел много. Это от них на всю жизнь
остаются в памяти сотни песен, сказок, потешек, прибауток. Песни передаются из поколения в поколение – и в то же время рождаются заново каждую минуту, прямо на глазах у ребёнка. Всем нам известная сказка о волке и козлятах имеет десятка два вариантов, все с разными «сюжетными поворотами». Интересно, как сегодня закончит бабуля свою сказку?» На следующем занятии мы с ребятами читаем и исполняем русские народные песни, потешки, вспоминаем сказки, которые каждому рассказывала и рассказывает бабушка. Образы предметов и явлений в работе со школьниками просты, всегда конкретны. Они составляют особый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию исторического сознания, уважения к традициям нашего народа. На данном этапе важно, чтобы ребёнок не только погрузился в мир представлений о прошлом, но и связал их с системой ценностей собственного мира. К словесному творчеству в игре можно поговорить о рукоделии. Представим, как бабушка мастерит внучке забавную тряпичную куклу. Дед вырезает из дерева птичку, а внуки помогают что-то принести, что-то поддержать. Какой простор для творчества открывает эта игра! Невольно копируя в своих играх деятельность взрослых, ребята учатся замечать красоту и соразмерность. Ребёнок становится творцом и в «свободном полёте» творчества обретает себя. Вот решето – вроде бы обычная кухонная утварь, но оно сплетено из полос лыка с разными оттенками, напоминая необычайно красочную мозаику… Для чего это всё было нужно хозяину, зачем он тратил свои силы и время на украшение того, что скрыто от посторонних глаз? После таких встреч в «Русской избе» дети начинают понимать, что хозяин делал это не на показ, а просто потому, что не мог творить, не создавать постоянно своими руками что- то новое и прекрасное. Узнав, что творческий подход к делу наших предков был естественным состоянием, дети тоже становятся творцами. Один из основных принципов работы «Русской избы» заключается в том, чтобы учиться, играя, а играя – обучаться. И здесь не важно, исследуется ли устройство деревенского дома или изучаются различные виды ткачества. На своих занятиях в «Русской избе» я показываю, как строится творческий диалог учителя и учащихся, как пробуждается фантазия детей через исследование слова. Предлагаю посмотреть на экспонат дома, фотографию дома. Люди всегда строили своё жилище по законам, единым для всего живого. Вот душа дома – горница. Произнесём это слово вслух… - Горница. -Какое другое слово оно нам напоминает? - Горы… - Правильно. Душа устремляется ввысь. Ведь именно в горах, согласно БИБЛИИ, БОГ дал Моисею заповеди, которые мы с вами должны соблюдать. Горница – это малый домашний храм. Человек не представляет себе жилища без БОГА, у него было своё представление об устройстве мира. В горнице царил особый дух дома. Если дом был «намоленным», люди тянулись к нему. В нём было уютно. Бывая в таком доме, мы и сейчас нередко говорим хозяевам: «Уходить не хочется, так у вас хорошо».
В горнице мы пообедаем: застелем на столе скатерть – самобранку и приступим к трапезе. - Ой, а маслице забыли,- вспомнит мать и отправит за ним дочь в голбец (погреб), находящийся под горницей. Что означает слово «погреб»? Какие похожие слова приходят вам на память? - Погребать…Хоронить…Яма…Ну, а теперь ответьте, где хоронят умерших? - На кладбищах… - Какой корень у этого слова? - Клад… - Молодцы! Наши прадеды для своего рода были настоящим кладом. На своих занятиях мы часто занимаемся исследованием слов, находим корень, даём значение этого слова. Работаем со словарями. Ребята очень любят « покопаться» в словарях, найти интересное слово, красиво оформить свою работу, и, конечно же, получить хорошую оценку. А она обязательно будет хорошей, потому что каждый ребёнок что-то да сделал. (Работы детей 4-7 классов прилагаются). Есть замечательный метод, пробуждающий воображение и фантазию,- метод проб и ошибок, который я также использую на своих занятиях. Как сделать обыкновенный материал интересным, доступным, легко запоминающимся? Для этого самому нужно стать обучающимся соответствующего возраста, затем – вжиться в тему, о которой пойдёт речь, а потом набраться терпения при игре – обучении, чтобы добиться результата. Итак, условия приняты, приступаем. Назвала я эту тему «Деревянная, гончарная, металлическая утварь». Каждому предлагается внимательно осмотреться, выбрать какой – то предмет, о котором он хотел бы узнать что – то новое. Задаю вопросы: - Скажи, чем этот предмет домашней утвари тебя заинтересовал? - Как ты думаешь, какую работу выполняли с помощью этого предмета? Часто даже старшие учащиеся и то ошибаются. Тогда я предлагаю им проделать следующую работу («покопать» или «поесть», в зависимости от ответа), после чего некоторые убеждаются в нелепости своего ответа. Иногда приходится ребятам обращаться к энциклопедии и словарю, чтобы узнать для чего предназначался тот или иной предмет домашней утвари. Занятие проходит очень весело и интересно. За одно занятие ребята могут сделать для себя много открытий. Главное, чтобы в процессе познания никто не остался безучастным, чтобы всем было интересно. По собственным наблюдениям, я часто замечаю, что дети, которые слабо учатся, на таких занятиях проявляют себя совсем с другой стороны – говорят, спорят, вступают в диалог. На занятиях в «Русской избе» дети и рисуют, и рассказывают сказки; сами сочиняют, фантазируют, шьют, вышивают, делают поделки из соломы, дерева, глины; сами готовят различные выступления к русским народным праздникам; поют, играют в русские игры. Цикл своих занятий стал похожим на интересный многосерийный фильм с непредвиденным концом.
На уроках литература ребята часто просят провести занятие в нашей небольшой «Русской избе», потому что слушать и отвечать там намного интереснее. Всё здесь навеяно стариной. Хочется произнести слова А.С. Пушкина из «Руслана и Людмилы»: «…Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Направленность работы со средним школьным уровнем носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание учебников. Это важно, так как обстановка «Русской избы», экспонаты обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании. Разнообразная тематика занятий даёт представление о системе ценностей людей, уважение народных традиций. Например, на занятии «Искусство шить одежду» и «Русский народный костюм» учащиеся проникают в мир русской старины; знакомятся с процессом создания одежды изо льна; воспитывают уважение к нашим предкам, их труду и быту; развивают логическое мышление. Ребята смотрят, любуются, вспоминают своих прадедов, и я бы хотела, чтобы в поколениях остались такие же светлые воспоминания и о нас. Для этого необходимо, конечно, трудиться, нести в мир свет, добро, любовь. Показываю детям прялку. На занятии мы говорим о традициях рукоделия. Обращаем внимание на самопрялку, которая является «дочкой» обычной прялки. На Руси она появилась в 17 веке, но вплоть до наших дней бабушки пользуются как самопрялками, так и обыкновенными прялками. Дети понимают насколько важно человеку, где бы он ни находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной. Цель работы со старшеклассниками – пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к народным традициям, мировоззрению человека. В основе занятий – диалог. Вся эта сложившаяся система целенаправленной работы экспозиции «Русская изба» помогает мне в воспитании учащихся в народных традициях нашего края. Мною разработана программа «История «Русской избы - обычаи, традиции» для учащихся 1 – 9 классов. Все дети активно принимают участие во всех мероприятиях, с удовольствием выступают на праздниках, читают дополнительную литературу, занимаются в кружке, приглашают на праздники своих родителей, братьев и сестёр – всё это способствует приобщению к прошлому, к традициям и обычаям русского народа, к изучению литературы.
В раздел основное общее образование