"Использование рек в хозяйственной деятельности"
Разработка урока
Автор: Павликова Елена Витальевна, учитель географии, МАОУ СШ №2, городской округ город Бор Нижегородской области
В раздел основное общее образование
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Павликова Елена Витальевна Район Борский Место работы МБОУ СОШ №2 Должность Учитель географии
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет Общественно-научная, география Класс 8 класс Авторская программа к учебникам (ли- нии учебников или УМК) (если есть) нет Тема учебного занятия Использование рек в хозяйственной деятельности Тема урока или другой формы органи- зации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практи- кум, игра и т.п. Учебный проект(презентация) Место урока или другой формы органи- зации учебной деятельности в структу- ре учебного занятия По программе изд «Просвещение» авт Липкина Е.К. география 8 класс раздел «Природа Рос- сии» урок №4 в теме «Реки России». Урок закрепления знаний Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образова- тельную (коммуникативную, ис- следовательскую, проектную, ре- флексивно – оценочную, организа- ционно – деятельностную, нрав- ственно – оценочную и т.п.) ситу- ацию … Овладеть теоретическим знани- ем в области … и способами его прикладного использования Совершенствовать информационный метод получения знаний, отбирать, сортировать, вы- делять главное и создавать краткий информационный контент по теме.(предметные) Вовлечь учащихся в проектную деятельность, продолжать формировать коммуникатив- ные навыки работы в малых группах, слушать мнение других и аргументировано высказы- вать свое. Совершествовать навыки самоорганизации.(метапредметные). Продолжать формировать готовность нравственной оценки использования ресурсов реки Волги в Волжском бассейне, продолжать формировать эмоционально-целостное отношение к окружающей среде (борские луга»,осознавать необходимость бережно относится к рекам к Волге,уважать природу реки..(личностные) Овладеть терминами «Единая глубоководная система», «торговые пути», «морские пути со- общения», «морской порт», осмыслить их содержание, давать объяснение своими словами.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит
возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный резуль- тат) Обучающиеся научатся оперировать терми- нами темы, «пойма», «Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пути сообщения», «морской порт», Обучающиеся получат воз- можность овладеть на уровне общего образования законченной системой представлений о реке кАк о географи- ческом объекте, используемом в хозяй- ственной деятельности Цель – способ (метапредметный ре- зультат) Обучающиеся будут продолжать овладе- вать способностями к самостоятельно- му приобретению новых знаний и практи- ческих умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Обучающиеся получат возможность органи- зовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, формировать свою про- фессиональную траекторию Цель – ценность (личностный резуль- тат) Обучающиеся осознают ценность соиальных позиций бережного отношения к природе поймы реки и сформируют представ- ление о значимости природоохранного поведе- ния Обучающиеся получат возможность для формирования умений оценивать собствен- ные поступки и поступки других людей с по- зиции природоохранных норм Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, по- нятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргу- ментировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. Непосредственного общения в природной среде с рекой Волгой. Знают основные понятия о реке из 6 класса о речной системе Знают и умеют показать пойму реки, русло ,течение, Сравнивать характер течения равнинной и горной реки. Проектировать карту реки в контексте темы. Оценивать по образцу
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Формы оценки планируемых результа- тов Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Выполненная презентация Использование рек в хо- зяйственной деятельно- сти людей. Приобретенные умения позволят сформировать алгоритм са- мостоятельного приобрете- ния новых знаний и практиче- ских умений создавать ин- формационный блок по теме, умение управлять своей по- знавательной дея- тельностью; Выработка внутренней позиции добросовест- ного отношения к делу, работе в команде Комментарии учителя к учебному заня- тию или уроку
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение Основная лите- ратура Дополнительная литература Интернет - ре- сурсы ЭОРы Учебник, рабочая тетрадь, атлас по географии для 8 класса, предвари- тельно использо- ванная информация Энциклопедии, сло- вари «Открытый класс» Интернет- ресурсы Техническое обеспечение Компьюторный класс
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически
целесообразного взаимодействия
(
описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока
)
Психолого – педагогическое обоснование
(
представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя
)
1.
Мотивационно
ориентировоч-
ный
1.1. Вхождение в контакт Приветствие учащихся. Проверка го- товности к уроку. Учащиеся привет- ствуют учителя Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему. Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Лето веселюсь, Осенью спать ложусь. В неё льётся, из неё льётся, Сама по земле плетется. Змея разлеглась у меня на пути, Ползёт, а меня не пускает пройти, Ползёт, оставаясь на месте своем. Ты знаешь, о чём говорю я? О чём? Вы уже поняли, что тема нашего урока Реки, но не только реки, но и взаимо- действие человекка и реки в хозяй- ственной деятельности Мы ребята сегодня работаем вв малых ко- Создание комфортной психологической ат- мосферы урока
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» мандах, каждой команде было дано опережа- ющее задание и сейчас командииры команд подойдут ко мне, чтобы вытянуть тему своего мини проекта, который вы изложите в виде мини-презентаций. Все готовы? Начинаем…. 1.2. Актуализация субъ- ектного опыта обучаю- щихся Вспомним, какие у нас луга, они являяются ччастью пойменной террассы р.Волги. Мы гу- ляли в лугах, а тееперь вспомним какие виды деятельности всегда были развиты у нас в лу- гах. Вспоминаем части реки , кааждый пусть пере- числит притоки, впадающие в Волгу на нашей Борской стороне. Переживание успешности практического дей- ствия, подтверждение значимости позиции ученика. 1.3. Создание проблем- ной ситуации (конструк- тивного конфликта «зна- ния – не знания», «уме- ния – неумения», «пони- мания – не понимания» Нижний Новгород является портом четырех морей, посмотрим на карту, другие крупные города на Волге имееют выход к морям, кроме Каспийского? Работаем с картой, группа отве- чающая за блок Волга-морской путь, подбира- ет материал, комплектует в микро презента- цию. Что мы уже знаем о Великом Волжском пути древней Руси Почему в верховьях реки Волги есть такие названия как «Волоколамск», «Верхний Во- лочек», с чем это связано? Учебно- познавательный мотив, поисковой работы по географическим названиям населенных пунк- тов на карте, поиск обьяяснения в интернет- ресурсе, высказывание гипотз и предположе- ний. ность обучающихся 2.1. Целеполагание и планирование • Ребята, пожалуйста сформулируйте о чм наш сегодняшний урок ? О реках и их использовании человеком. • Сормулируем алгоритм работы на сегодня- яшнем уроке. 1.Работа в команде с информацией 2.Построение трех слайдов своей темы. 3.Отчет по слайду-командный. 4.Отчет по тесту. Непосредственная постановка ученика в по- зицию субъекта целеполагания и планирова- ния путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представ- ляющих цель в виде гипотезы, предположе- ния, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
2.
Операционно –
исполнитель-
ский
Подведение итогов урока. 2.2. Поиск способа ре- шения проблемной ситу- ации Ребята, мы свами повторили части ре- ки,режим реки, особенноссти течения равнин- ной и горной реки, на основе этого материала и информационных источников которые лежат у вас на столах отберем материал для мини презентаций. Команда №1 готовит материал о водных путях с древности до ссоввременности р.Волги. Команда№2 готовит материал о гидросо- оруженияях на реках. Команда №3 готовит материал о использо- вании речной поймы. Команда №4 готовит материал о проблемах хозяйственного освоенияя рек По истечении времени на подготовку крат- ко записываем комментарии к своим слайдам). На основе мматериалла 5,6 классов о реке и ее частях работая с текстом учебника ищут сходства в терминах «русло»и»торговый путь», «надпойменная террасса»и «исполь- зование поймы», выделяют исходное и фор- мулируют термин в новом понимании. 2.3. Выбор верного ва- рианта решения, фикса- ция найденного способа Создание слайдов по своей теме, с подпи- сью, отажающей суть понятий «Торговые пу- ти», «водные пути», «испольтзование поймы», «Гидросооружения». Формулировка псновных понятий им- зученного и показанного при демонстрации слайда, запись в тетрадь Создают слайд по своей теме, отбирая изоб- ражение и необходимую информацию для комментария отталкиваясь от конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий Наносим на контурные карты гидросоору- женияя около городов Н.Новгород,Рыбинск,Самара,. Замыкаем на контурной карте Волжский путь. Узнают о водохранилищах и зарегулирован- ности стока реки.
3.
Рефлексивно –
оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Во время работы в малых группах учащиеся знакомым им способом работают с информа- цией-отбор и систематизация. Выделяя главное,формируют слайд. Во время работы с тестом и последующей са- Проверяя себя по «ключу» определяют про- блемные места.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» мопроверки определяют пробелы в своих знаниях. 3.2. Ситуация оценки об- разовательных резуль- татов Выявление уровня осознания каждым обу- чающимся степени освоенности содержания путем тестирования и последующей самопро- верки учащиеся определяют что они знают а что нет(знание терминов темы), создавая слайды с информацией отбирают главное (знают что главное по теме), анализируя ново- тную линейку о природоохранныых мероприя- тиях понимают что такое природоохранное по- ведение.Анализируя нравственные задачи но теме высказыывают свое мнение и формируют убеждения. (знаю, что во мне изменилось?) Выстраивают логическую цепочку создавая свой слайд «причина-ледсствие-результат».
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или
другой формы
УВП
Подэтап урока или
другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1.
Мотивационно
ориентировоч-
ный
1.1. Вхождение в контакт Предлагаю учащимся,проблемную ситуацию или загадки Высказывают свои ассоциации со словом «река», начинают формулировать тему урока 1.2. Актуализация субъ- ектного опыта обучаю- щихся Формулируют свои представление о реке, Рассаживаются за компьюторные столики 1.3. Создание проблем- ной ситуации Работа с терминами«Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пу- ти сообщения», «морской порт», Подбор материала для краткого илюстратив- ного содержания своих слайдов
2.
Операционно –
исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование Сообща вместе с ребятами формулируем ос- новную цель урока Записывают,принимают участие в обсужде- нии темы и формулировании цели 2.2. Поиск способа ре- шения проблемной ситу- ации На основании информационного материала по плану отбирают необходимое, формируют слайд Анализируют, отбирают необходимое. 2.3. Выбор верного ва- рианта решения, фикса- ция найденного способа Формируют слайд Показывают,комментируют. Подбирают к иллюстрациям слайда необхо- димые комментарии.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий Выполнение работы на контурной карте Наносят водные объекты на контурную карту
3.
Рефлексивно –
оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Тест в конце презентации Самопроверка по №ключу» 3.2. Ситуация оценки об- разовательных резуль- татов Оценивают каждый своего товарища по ключу Анализируют свои ошибки, исправляют их Работу выполнила Павликова Елена Витальевна 89081699988
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Павликова Елена Витальевна Район Борский Место работы МБОУ СОШ №2 Должность Учитель географии
Общая информация
Образовательная область, учебный предмет Общественно-научная, география Класс 8 класс Авторская программа к учебникам (ли- нии учебников или УМК) (если есть) нет Тема учебного занятия Использование рек в хозяйственной деятельности Тема урока или другой формы органи- зации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практи- кум, игра и т.п. Учебный проект(презентация) Место урока или другой формы органи- зации учебной деятельности в структу- ре учебного занятия По программе изд «Просвещение» авт Липкина Е.К. география 8 класс раздел «Природа Рос- сии» урок №4 в теме «Реки России». Урок закрепления знаний Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образова- тельную (коммуникативную, ис- следовательскую, проектную, ре- флексивно – оценочную, организа- ционно – деятельностную, нрав- ственно – оценочную и т.п.) ситу- ацию … Овладеть теоретическим знани- ем в области … и способами его прикладного использования Совершенствовать информационный метод получения знаний, отбирать, сортировать, вы- делять главное и создавать краткий информационный контент по теме.(предметные) Вовлечь учащихся в проектную деятельность, продолжать формировать коммуникатив- ные навыки работы в малых группах, слушать мнение других и аргументировано высказы- вать свое. Совершествовать навыки самоорганизации.(метапредметные). Продолжать формировать готовность нравственной оценки использования ресурсов реки Волги в Волжском бассейне, продолжать формировать эмоционально-целостное отношение к окружающей среде (борские луга»,осознавать необходимость бережно относится к рекам к Волге,уважать природу реки..(личностные) Овладеть терминами «Единая глубоководная система», «торговые пути», «морские пути со- общения», «морской порт», осмыслить их содержание, давать объяснение своими словами.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты
Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит
возможность научиться»)
Цель – предмет (предметный резуль- тат) Обучающиеся научатся оперировать терми- нами темы, «пойма», «Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пути сообщения», «морской порт», Обучающиеся получат воз- можность овладеть на уровне общего образования законченной системой представлений о реке кАк о географи- ческом объекте, используемом в хозяй- ственной деятельности Цель – способ (метапредметный ре- зультат) Обучающиеся будут продолжать овладе- вать способностями к самостоятельно- му приобретению новых знаний и практи- ческих умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Обучающиеся получат возможность органи- зовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, формировать свою про- фессиональную траекторию Цель – ценность (личностный резуль- тат) Обучающиеся осознают ценность соиальных позиций бережного отношения к природе поймы реки и сформируют представ- ление о значимости природоохранного поведе- ния Обучающиеся получат возможность для формирования умений оценивать собствен- ные поступки и поступки других людей с по- зиции природоохранных норм Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, по- нятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргу- ментировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. Непосредственного общения в природной среде с рекой Волгой. Знают основные понятия о реке из 6 класса о речной системе Знают и умеют показать пойму реки, русло ,течение, Сравнивать характер течения равнинной и горной реки. Проектировать карту реки в контексте темы. Оценивать по образцу
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Формы оценки планируемых результа- тов Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Выполненная презентация Использование рек в хо- зяйственной деятельно- сти людей. Приобретенные умения позволят сформировать алгоритм са- мостоятельного приобрете- ния новых знаний и практиче- ских умений создавать ин- формационный блок по теме, умение управлять своей по- знавательной дея- тельностью; Выработка внутренней позиции добросовест- ного отношения к делу, работе в команде Комментарии учителя к учебному заня- тию или уроку
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия
Учебно – информационное обеспечение Основная лите- ратура Дополнительная литература Интернет - ре- сурсы ЭОРы Учебник, рабочая тетрадь, атлас по географии для 8 класса, предвари- тельно использо- ванная информация Энциклопедии, сло- вари «Открытый класс» Интернет- ресурсы Техническое обеспечение Компьюторный класс
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически
целесообразного взаимодействия
(
описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока
)
Психолого – педагогическое обоснование
(
представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя
)
1.
Мотивационно
ориентировоч-
ный
1.1. Вхождение в контакт Приветствие учащихся. Проверка го- товности к уроку. Учащиеся привет- ствуют учителя Тема нашего урока кроется в загадках. Послушайте и назовите нашу тему. Зимой скрываюсь, Весной появляюсь, Лето веселюсь, Осенью спать ложусь. В неё льётся, из неё льётся, Сама по земле плетется. Змея разлеглась у меня на пути, Ползёт, а меня не пускает пройти, Ползёт, оставаясь на месте своем. Ты знаешь, о чём говорю я? О чём? Вы уже поняли, что тема нашего урока Реки, но не только реки, но и взаимо- действие человекка и реки в хозяй- ственной деятельности Мы ребята сегодня работаем вв малых ко- Создание комфортной психологической ат- мосферы урока
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» мандах, каждой команде было дано опережа- ющее задание и сейчас командииры команд подойдут ко мне, чтобы вытянуть тему своего мини проекта, который вы изложите в виде мини-презентаций. Все готовы? Начинаем…. 1.2. Актуализация субъ- ектного опыта обучаю- щихся Вспомним, какие у нас луга, они являяются ччастью пойменной террассы р.Волги. Мы гу- ляли в лугах, а тееперь вспомним какие виды деятельности всегда были развиты у нас в лу- гах. Вспоминаем части реки , кааждый пусть пере- числит притоки, впадающие в Волгу на нашей Борской стороне. Переживание успешности практического дей- ствия, подтверждение значимости позиции ученика. 1.3. Создание проблем- ной ситуации (конструк- тивного конфликта «зна- ния – не знания», «уме- ния – неумения», «пони- мания – не понимания» Нижний Новгород является портом четырех морей, посмотрим на карту, другие крупные города на Волге имееют выход к морям, кроме Каспийского? Работаем с картой, группа отве- чающая за блок Волга-морской путь, подбира- ет материал, комплектует в микро презента- цию. Что мы уже знаем о Великом Волжском пути древней Руси Почему в верховьях реки Волги есть такие названия как «Волоколамск», «Верхний Во- лочек», с чем это связано? Учебно- познавательный мотив, поисковой работы по географическим названиям населенных пунк- тов на карте, поиск обьяяснения в интернет- ресурсе, высказывание гипотз и предположе- ний. ность обучающихся 2.1. Целеполагание и планирование • Ребята, пожалуйста сформулируйте о чм наш сегодняшний урок ? О реках и их использовании человеком. • Сормулируем алгоритм работы на сегодня- яшнем уроке. 1.Работа в команде с информацией 2.Построение трех слайдов своей темы. 3.Отчет по слайду-командный. 4.Отчет по тесту. Непосредственная постановка ученика в по- зицию субъекта целеполагания и планирова- ния путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представ- ляющих цель в виде гипотезы, предположе- ния, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
2.
Операционно –
исполнитель-
ский
Подведение итогов урока. 2.2. Поиск способа ре- шения проблемной ситу- ации Ребята, мы свами повторили части ре- ки,режим реки, особенноссти течения равнин- ной и горной реки, на основе этого материала и информационных источников которые лежат у вас на столах отберем материал для мини презентаций. Команда №1 готовит материал о водных путях с древности до ссоввременности р.Волги. Команда№2 готовит материал о гидросо- оруженияях на реках. Команда №3 готовит материал о использо- вании речной поймы. Команда №4 готовит материал о проблемах хозяйственного освоенияя рек По истечении времени на подготовку крат- ко записываем комментарии к своим слайдам). На основе мматериалла 5,6 классов о реке и ее частях работая с текстом учебника ищут сходства в терминах «русло»и»торговый путь», «надпойменная террасса»и «исполь- зование поймы», выделяют исходное и фор- мулируют термин в новом понимании. 2.3. Выбор верного ва- рианта решения, фикса- ция найденного способа Создание слайдов по своей теме, с подпи- сью, отажающей суть понятий «Торговые пу- ти», «водные пути», «испольтзование поймы», «Гидросооружения». Формулировка псновных понятий им- зученного и показанного при демонстрации слайда, запись в тетрадь Создают слайд по своей теме, отбирая изоб- ражение и необходимую информацию для комментария отталкиваясь от конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий Наносим на контурные карты гидросоору- женияя около городов Н.Новгород,Рыбинск,Самара,. Замыкаем на контурной карте Волжский путь. Узнают о водохранилищах и зарегулирован- ности стока реки.
3.
Рефлексивно –
оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Во время работы в малых группах учащиеся знакомым им способом работают с информа- цией-отбор и систематизация. Выделяя главное,формируют слайд. Во время работы с тестом и последующей са- Проверяя себя по «ключу» определяют про- блемные места.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» мопроверки определяют пробелы в своих знаниях. 3.2. Ситуация оценки об- разовательных резуль- татов Выявление уровня осознания каждым обу- чающимся степени освоенности содержания путем тестирования и последующей самопро- верки учащиеся определяют что они знают а что нет(знание терминов темы), создавая слайды с информацией отбирают главное (знают что главное по теме), анализируя ново- тную линейку о природоохранныых мероприя- тиях понимают что такое природоохранное по- ведение.Анализируя нравственные задачи но теме высказыывают свое мнение и формируют убеждения. (знаю, что во мне изменилось?) Выстраивают логическую цепочку создавая свой слайд «причина-ледсствие-результат».
Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или
другой формы
УВП
Подэтап урока или
другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1.
Мотивационно
ориентировоч-
ный
1.1. Вхождение в контакт Предлагаю учащимся,проблемную ситуацию или загадки Высказывают свои ассоциации со словом «река», начинают формулировать тему урока 1.2. Актуализация субъ- ектного опыта обучаю- щихся Формулируют свои представление о реке, Рассаживаются за компьюторные столики 1.3. Создание проблем- ной ситуации Работа с терминами«Единая глубоководная система», «торговыфе пути», «морские пу- ти сообщения», «морской порт», Подбор материала для краткого илюстратив- ного содержания своих слайдов
2.
Операционно –
исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование Сообща вместе с ребятами формулируем ос- новную цель урока Записывают,принимают участие в обсужде- нии темы и формулировании цели 2.2. Поиск способа ре- шения проблемной ситу- ации На основании информационного материала по плану отбирают необходимое, формируют слайд Анализируют, отбирают необходимое. 2.3. Выбор верного ва- рианта решения, фикса- ция найденного способа Формируют слайд Показывают,комментируют. Подбирают к иллюстрациям слайда необхо- димые комментарии.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШ АТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕН ИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий Выполнение работы на контурной карте Наносят водные объекты на контурную карту
3.
Рефлексивно –
оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Тест в конце презентации Самопроверка по №ключу» 3.2. Ситуация оценки об- разовательных резуль- татов Оценивают каждый своего товарища по ключу Анализируют свои ошибки, исправляют их Работу выполнила Павликова Елена Витальевна 89081699988
В раздел основное общее образование