Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проектирование урока в соответствии ФГОС"

Универсальная технологическая карта урока "Устройство увеличительных приборов", 5 класс

Автор: Гринькова Ирина Константиновна, учитель биологии, МБОУ "СОШ № 79", город Владивосток



В раздел основное общее образование



Универсальная технологическая карта урока
Предмет

Природоведение

Класс

5

Тема урока
Устройство увеличительных приборов
Педагогическая

цель урока

Восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания

об устройстве увеличительных приборов.

Создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое

мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи урока

Познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве

увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство

ответственности за результат своего труда, продолжить работу по

формированию коммуникационных и рефлексивных качеств. Продолжить

развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и

преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития

самостоятельности и внимания.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик

получит возможность научиться»)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоение знаний по теме,

основным понятиям, усвоение

работы с увеличительными

приборами

Регулятивные:

умение оценить других и

давать самооценку своим действиям,

соотнести известное (методы исследования

биологических объектов) с тем, что еще не

известно, заполнить схематические

модели разнообразных заданий с

выделением существенных характеристик

объекта в рабочих листах, уметь

преобразовать информацию из одного

вида в другой.

Познавательные:

определение понятий: «объектив»,

«окуляр», «микропрепарат»,

«наблюдение», «микромир»,

самостоятельное владение и

формулирование познавательной цели,

постановка и формулирование проблемы,

выдвижение предложений и их

обоснование.

Коммуникативные:

планирование

учебного сотрудничества с учителем и

обучающимися, осуществление совместной

познавательной деятельности в паре,

освоение разных способов коммуникаций.

Участие в

диалоге, умение

слушать и

понимать других,

высказывать

свою точку

зрения, уметь

сотрудничать в

совместном

решении

проблемы.

Условия реализации урока


Информационные

ресурсы (в том числе

ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы

(методическая литература,

технологии)

Оборудование

интерактивный

комплекс, ЦОР из

Единой коллекции

цифровых

образовательных

ресурсов

Пасечник В.В.

«Естествознание» 56

класс. М.: Дрофа,

2014.

Ишкина И.Ф.

Природоведение. 5класс.

Поурочные планы по

учебнику В.В. Пасечника /

И.Ф. Ишкина. – Волгоград:

Учитель-АСТ, 2012.

Пасечник В.В.

Естествознание. 5 класс:

рабочая тетрадь / В.В.

Пасечник, Т.А. Снисаренко. –

М.: Дрофа, 2014.

ручная и штативная

лупы, световой

микроскоп,

предметное стекло,

покровной стекло,

образцы

микропрепаратов,

таблица

«Увеличительные

приборы», ПК,

мультимедийная

презентация.

Основные

понятия

«Объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микроскоп».

«увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом».

Форма

проведения

урока

Лабораторная работа

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Поиск формулирования темы

урока.

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых

приведёт к

достижению

запланированных

результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметн

ые

УУД
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. Прослушивают и анализируют историчес кий факт. Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах (Приложение №2) Постановка и формулирован ие проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Включаются в урок во взаимодействи и с учителем.
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и

отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней

потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном

действии по усвоению данной темы.
Знакомит с хронологией открытия и усовершенствования микроскопа (Роберт Гук, Антонии Ван Левенгук) Воспроизводят определения методов исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Работа учащихся в 1 зоне лаборатории: «Изобретение прибора, позволяющего видеть невидимое». Прослушивают и анализируют дополнительную текстовую информацию (Приложение №3). Создание микроскопа Анализ дополнительно й информации. Планируют учебное сотрудничеств о с учителем и обучающимися

3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации,

построение учащимися нового способа действий.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов комментирует и направляет деятельность учащихся. Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33. Проверяют выполнение задания (или Интернет - ресурс из ЕКЦОР «Микроскоп №132305») Работа учащихся в 2 зоне лаборатории «Исследовательской» 1.Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33. 2.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих картах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32. Устройство микроскопа и правила работы с ним Определение понятий: «микропрепара т, «окуляр», «объектив», «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Синтез о значимости каждой из частей микроскопа. Работа и консультации в парах
4. Первичное закрепление

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его

применять. Релаксация.

5. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых

заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление

границы применимости нового знания.
Консультирует работу учащихся в рабочей карте(РК). Проводит упражнения по релаксации Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2) Проводит фронтальную беседу по вопросам: что означает слово «микроскоп», какие части есть у микроскопа, что вы узнали о правилах работы с микроскопом на уроке, каким оборудован ием вы будете пользоваться на лабораторной работе. Воспроизводят правила работы с микроскопом с опорой на слайды презентации. Проводят само- и взаимопроверку в РК. Работа учащихся в 3 зоне лаборатории «Мои знания» Выполняют задания № 1 «Правила работы с микроскопом» (выбрать верное утверждение) и №2 кроссворд «Устройство увеличительного прибора» (Приложение 2) Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюден ие», «микроскоп». «увеличение микроскопа», «правила работы с микроскопом». Устройство микроскопа и правила работы с ним Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации. Воспроизведен ие и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия. Работа и консультация в парах. Работа и консультация в парах. Индивидуальн ая работа в РК. Диалог учителя и обучающихся

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ

применения нового способа действия.
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали ли вы трудности? Диалог с учителем и обучающимися
8. Домашнее задание
Консультирует и объясняет д/з, подготовить сообщение (презентацию) об истории открытия микроскопа. Слушают пояснения учителя, комментируют и записывают д/з Приложение 1. Исторический факт. В голландском городе два мальчика очень любили забираться в мастерскую отца, очкового мастера, и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку. На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца – оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги. К его удивлению, буквы стали огромными. Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так был изобретен «прибор, открывающий невидимое». Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захарий Янсен, - вернее сказать, - его дети. Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? Приложение 2. Дополнительная информация 1. История создания и использования увеличительных приборов. Растения – живой организм, имеющий различные органы. Можно ли узнать строение этих органов? Чем надо воспользоваться? Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).
Современник Гука голландец Антони ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз. 2. Устройство увеличительных приборов: лупы, штативной лупы. Лупа – самый простой увеличительный прибор. Она состоит из двояковыпуклой линзы, оправленной в деревянный, пластиковый или металлический контур. Лупы дают небольшое увеличение – всего до 40 – 50 раз. Поэтому с их помощью можно изучать только наиболее общие детали строения. Лупа – увеличительный прибор, предназначенный для увеличения и наблюдения мелких предметов, расположенных на небольшом расстоянии Бывают ручные лупы и штативные лупы. Ручная лупа увеличивает предметы в 2 – 20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко. Штативная лупа увеличивает предметы в 10 – 25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке – штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.
Приложение 3 Рабочая карта учащегося ____________________________________________ 1. Выполните практическую работу №1 «Устройство светового микроскопа» А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Работая в паре, проверьте себя и покажите части на микроскопе. Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. 1._______________________________ 2._______________________________ 3._______________________________ 4._______________________________ 5._______________________________ 6._______________________________ 2. Выполните практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» Цифра на окуляре x цифра на объективе ________________ x ____________________ = ЗАДАНИЕ №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок). 1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2. Штатив поверни ручкой «к себе». 3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4. Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5. Положи готовый препарат под предметный столик. 6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат. ЗАДАНИЕ №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора». 4. 1. 2. 1. 4. 3. 2. 3. 5. По горизонтали:
1.
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2.
Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3.
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4.
Зрительная трубка.
5.
То, что рассматривают под микроскопом. По вертикали:
1.
Увеличительный прибор.
2
. Помогает направить свет.
3.
Служит для размещения на нем объекта исследования.
4.
Поднимает и опускает зрительную трубку.


В раздел основное общее образование