Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Образовательная программа и урочно-тематическое планирование проектной деятельности по музыке для учащихся 5-6 классов "Война 1812 года в музыке".

Образовательная программа и урочно-тематическое планирование проектной деятельности

Автор: Глаголева Алина Борисовна, учитель Музыки, ГБОУ СОШ № 1449, Москва



В раздел основное общее образование




Пояснительная записка.
Программа данного курса адресована учащимся 5-7 класса общеобразовательной школы и ставит
целью
углубление знаний учащихся о музыкальной культуре России; повышение интереса к музыкальной культуре через исследование литературных и музыкальных источников. В данной программе учитываются современные требования, предъявляемые к образованию как многообразной личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей самоопределение, саморазвитие и самореализацию ребенка на основе учета индивидуально-психологических и учебных возможностей. На реализацию этого направлены
задачи курса
, которые заключаются в том, чтобы привить учащимся вкус к овладению приемами самостоятельной работы с литературными и научными источниками; погрузить их в поисково-творческую работу; сформировать ассоциативное мышление. Работа над проектом развивает умение работать самостоятельно с художественной научной и популярной литературой; выделять главную мысль; грамотно излагать материал; характеризовать и сравнивать музыкальный материал. Так же ставится задача развивать устойчивый интерес к музыкальной культуре и воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, доброжелательное отношение к работе других учащихся; привлечь к участию в школьной научной деятельности (формирование социальной активности); воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Преимущество
проектной деятельности заключается в том, что она способствует становлению нового мышления, получению опыта созидательной работы, выявлению в процессе обучения заинтересованной части учащихся, которые имеют склонности к лидерству. Такой положительный настрой на деятельность способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществление данного проекта позволит учащимся научиться самостоятельно отбирать литературные источники; отработать навыки работы с фонотекой и справочными материалами; расширить кругозор учащихся в области народной музыки и муз. литературы.
Теоретической базой
для проекта служит программа: «Музыка»- Е,Д.Критская, Г.П. Сергеева.
Основная идея курса:
Музыкальная культура – крупнейший «пласт» мировой художественной культуры В результате работы по данной программе учащиеся должны уметь формулировать проблему; работать с литературными источниками и справочными материалами; грамотно использовать и исполнять отрывки муз. произведений; работать в группах.
Содержание курса.
Тема: ««Война 1812 года в музыке». (68 часов) Выполняют: ученики 6 класса.
Целью
работы является знакомство с музыкальными произведениями посвященными Войне 1812 года, а также муз. произведениями написанными участниками и современниками Войны 1812 года. На реализацию данной цели направлены следующие
задачи:
- исследовать литературные источники посвященные музыкальным произведениям данной тематики; - познакомиться с музыкальными произведениями данной тематики;

- познакомиться с воспоминаниями современников событий 1812 года; - проанализировать и сопоставить музыкальные художественные образы Защитников Отечества созданные в 19 и 20 веке;

Продуктом
проекта являются иллюстративно-информационные листы по теме, папка с материалами, выступление на конференции.
Этапы работы:
Этап Содержание работы на этапе Кол-во часов Введение Знакомство с сутью проектной деятельности, мотивация учащихся. Формулировка проблемы проекта, определение целей и задач. Определение количества участников проекта, состава группы, распределение амплуа. Планирование способов сбора и анализа информации. Наметить возможную форму презентации. Установление критериев оценки процесса работы, результатов. 2 Поисковый Сбор информации, решение промежуточных задач. Отбор литературного и теоретического материала. 20 Деятельност ный Анализ литературных источников, составление характеристики персонажей, сравнение музыкальных образов. «Добыча» недостающих знаний. Формулировка выводов. Подготовка к презентации, составление выступления. Оформление наглядных предъявлений решения проблемы. 40 Презентация Представление результата работы. Коллективное обсуждение результатов работы. Подведение итогов. Сдача материала. 6

Урочно-тематическое планирование.
Этап Теоретические занятия Практические занятия Введение (2ч) 1. Что такое проект, для чего он нам нужен. Формулировка темы, определение целей, задач. Выявление подпроблем. 2.Организация групп, распределение амплуа, определение способов отчетности. Планирование способов сбора информации. Итого: 2ч Поисковый (20ч) 6-9.Поиск лит. источников по теме «Война 1812 года в музыке»(крупная форма) 10-12. Поиск муз. источников по данной тематике. 13-15. Поиск лит. источников по теме «Война 1812 года в творчестве поэтов и композиторов 19-20 века», 16-18. Поиск муз. источников, примеров композиторской песни 19-20.Поиск информации по вопросу в Интернете. итого:15ч. 1-2.Составление опросных листов по теме проекта 3-5.Проведение социологического опроса по теме работы Итого:5 ч. Деятельностн ый (40ч) 4.Определение темы, идеи муз. произведения. 10-11.Средства создания художественного образа. 14-15.Характеристика персонажей (составление плана характеристики). 38-40.Сравнительная характеристика персонажей. Итого:8ч 1-3.Слушание и анализ произведений крупной формы по теме проекта (полностью или фрагментарно). 5-9.Чтение и анализ лит. источников по теме проекта. 12-13.Составление характеристики персонажей. 16-18. Слушание и анализ композиторских песен и романсов 19века посв. войне 1812 года. 19-22. Чтение и анализ лит. источников по теме композиторских песен 19 века посвященных Войне 1812 года. 23-24.Составление характеристики персонажей. 25-27. Слушание и анализ композиторских песен и романсов 20 века. посвященных Войне 1812 года. 28-31. Чтение и анализ лит. источников по теме композиторской песни 20 века посвященной Войне 1812 года. 32-33.Составление характеристики персонажей. 34-37. Анализ информации, найденной в Интернете. итого: 32ч. Презентация (6ч) 1Составление выступления 5.Защита. 6.Подведение итогов. Окончательное оформление работы. Сдача материала. Итого:3ч 2-3.Подготовка презентации. 4.Оформление наглядных предъявлений решения проблемы. Итого: 3ч. Итого: 28ч. Итого:40ч.

Список литературы.
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. 3. Лагутин А. И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература»- М.: «Музыка»,2002 . 4. Шмагина Т.С. Русская музыка в школе- М.: «Музыка» 2001.


В раздел основное общее образование