Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Вечные ценности" в рассказе Е.Габовой "Двойка по поведению"

КОНСПЕКТ УРОКА

Автор: Волкова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы, МАОУ "Женская гимназия", город Сыктывкар, Республика Коми

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование




УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель:
Волкова Елена Михайловна
Класс: 6

Тема: «Вечные ценности в рассказе Е.Габовой «Двойка по поведению»».

Технологии, используемые на уроке:
ТРКМ через чтение и письмо и здоровьесберега- ющая технология.
Цель урока:
Создать условия для развития у учащихся интереса к изучению произведе- ний Е.Габовой.
Задачи:

1.

Обучающие
 Продолжить знакомить учащихся с рассказами Е.Габовой и современными произведе- ниями о детях и подростках.  Углубить представление учащихся о жанре рассказа.  Создать условия для развития навыков анализа текста произведения.  Создать условия для формирования умения прогнозировать, сопоставлять, делать обобщения, систематизировать.
2. Воспитательные
 Создать условия для воспитания у учащихся уважительного отношения к одноклассни- кам.  Создать условия для воспитания у учащихся нравственные качества, такие как: чувство собственного достоинства, честность, ответственность, уважение.  Создать условия для осмысления поступков главных героев с определением «вечных ценностей» человечества.
3. Развивающие
 Создать условия для развития положительной мотивации к учебно-познавательной дея- тельности.  Создать условия для развития навыков выразительного чтения и аналитического пере- сказа.  Способствовать развиваю критического, ассоциативно образного мышления, памяти.  Способствовать развитию устной монологической речи учащихся.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся
: фронтальная, групповая. парная
Необходимое техническое оборудование:
ноутбук, проектор, экран.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уче-

ников

1. Организацион-

ный момент
Цель: Положитель- ный настрой на урок, создание атмосферы сотрудничества, си- туации успеха, сти- мулирование учащих- ся к постановке лич- ных целей и их до- стижения Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на сов- местную деятельность. Здравствуйте, девочки! Посмотрели друг на друга, Улыбнулись без испуга. Прозвенел звонок и смолк – Начинается …. Вы за парты тихо …, На меня все …. На уроке вы сидите, Не шумите, …. Работайте …, Слушайте … Руку тихо …, Если спросят – … . Приветствуют учи- теля и продолжают незаконченные учи- телем предложения Отвечают: урок сели посмотрели не кричите старательно внимательно поднимайте отвечайте
2. Стадия вызова
Цель: Актуализация и анализ имеющихся знаний и представле- ний по изучаемой теме; пробуждение к ней интереса; акти- визация учащихся; развитие способно- сти целенаправленно думать, выражая свои мысли; струк- турирование после- дующего процесса изучения материала.
1. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с рассказом нашей соотече- ственницы, известной уже вам писательницы, в чьих произве- дениях рассказывается о подростках, их переживаниях, забо- тах, взаимоотношениях. Итак, о какой же писательнице пойдет речь сегодня на уроке? Верно, о Елене Габовой (слайд 2).
Елена Васильевна Габова

2. Мозговая атака.
А сейчас я предлагаю вам посовещаться между собой и со- ставить список известной вам информации об этой писатель- нице по плану (слайд 3). Затем мы проверим, что у вас полу- чилось. Составление рассказа по плану  Время и место рождения.  Образование.  Работа  Награды  Творчество  Герои Слушают учителя, отвечают на вопрос Вспоминают и ана- лизируют имеющи- еся знания по данной теме; си- стематизируют ин- формацию до ее изучения. Рассказывают о пи-

3. Рассказ-активизация по ключевым словам.
Итак, расскажите кратко об авторе (слайды 4, 5): 
Родилась _______________ года в ______________.

Окончила ________________ школу _____________.

В 1976 году окончила _______________.

Работала в газете «___________________», на

______________, в _____________________________

________________.

Книги Е.В. Габовой изданы в _______________,

_____________, ________________, _______________.

Ее произведения _______________________________

_____________ языки.

За рассказы и повести для детей Е.В. Габова

награждена ___________________________________

____________________в области литературы.

Герои произведений Е.Габовой – _____________,

которые _____________________________. Они

стараются вести себя ___________________, но не

всегда ______________________умеют ____________

________________.
- Какие произведения писательницы вы читали?
Произведения Елены Габовой

Гришуня на планете Лохматиков. – Коми кн. изд-во, 1983..

Невидимка в лагере. – Коми кн. изд-во, 1987.

Двойка по поведению. – М.: Мол. гвардия, 1989.

Тайкина тайна. – Коми кн. изд-во, 1991.

Вареная сосулька. – Коми кн. изд-во, 1993.

Никто не видел Рыжего. – Коми кн. изд-во, 2000.

Не вставайте с левой ноги. – Коми кн. изд-во, 2004.

Зануда Дёма. – М.: Эском, 2007.

Жизнь и фантазии Сени Ёлкина. – М.: Эском, 2007.

И отец мой и мама моя // Путеводная звезда. – 2007. - № 11.

Любовь на семи ветрах. – Сыктывкар: Анбур., 2008.

Дети древней земли. – Сыктывкар: Кола, 2008.

4. «Корзина идей».
Рассказ Е.Габовой, о котором пойдет речь на нашем уроке называется «Двойка по поведению». Узнав название, как вы думаете, о чем это произведение?
5. «Пазлы». Формулирование темы урока.
Посмотрите на слайд (слайд 6) и попробуйте сформулиро- вать тему урока.
6. Кластер.
(слайд 7) - Как вы понимаете выражение «вечные ценности»? Назовите известные вам «вечные ценности», составьте кластер. сательнице, запи- сывают необходи- мую информацию Строят предполо- жения о содержа- нии текста, исходя из названия (о про- казниках- двоечниках, об учё- бе, об учителях и т.д.), записывают предположения в технологических картах к уроку, формулируют тему, записывают ее в технологических картах Составляют кластер



7. Целеполагание.
- Посмотрите внимательно на тему урока и определите задачи, которые предстоит решить, что предстоит узнать сегодня на уроке? Определяют задачи урока
3. Этап осмысления
Цель: Получение но- вой информации; ее осмысление; соотнесение новой информации с соб- ственными знания- ми; поддержание активности, инте- реса и инерции дви- жения, созданной во время фазы вызова.
1. Чтение текста
- Что нам нужно сделать, чтобы решить поставленные задачи? Итак, правильно, сначала обратимся к рассказу. - Вам предстоит ответить на несколько вопросов. Но прежде давайте отдохнем.
2. Физкультминутка
Что за чудо – чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая, Я скажу вам не тая: «Руки всем нужны, друзья!» Крепко за руки возьмитесь, Выше, к солнцу, потянитесь. А теперь на плечи друга Положите свои руки. Наклонитесь вправо, влево. Положите руки колени. Сильно руки в замок вы сожмите, Перед собою вы их положите, Прогните вы спинку, Сильнее, сильнее. Медленно выпрямьтесь, Сядьте ровнее. Сильные руки уже отдохнули, Вы их встряхните: одну и другую. Умные руки могут писать. Всем я желаю за урок получить «пять»!
3. Фронтальный опрос
Теперь, после того как вы отдохнули, можно продолжить рабо- ту. Ответьте, пожалуйста, на вопросы. - Подтвердились ли ваши предположения, сделанные в начале урока? - Кто является действующими лицами рассказа? - Кого, по-вашему, можно отнести к главным героям? - Что нужно сделать, чтобы решить вторую задачу (определить, какие они, герои рассказа)? Отвечают на вопрос учителя, читают рассказ по ролям. Выполняют упраж- нения за учителем под музыку Отвечают на вопрос (Действующие лица – школьники. Глав- ные герои – Валер- ка Приходнов и Та- ня Коданёва. Чтобы выяснить, какие ге- рои, нужно проана-

4. Заполнение сопоставительной таблицы
Сейчас вы будете заполнять таблицу, в которой уже даны кри- терии для характеристики и сопоставления героев, посовещай- тесь в группе с товарищами и представьте свой результат.
5. Физкультминутка для глаз
Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. Вдаль теперь ты посмотри. Что ты видишь там в дали? А теперь на кончик носа. Повтори-ка так раз восемь. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять – Можно глазки открывать! лизировать их по- ведение, поступки, сопоставить героев) Работа в группах, составление табли- цы - сравнительной характеристики.
4. Этап рефлексии
Цель: Выражение идей и новой ин- формации своими собственными сло- вами; целостное осмысление и обоб- щение полученной информации на ос- нове обмена мнени- ями между учащи- мися друг с другом и преподавателем; анализ всего про- цесса изучения ма- териала; выраже- ние собственного отношения к анали- зируемому матери-
1. Подведение итогов. Обобщение.

А) Проверка результатов работы групп
.
Б) Обобщающая беседа по прочитанному.
Итак, сегодня вы познакомились с еще одним рассказом Е.Габовой. - Что мы хотели сегодня узнать? - Что удалось узнать? - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Какие поступки героев вам понравились, а какие вы осудили? Почему? - Почему рассказу дано именно такое название? За что получил двойку Приходнов? - Что бы вам хотелось изменить в рассказе? - Может ли такая история случиться в действительности? Обратитесь еще раз к кластеру и выберите те ценности, о которых говорится в произведении. Выступление групп Отвечают на вопро- сы учителя. Составляют синк- вейн.
алу и его повторная проблематизация (новый «вызов»); творческая перера- ботка, анализ, ин- терпретация и т. д. изученной инфор- мации. - Какую бы пословицу вы подобрали к данному рассказу в ка- честве эпиграфа?
2. Синквейн
. Сейчас я попрошу вас выразить ваши мысли и чувства от прочитанного в синквейне.
3.Самооценка
(слайд 8)

Продолжите высказывания так, чтобы получилось предло- жение.  Мне понравился рассказ Габовой, потому что …  Герои произведений Габовой мне интересны, так как …  Этот рассказ научил меня тому, что …  На уроке мне удалось …  Я могу похвалить себя за …  Своей работой на уроке я …  Урок сегодня был …
Продолжите фразы

Мне понравился рассказ Габовой, потому

что …

Герои произведений Габовой мне интересны,

так как …

Этот рассказ научил меня тому, что …

На уроке мне удалось …

Я могу похвалить себя за …

Своей работой на уроке я …

Урок сегодня был …

4
.
Домашнее задание
: (слайд 9)  Мини-сочинение «Вечные ценности в нашей жизни».  Иллюстрация к рассказу.  Устное рассуждение по высказыванию Эдуарда Асадова «Воспитывать душу и силу чувств не только труднейшее из искусств, но сверхважнейшее дело!»

Домашнее задание
(по выбору) 
Мини-сочинение «Вечные ценности в нашей

жизни».

Иллюстрация к рассказу.

Устное рассуждение по высказыванию

Эдуарда Асадова «Воспитывать душу и силу

чувств не только труднейшее из искусств, но

сверхважнейшее дело!»
Вы прекрасно поработали сегодня. Молодцы! Я надеюсь, что каждая из вас извлекла для себя определенный урок. Желаю вам солнечного настроения. Благодарю вас за активную работу!
Молодцы! Спасибо

за работу!

Приложение 1
Технологическая карта
Фамилия и имя_____________________________________
Тема:

«_________________________________________________________________________________»
Писательница ________________________ - _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ О чем рассказ? _______________________________________________________________________ Вечные ценности- это ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ (_________________,________________,______________,________________) Вечные ценности, о которых говорится в рассказе:
Сопоставительная характеристика героев
Таня Коданева Валерка Приходнов 1. Портретная характеристика 2. Характер, качества личности героя 3. Отношение к учебе 4. Отношение героя к окружаю- щим 5.Отношение окружающих к ге- рою 6. Поступки, поведение героя Синквейн _____________ _____________, _____________ ___________, ___________, ___________ ________________________________________________ ________________________________
Приложение 2
Е.В.Габова. Двойка по поведению.
1. - Вот она! Вот Коданёва! Мальчишки разом отлипли от стен и бросились на Таню. Они вырвали и бросили под ноги ранец, окружили её тесным кольцом и так повели к мужскому туалету. Они улю- люкали, кричали и свистели. Валерка Приходнов дёргал за косу по-подлому, накручивая её на руку. Всё было непонятно и страшно, словно Таня по ошибке попала в страну врагов, и они сейчас расправятся с ней, расправятся дико и стыдно. Таня пыталась вырваться, но ей заломил руки и втолкнули в туалет. Здесь её ждали мальчишки из параллельных шестых, все вместе они прижали Таню к стене. - Дураки, пустите, что я вам сделала? Приходнов расхохотался ей в лицо и крикнул: - Соловьёва! Давайте сюда Соловьёва! Мальчишки приволокли Соловьёва, он плакал. Они толкнули его к Тане, и При- ходнов приказал: - Целуйтесь! Таня ещё сильнее вжалась в стенку, а Соловьёв, маленький, красный от рёва, по- вернулся и замолотил кулаками по голове ближнего шестиклассника. Мальчишки повер- нули его обратно и снова бросили на Таню. - Целуй её! – скомандовал Приходнов. – Она тебя любит! Целуй быстро! Стало напряжённо-тихо, и в этой тишине прозвучал спасительный звонок. Все бросились по классам. Приходнов стукнул Таню и Соловьёва лбами и побежал тоже. Он бежал послед- ним, и Таня, собрав обиду в кулачки, догнала его, замолотила по спине. А когда он повер- нул к ней лицо с узкими зелёными глазами, она изо всех сил провела ногтями по его жёл- тым веснушкам. Полоски-царапины на лице Приходнова сразу расширились, набухли, из них показалась кровь. - А-а-а! – закричал Приходнов вслед убегавшей Тане. – Будешь знать, как его любить! Он рукавом утёр кровь с лица и тоже побрёл в класс. Приходнова догнала учительница и, увидев, что с ним творится, ахнула, схватила за руку, и они побежали на второй этаж к медсестре. В туалете плакал маленький Соловьёв, уткнул голову в холодную стенку. Мальчишки, лишившись предводителя, не трогали Таню, только с любопытством на неё оглядывались. А она, с порванным воротничком, растерянная, растрёпанная, дро- жала всем телом и ни на кого не могла смотреть. Мужской туалет, эта запретная для дево- чек зона, орущая насмехающаяся толпа, злой беспощадный Приходнов – всё это стояло перед глазами и не давало прийти в себя. И уже как будто не было вчерашнего вечера. 2. …Учились шестиклассники во вторую смену. На втором уроке в классе зажигали свет. Домой Таня возвращалась в полной темноте, фонари в их районе почему-то не горе- ли. Обычно она шла с подружками, но сегодня – одна. В школе потерялась варежка, и Та- ня долго её искала. - Коданёва, подожди! – окликнули её. Валерка Приходнов и Саня Муравченко догнали Таню. - Нашла рукавицу? – спросил Приходнов. - Нашла, - ответила Таня. – Это не ты её спрятал? - Я, - сознался Приходнов. – Ты бы спросила у меня, я бы сразу обратно нашёл. В другой раз спрашивай. - Ты лучше больше не прячь, - попросила Таня. – Я боюсь одна в темноте возвращаться.
- А ты с нами будешь, с нами не страшно, - пообещал Приходнов и громко запел некраси- вую взрослую песню, Муравченко его поддержал. Таня за них покраснела. Рядом был Танин дом, но расставаться с мальчишками уже не хотелось. - Выходи гулять, Кода, я тебя здесь подожду, - сказал Приходнов. Услышав это, Муравченко удивлённо покрутил головой. Что это с Валеркой – дев- чонку зовёт гулять? Приходнов не обратил на это внимания. Таня знала, что если зайдёт домой, улицы ей не видать, и без того задержалась. А погулять кому же не хочется в тёплый снежинчатый вечер? К тому же Таня впервые гуля- ла с мальчишками и немножко гордилась этим. Правда, Приходнов и Муравченко – дво- ечники, в школе на плохом счету – ну и что? Она согласилась погулять, не побывав дома. - Ура! – крикнул Приходнов и подставил Тане подножку. Она упала в снег, вскочила и толкнула Приходнова. Он развалился в сугробе и заржал. Таня подала ему руку, он резко дёрнул её. Она упала на Валерку, и они весело забарахтались в сугробе. Потом они все вместе катались с горки, ели прямо из бочки квашеную капусту в чьём-то чужом подъезде, прыгали в снег со второго этажа. Такого вечера в жизни Тани не было никогда! На сердце у Тани было тревожно, она знала, что дома волнуются, да ещё как! Но она упорно отгоняла мысли о доме. Она понять себя не могла. Ну ладно – Мура- вченко, он друг Валерки. А её-то что удерживает рядом с отпетым, как говорили в школе, Приходновым? Но Тане было с ним хорошо! 3. Двоечник Валерка Приходнов всю зиму ходил без шарфа, в куцем пальтишке с уз- кими и короткими рукавами, сверху и снизу на пальто не было пуговиц. Месяцами он но- сил одну и ту же рубашку, которую менял после того, как учительница писала его маме записку. В школу Валеркину мать вызывать было бесполезно – она не приходила. Тетради и учебники Валерки были грязными, как лицо и руки, и Нина, девочка, ко- торую с ним посадили, говорила подружкам, что от него пахнет бездомной собакой. Двойкам Валерки никто не удивлялся, словно они были запланированы. Он сам по- ражался, когда в его тетрадях появлялись тройки. Однажды по математике он решил все задачи правильно, и учительница, несмотря на грязь, поставила ему «четыре». На пере- мене он подошёл к ней и сказал, что в его тетради ошибка – «четвёрка» стоит. Учительни- ца улыбнулась и сказала, что это не ошибка. В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно с доски и никого не задирал. Назавтра он пришёл в чистой, хотя и очень мятой рубашке. Почему ему нравилась Таня, Валерка не знал. Он терпеть не мог девчонок, всегда прогонял их с горки. Он называл их презрительно «бабы». Некоторых мальчишек, кото- рые не нравились ему тихостью, «пятёрками», он тоже так называл. Его боялись. На Таню он обратил внимание на катке. Он катался по льду на валенках и толкнул её нечаянно. Таня упала и долго не могла подняться, потому что на коньках и стоять-то по-настоящему не умела. Но она не закричала на Приходнова, даже не взглянула на него. Приходнов сел в снег и стал наблюдать за ней. Таня то и дело падала, но не хваталась, как все девчонки, за ушибленные места и не ныла. Она была в белой пушистой шапочке, ко- роткой юбке, вся свежая, нарядная, как снег, но не это понравилось Приходнову, а её мальчишеское упорство. В школе на уроках он стал часто оглядываться на Таню. Он видел её глаза – голлу- бые цветки с чёрными серединками, немного пухлые губы. За рыжеватые косы так и хоте- лось подёргать. На переменках Приходнов дёргал за них, толкал Таню, ставил подножки – ей житья от него не стало. Если Валерка не успевал увернуться, она давала ему сдачу – ерундовую, конечно, девчоночью. Но никогда не жаловалась и не плакала. Таня училась хорошо, и этим Приходнов гордился. Валерку не замечала. Да он и не хотел, чтобы она знала, что нравится ему. А вот дружить с ней мечтал. Он нарочно запря- тал рукавичку, чтобы её болтливые подружки-сороки ушли вперёд. Правда, Муравченко тоже остался, он ни на шаг от Валерки не отходил. Валерка не прогнал его. Свой ведь брат, двоечник, поэтому и друг.
Когда прыгала с высоких перил второго этажа прямо в снег, Приходнов вдруг неожиданно и тихо спросил: - Кода, Тебе кто-нибудь из наших пацанов нравится? 4. Вопрос был удивительный. Таня даже растерялась. Она никогда над этим не заду- мывалась. Мысленно перебрала всех мальчиков в классе. Выходило, что никто не нравил- ся. Может, по красоте? И Таня сказала про Соловьёва. Да, правильно, он самый красивый из мальчиков, волосы у него кудрявые, глаза большие, синие, а ресницы густые и длин- ные, как щёточка у рисовальной кисточки. - Ха! Соловьёв, да? Ну, ладно! – Приходнов так же неожиданно, как задал вопрос, толкнул Таню, скатился по лестнице и исчез среди одинаковых домов и сугробов. И Тане вдруг сразу расхотелось прыгать. Почувствовала, что замёрзла. Таня подня- ла ранец и медленно побрела домой, думая, что никто её не нравился из мальчишек в классе. Сегодня вот только понравился Приходнов. Но разве можно было сказать ему об этом? 5. В класс Приходнов вернулся вместе с Анной Петровной неузнаваемым. Лицо – в полосках царапин и йода. Шестиклассники захохотали, весело им было смотреть на тако- го полосатого. Приходнов невозмутимо прошёл на своё место, и когда смех стих, оглянулся на Таню. Все снова захохотали. все, кроме Тани и Соловьёва, который уже сидел на своём месте и чертил что-то на листочке. Таня смотрела перед собой, упрямо сжав губы. Воротничок платья был почти ото- рван, кое-где торчали нитки. У Приходнова ёкнуло сердце. Он на мгновение пожалел о своём поступке, но ревность вспыхнула в нём с новой силой. «Соловьёв ей нравится! – зло подумал он. – А чего тогда со мной вера гуляла!» - Ребята, что у вас произошло? – спросила учительница. – Кто поцарапал Приходнова? Таня, почему у тебя оторван воротничок? Почему Соловьёв хмурый? Кто поцарапал – никто не знал. А о том, что воротник Тане оторвали мальчишки, загнав её в свой туалет, сказала староста Нина. Больше она ничего не знала, как и другие девчонки. А мальчишки молчали. На перемене Приходнов стоял за дверью класса, ждал Таню, но она не вышла. Зато вышла учительница, взяла его за локоть, отвела в сторону. - За что ты обидел товарищей? Она знала, что от него ничего не добиться. Узкие глаза Приходнова совсем сузи- лись, он отвернулся так, что занемела шея. В классе он безразлично вытащил дневник, ко- гда его попросили об этом. Учительница поставила ему «двойку» по поведению и вздох- нула: если бы «двойка» помогла Приходнову понять всю жестокость его поступка… Приходнов поджидал Таню на каждой перемене.Он хотел спросить у неё: всё ещё она любит Соловьёва или уже нет? Ведь должна же она теперь отступиться от этого тихо- ни и заметить его, Валерку! Но Таня больше из класса не вышла. После уроков Приходнов первым оделся и выскочил на улицу. Таня шла с девоч- ками. - Эй, Кода, подойди! Таня на него не взглянула. - Приходнов, не трогай её, мы учительнице скажем, - нерешительно предупредила Нинка. - А я её и не трогаю. Уйдите вы, бабы! Девочки плотно окружили Таню и не уходили. А Приходнов уже мучился. В нём росло какое-то волнение, предчувствие беды. Ему необходимо знать, на пользу ли был се- годняшний поступок? Казалось, он умрёт, если не узнает об этом. И он решился. - Ну, что, ты всё ещё его любишь? – спросил он у Тани, сощурив узкие глаза. - Люблю! – вызывающе сказала Таня. - А если я его убью? – выдавил он.
Девочки ахнули. А Таня выбежала из кольца и со всего размаха ударила Приходно- ва ранцем по спине. И ещё раз и ещё. Приходнов не защищался, и Таня опустила ранец. - Если ты меня ещё тронешь, всю жизнь жалеть будешь! – выкрикнула она, тяжело дыша. - А сегодня я тебя пожалела! - Что мы мне сделаешь-то, кошка? - Что? А глаза царапну, вот что! Мне один мальчишка глаз царапнул, я его два дня от- крыть не могла. У меня он потом открылся, а у тебя не откроется, понял? И Соловьёва не трогай, я тебе за него один глаз тоже выцарапну, вот так! Приходнов повернулся и пошёл прочь. Ему хотелось плакать. Он понял, что всё кончено. Теперь Таня никогда не будет дружить с ним. Приходнов никогда не плакал. Ему было стыдно плакать. А сейчас злые слёзы катились из узких глаз. Он не вытирал их. Пусть прохожие думают, что это звёздочки снега тают на лице. Да и прохожих-то нет. Никого рядом нет. Саня Муравченко заболел. Да разве он нужен Валерке? Как на улице темно… И не видно совсем, что он плачет.


В раздел основное общее образование