Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Межпредметная интеграция как фактор формирования у учащихся целостной картины мира"

Статья

Автор: Ягудина Ольга Станиславовна, учитель информатики, МОУ СОШ № 10, город Жуковский, Московская область

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование



1
Межпредметная интеграция как фактор формирования

у

учащихся

целостной картины мира

Ягудина Ольга Станиславовна
- учитель информатики МОУ СОШ № 10, гор. Жуковский. Основными задачами современной школы являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность помогают межпредметные и интегрированные связи. Межпредметные связи – это педагогическая категория для обозначения систематизирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. Но только интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьника, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе. Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить. И только использование межпредметных и интегральных связей в обучении помогают учителю сформировать у учащихся целостную картину мира. Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи,
2 проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику. Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи: 1.Демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно- нравственных ценностей и активной личностной позиции; 2. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательно- воспитательного процесса на всех ступенях развития; 3. Создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка; Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании интегральных связей можно решать более сложные задачи: 1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
3 2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему; 3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал. Основными дидактико-психологическими принципами становятся: 1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности); 2. Культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру). Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования. Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится использование интегральных связей. Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения школьников средней школы в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирование всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Интегрирование (от лат.) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция, как средство обучения, направлена на развитие эрудиции обучающегося, на предотвращение узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем – синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.
4 Интегрирование на межпредметной основе в средней школе предполагает адекватность действий учителя (обучающая) и действий учеников (учебно-познавательная). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результат, контроль. По содержанию деятельности учителя и обучающиеся имеют различия. 1.На целевом этапе - учитель ставит межпредметную цель, обучающиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, направить внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений и синтеза, качеств личности, способностей и интересов. 2.На мотивационном этапе учитель стимулирует обучающихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Обучающиеся мобилизуют волевые усилия, направляя их на познавательный интерес к обобщенным знаниям. 3.На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов. Обучающиеся усваивают общепредметные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний. 4. На этапе выбора средств учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросники, задания. Обучающиеся выполняют действия переноса, синтеза, обобщения при решении интегрированных задач с помощью наглядности. 5. Следующий этап - результативный. Учитель применяет педагогические умения. Обучающиеся, используя системность знаний, умение обобщать, применяют это на практике. 6. На этапе контроля учитель – осуществляет взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности обучающихся, оценивает качество усвоения. Обучающиеся проявляют самооценку знаний и самоконтроль. Критерии анализа урока с применением интегрированных связей 1. Объект (культура, наука, природа, краеведение, человек, технология и др.) 2. Содержание и компоненты интеграции. В каких учебных дисциплинах изучалось? 3. Направление и объём интегрированных связей, в чём он выражается: Выстроена ли логическая цепочка при применении? Не изменена ли цель урока? Не перегружены ли школьники при установлении межпредметных связей?
5 4. Уровень ( стадия ) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре? 5. Тема урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет? 6. Деятельность учителя и учащихся по подготовке к уроку с использованием элементов интеграции. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учи- теля? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока; её цель, объём, характер? Облегчают ли уроки условия обучения или они затрудняют их жизнь? 7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели? 8. Результаты деятельности обучающихся на каждом этапе урока. Создалось ли единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему. Проведя исследование межпредметной интеграции можно сделать следующие выводы: 1. Межпредметная интеграция – необходимое условие современного образования. 2. Интегральные связи дают возможность создать эмоциональное поле при изучении отдельных тем на уроках. 3. Интегральные связи позволяют выйти на практику учителю. 4. Часто ученики и учитель не умеют применять межпредметную интеграцию. 5. Не каждый учитель развивает компетенции в учебной деятельности. 6. Понятие межпредметных связей на современном уровне более узко, чем понятие интегральных связей. 7. Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие - «образовательная область». Образовательная область – это общность нескольких учебных предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Таким образом, интеграция становится одним из важнейших и первостепеннейших методических направлений в процессе модернизации среднего образования.
6 8. В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в средней школе. Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельность обучающегося. В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что учителя не должны бояться развивать свои компетенции использования межпредметных и интегрированных связей, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику применения их на различных этапах урока. Бесспорно, такие уроки имеют определённые преимущества, развивают целостную картину мира школьников и способствуют повышению профессионального мастерства учителя. Компетенция: умение выстраивать логическую цепочку между изучаемыми предметами. Литература. 1.Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 2.Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст]: Л.П. Ильенко // Начальная школа. – 1998. - № 9. 3.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированного урока [Текст]: практическое пособие / под ред. С.В.Кульневич. – Р., 2003. 4.Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в обучении [Текст]: Н.С. Светловская // Начальная школа. – 1999. - № 5. 5.Спиркин А.Т. Словарь иностранных слов. – М., 1987. – Изд.: 14.


В раздел основное общее образование