"Сталинградская битва"
урок
Автор: Сарафанова Татьяна Александровна, учитель истории, обществознания, ГБОУ Школа №2090, город Москва
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
1
Тема урока: "Сталинградская битва"
1.Аннотация урока: урок рассчитан на учащихся 9-х классов. Основной
целью урока являются формирование у учащихся представления о событиях
на южном фронте в 1942-1943 гг., актуализация ранее изученного материала
с использованием реальных исторических документов и материалов,
предоставленных музеем 15 ГИАД, формирование чувства патриотизма и
гордости за свой народ, передача молодому поколению вахты памяти о
героях, которых становится все меньше и меньше.
В соответствии с требованиями ФГОС задачи урока:
1.
образовательная: активизировать познавательную деятельность,
умение самостоятельно работать с дополнительным материалом, дать
представление о ходе военных действий на южном фронте в 1942-43
гг., показать на основе собранных документов музея недостоверность
попыток принизить роль Сталинградской битвы во II мировой войне;
2.
воспитательная: воспитывать чувство любви к Родине, уважения к
поколению, которое пережило Великую Отечественную войну,
показать роль советского народа в освобождении мира от фашизма,
прививать чувство гордости за тех людей, которые отдали свою жизнь,
чтобы весь мир жил спокойно;
3.
развивающая: используя музейные экспонаты школьного музея 15
ГИАД продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять,
сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные
связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой,
картами, таблицами.
2. Форма проведения урока: урок-экскурсия по военно-историческому
школьному музею 15 гвардейской истребительной авиационной дивизии
имени Богдана Хмельницкого
3. Изучаемые элементы: военные документы, военная техника, вооружение,
ордена и медали, биография руководителей обороны Сталинграда
2 4. Место проведения: музей ГБОУ СОШ № 2090 5. Необходимое материально-техническое обеспечение: ноутбук, фотографии, интерактивная доска.
Этапы урока
Ход урока
I этап
Организацион ный момент Перед началом урока прослушивание музыки "Вставай страна огромная" - Здравствуйте, ребята. Где мы с вами находимся? - Посмотрите на этот стенд. О какой битве мы сегодня будем разговаривать? - Правильно. Тема нашего урока "Сталинградская битва" Ответы учеников В школьном военно- историческом музее 15 ГИАД Сталинградская битва
II этап
П
остановка цели урока Показ презентации по Сталинградской битве Сегодня на уроке остановимся на двух основных этапах Сталинградской битвы: 1. Оборонительный (17 июля 1942 - 18 ноября 1942 года) 2. Наступательный (контрнаступление советских войск 19 ноября 1942 г. -2 февраля 1943 года)
III этап
Повторение изученного материала - Когда началась II мировая война? - Когда началась Великая Отечественная Война? - Когда закончилась Великая Отечественная Война? 1 сентября 1939 года 22 июня 1941 года 9 мая 1945 года
IV этап
Знакомство с новым материалом Сталинград - это символ мужества, стойкости и героизма советских воинов. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решался исход Второй Мировой войны. Показ карты на стенде Найдите город Сталинград. Как сейчас называется этот город? На какой реке находится этот город? Почему для фашистов взятие этого города имело стратегически важное значение? Сталинград имел больше стратегическое значение. Как вы думаете, почему? (работа детей со стендом). Правильно, именно здесь находился узел коммуникаций, связывавших центральные районы страны с Кавказом, проходила главная артерия, по которой транспортировалась Бакинская нефть и поставки союзников, поступающие через Иран. Гитлер планировал осуществить захват Сталинграда силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г. С 14 июля 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область была объявлена на осадном положении. Началась эвакуация мирных жителей. Но покинуть Сталинград всем Волгоград, Волга, ворота на Кавказ, продовольственное снабжение Ответы учеников
Работа со стендами школьного музея жителям не удалось. Посмотрите на стенд, что осталось от Сталинграда? Можно ли себе представить, как оставались живыми простые мирные жители? 17 июля 1942 года со Сталинградской стратегической оборонительной операции начался первый (оборонительный) этап битвы. Операция проводилась войсками Сталинградского, Юго-Восточного фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. Входе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управление Юго- Восточного фронта, пять управлений общевойсковых армий и два управления танковых армий, 56 дивизий и 33 бригады. Для обороны города был создан Сталинградский фронт, которым командовал талантливый военачальник Семен Константинович Тимошенко. Обратите внимание, каким было соотношение сил на начальном этапе войны? (работа со стендом) Сталинградский фронт 6-я полевая немецкая армия 12 дивизий 160 000 чел. 2 200 орудий и минометов 14 дивизий 270 000 человек 3 000 орудий и минометов Ответы учеников Ответы учеников
400 танков 8-я воздушная армия 454 самолета около 500 танков 4-й воздушный флот 1200 самолетов Во сколько раз немецко-фашистские войска превосходили советские? в личном составе в 1,7 раза в артиллерии и танках в 1,3 раза в самолетах почти в 2 раза Найдите на стенде информацию о действиях Наркома обороны страны Как вы думаете, зачем был принят этот приказ? Ведя ожесточенные бои, советские войска отступали к городу под давлением четырехкратно превосходящих сил противника. По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, Ответы учеников Приказ №227 Ответы учеников
что можно было читать газету в 7 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. “Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”. Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью (показываю фотографии на стенде). Обратите внимание на надписи, оставленные защитниками Сталинграда. Девизом воинов, сражавшихся за свой город, за свою страну стали слова "Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!". Как вы думаете, какие настроения тогда царили среди наших воинов? Сталинградский городской комитет обороны издал воззвание к трудящимся города (показываю на стенде). Настолько высок был патриотический подъем народа, что немцам приходилось бороться за Ответы учеников
каждую пядь города Сталинграда. Но несмотря на все усилия, 19 августа 1942 года гитлеровцы прорвались к Волге. Начались уличные бои. Положение осложнялось тем, что в городе на этот момент размещалась всего одна 64 армия, которой командовал Василий Иванович Чуйков. Именно на его бойцов и легла вся тяжесть первых оборонительных боев. Позже были подтянуты еще две армии и несколько сотен танков, но ситуация все еще была критической. Наиболее тяжелыми были бои за контроль над высотой 102 (мы ее знаем как Мамаев Курган). Мамаев курган стал центром смертельного боя. (стихотворение из презентации) Пока шли бои в городе, Ставка подтягивала к фронту свежие войска. В соответствии с планом "Уран" осенью началось контрнаступление советских войск, завершившееся 23 ноября полным окружением группировки Паулюса. В окружении оказалось более миллиона гитлеровцев. Попытки разблокировать армию успехом не увенчались, и в морозном феврале 1943-го была принята капитуляция фашистских войск во главе с самим фельдмаршалом. Это был первый случай, когда Ученик выразительно читает стихотворение "За Мамаевым курганом тишина" Работа со стендом
немецкий полководец такого ранга сдал в плен почти триста тысяч человек. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль « За оборону Сталинграда». Ею были награждены 750 тысяч человек. 1250 человек получили звание героя Советского Союза. (Показываю ученикам медаль) Посмотрите на стенд, посвященный 15-ой гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой за участие в героической обороне Сталинграда и уничтожение окруженной группировки немцев под Сталинградом Приказом Верховного Главнокомандующего № 207 от 4 мая 1943 года было присвоено собственное имя "Сталинградская". Весь личный состав дивизии был награжден медалью "За оборону Сталинграда". Командующим дивизии был герой советского союза генерал-майор авиации Лакеев Иван Алексеевич(показываю фотографию). Посмотрите, сколько под его руководством на Сталинградском фронте было совершенно вылетов, произведено боев и сбито Работа со стендом Работа со стендом
противников! Хотелось бы особо отметить Лавочкина Семена Алексеевича, генерал-майора инженерно-технической службы. За годы войны в конструкторском бюро Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей. Эти машины были признаны одними из лучших самолетов Второй мировой войны. По сути, каждый 3-й советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". Благодаря героическим усилиям наземных и воздушных войск нам удалось отстоять Сталинград и переломить ход войны. Значение Сталинградской битвы выходит далеко за военные рамки. Конечно, Германия потеряла около полутора миллионов человек. Но гораздо большее значение имела психологическая победа советских войск. Впервые с начала войны удалось нанести столь масштабное поражение противнику, впервые взят в плен фельдмаршал, впервые в Германии объявлен траур. Политические последствия для Германии были катастрофическими. Союзники окончательно решили открыть Второй фронт, моральный уровень немецких войск был подорван. сам Гитлер признавал, что после Сталинграда о победе Германии в войне Работа со стендом
путем наступления можно не вспоминать. В послевоенный период историки давали неоднозначные оценки Сталинградской битве. На западе есть стремление принизить ее значение, свести ее к крупной военной операции, такой, как сражение под Эль-Аламейном. Но это все политика, а в реальности именно Сталинградская битва уничтожила все надежды Гитлера на успех, и показала советскому народу, что даже такого сильного и жестокого противника можно победить. Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых яро проявились лучшие качества воинов-патриотов! И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость стали священными для защитников Сталинграда... Работа с презентацией
IV этап
Итог урока - О какой битве мы с вами сегодня говорили? - Когда началась Сталинградская битва? - Когда закончилась Сталинградская битва? - Какие планы были у немецкого командования? - Почему Красная армия не могла сдать Сталинград? - Покажите этот город на карте - Покажите, каким город был до войны и каким стал во время боев - Как вы думаете, что помогало защитникам города выстоять и победить в этой битве? - Благодаря кому нам удалось отстоять Сталинград? - какая авиационная дивизия, представленная в нашем музее, помогала защитникам города? - Какими медалями была награждена 15 ГИАД? - Почему победа в Сталинградской битве является коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны? Ответы учеников
13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина, В том кургане похоронена война, В мирный берег тихо плещется волна. Перед этою священной тишиной Встала женщина с поникшей головой, Что-то шепчет про себя седая мать, Все надеется сыночка увидать. Заросли степной травой глухие рвы, Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придет, не скажет: "Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!" Вот уж вечер волгоградский настает, А старушка не уходит, сына ждет, В мирный берег тихо плещется волна, Разговаривает с матерью она.
14 генерал Василий Иванович Чуйков
15 Семен Константинович Тимошенко
Мамаев Курган
Окружение Паулюса
сдача в плен Паулюса
2 4. Место проведения: музей ГБОУ СОШ № 2090 5. Необходимое материально-техническое обеспечение: ноутбук, фотографии, интерактивная доска.
Этапы урока
Ход урока
I этап
Организацион ный момент Перед началом урока прослушивание музыки "Вставай страна огромная" - Здравствуйте, ребята. Где мы с вами находимся? - Посмотрите на этот стенд. О какой битве мы сегодня будем разговаривать? - Правильно. Тема нашего урока "Сталинградская битва" Ответы учеников В школьном военно- историческом музее 15 ГИАД Сталинградская битва
II этап
П
остановка цели урока Показ презентации по Сталинградской битве Сегодня на уроке остановимся на двух основных этапах Сталинградской битвы: 1. Оборонительный (17 июля 1942 - 18 ноября 1942 года) 2. Наступательный (контрнаступление советских войск 19 ноября 1942 г. -2 февраля 1943 года)
III этап
Повторение изученного материала - Когда началась II мировая война? - Когда началась Великая Отечественная Война? - Когда закончилась Великая Отечественная Война? 1 сентября 1939 года 22 июня 1941 года 9 мая 1945 года
IV этап
Знакомство с новым материалом Сталинград - это символ мужества, стойкости и героизма советских воинов. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решался исход Второй Мировой войны. Показ карты на стенде Найдите город Сталинград. Как сейчас называется этот город? На какой реке находится этот город? Почему для фашистов взятие этого города имело стратегически важное значение? Сталинград имел больше стратегическое значение. Как вы думаете, почему? (работа детей со стендом). Правильно, именно здесь находился узел коммуникаций, связывавших центральные районы страны с Кавказом, проходила главная артерия, по которой транспортировалась Бакинская нефть и поставки союзников, поступающие через Иран. Гитлер планировал осуществить захват Сталинграда силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г. С 14 июля 1942 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Сталинградская область была объявлена на осадном положении. Началась эвакуация мирных жителей. Но покинуть Сталинград всем Волгоград, Волга, ворота на Кавказ, продовольственное снабжение Ответы учеников
Работа со стендами школьного музея жителям не удалось. Посмотрите на стенд, что осталось от Сталинграда? Можно ли себе представить, как оставались живыми простые мирные жители? 17 июля 1942 года со Сталинградской стратегической оборонительной операции начался первый (оборонительный) этап битвы. Операция проводилась войсками Сталинградского, Юго-Восточного фронтов при содействии сил Волжской военной флотилии. Входе боевых действий в состав советских войск были дополнительно введены управление Юго- Восточного фронта, пять управлений общевойсковых армий и два управления танковых армий, 56 дивизий и 33 бригады. Для обороны города был создан Сталинградский фронт, которым командовал талантливый военачальник Семен Константинович Тимошенко. Обратите внимание, каким было соотношение сил на начальном этапе войны? (работа со стендом) Сталинградский фронт 6-я полевая немецкая армия 12 дивизий 160 000 чел. 2 200 орудий и минометов 14 дивизий 270 000 человек 3 000 орудий и минометов Ответы учеников Ответы учеников
400 танков 8-я воздушная армия 454 самолета около 500 танков 4-й воздушный флот 1200 самолетов Во сколько раз немецко-фашистские войска превосходили советские? в личном составе в 1,7 раза в артиллерии и танках в 1,3 раза в самолетах почти в 2 раза Найдите на стенде информацию о действиях Наркома обороны страны Как вы думаете, зачем был принят этот приказ? Ведя ожесточенные бои, советские войска отступали к городу под давлением четырехкратно превосходящих сил противника. По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, Ответы учеников Приказ №227 Ответы учеников
что можно было читать газету в 7 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. “Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”. Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью (показываю фотографии на стенде). Обратите внимание на надписи, оставленные защитниками Сталинграда. Девизом воинов, сражавшихся за свой город, за свою страну стали слова "Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!". Как вы думаете, какие настроения тогда царили среди наших воинов? Сталинградский городской комитет обороны издал воззвание к трудящимся города (показываю на стенде). Настолько высок был патриотический подъем народа, что немцам приходилось бороться за Ответы учеников
каждую пядь города Сталинграда. Но несмотря на все усилия, 19 августа 1942 года гитлеровцы прорвались к Волге. Начались уличные бои. Положение осложнялось тем, что в городе на этот момент размещалась всего одна 64 армия, которой командовал Василий Иванович Чуйков. Именно на его бойцов и легла вся тяжесть первых оборонительных боев. Позже были подтянуты еще две армии и несколько сотен танков, но ситуация все еще была критической. Наиболее тяжелыми были бои за контроль над высотой 102 (мы ее знаем как Мамаев Курган). Мамаев курган стал центром смертельного боя. (стихотворение из презентации) Пока шли бои в городе, Ставка подтягивала к фронту свежие войска. В соответствии с планом "Уран" осенью началось контрнаступление советских войск, завершившееся 23 ноября полным окружением группировки Паулюса. В окружении оказалось более миллиона гитлеровцев. Попытки разблокировать армию успехом не увенчались, и в морозном феврале 1943-го была принята капитуляция фашистских войск во главе с самим фельдмаршалом. Это был первый случай, когда Ученик выразительно читает стихотворение "За Мамаевым курганом тишина" Работа со стендом
немецкий полководец такого ранга сдал в плен почти триста тысяч человек. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль « За оборону Сталинграда». Ею были награждены 750 тысяч человек. 1250 человек получили звание героя Советского Союза. (Показываю ученикам медаль) Посмотрите на стенд, посвященный 15-ой гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой за участие в героической обороне Сталинграда и уничтожение окруженной группировки немцев под Сталинградом Приказом Верховного Главнокомандующего № 207 от 4 мая 1943 года было присвоено собственное имя "Сталинградская". Весь личный состав дивизии был награжден медалью "За оборону Сталинграда". Командующим дивизии был герой советского союза генерал-майор авиации Лакеев Иван Алексеевич(показываю фотографию). Посмотрите, сколько под его руководством на Сталинградском фронте было совершенно вылетов, произведено боев и сбито Работа со стендом Работа со стендом
противников! Хотелось бы особо отметить Лавочкина Семена Алексеевича, генерал-майора инженерно-технической службы. За годы войны в конструкторском бюро Лавочкина были разработаны более 10 экспериментальных и несколько серийных истребителей. Эти машины были признаны одними из лучших самолетов Второй мировой войны. По сути, каждый 3-й советский самолет-истребитель того времени был "лавочкинский". Благодаря героическим усилиям наземных и воздушных войск нам удалось отстоять Сталинград и переломить ход войны. Значение Сталинградской битвы выходит далеко за военные рамки. Конечно, Германия потеряла около полутора миллионов человек. Но гораздо большее значение имела психологическая победа советских войск. Впервые с начала войны удалось нанести столь масштабное поражение противнику, впервые взят в плен фельдмаршал, впервые в Германии объявлен траур. Политические последствия для Германии были катастрофическими. Союзники окончательно решили открыть Второй фронт, моральный уровень немецких войск был подорван. сам Гитлер признавал, что после Сталинграда о победе Германии в войне Работа со стендом
путем наступления можно не вспоминать. В послевоенный период историки давали неоднозначные оценки Сталинградской битве. На западе есть стремление принизить ее значение, свести ее к крупной военной операции, такой, как сражение под Эль-Аламейном. Но это все политика, а в реальности именно Сталинградская битва уничтожила все надежды Гитлера на успех, и показала советскому народу, что даже такого сильного и жестокого противника можно победить. Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых яро проявились лучшие качества воинов-патриотов! И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость стали священными для защитников Сталинграда... Работа с презентацией
IV этап
Итог урока - О какой битве мы с вами сегодня говорили? - Когда началась Сталинградская битва? - Когда закончилась Сталинградская битва? - Какие планы были у немецкого командования? - Почему Красная армия не могла сдать Сталинград? - Покажите этот город на карте - Покажите, каким город был до войны и каким стал во время боев - Как вы думаете, что помогало защитникам города выстоять и победить в этой битве? - Благодаря кому нам удалось отстоять Сталинград? - какая авиационная дивизия, представленная в нашем музее, помогала защитникам города? - Какими медалями была награждена 15 ГИАД? - Почему победа в Сталинградской битве является коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны? Ответы учеников
13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина, В том кургане похоронена война, В мирный берег тихо плещется волна. Перед этою священной тишиной Встала женщина с поникшей головой, Что-то шепчет про себя седая мать, Все надеется сыночка увидать. Заросли степной травой глухие рвы, Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придет, не скажет: "Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!" Вот уж вечер волгоградский настает, А старушка не уходит, сына ждет, В мирный берег тихо плещется волна, Разговаривает с матерью она.
14 генерал Василий Иванович Чуйков
15 Семен Константинович Тимошенко
Мамаев Курган
Окружение Паулюса
сдача в плен Паулюса
В раздел основное общее образование