"Из опыта работы: О роли игры на уроках математики"
статья
Автор: Алексеева Татьяна Валентиновна, учитель математики, МАОУ "СШ № 4 с. Яжелбицы", село Яжелбицы
В раздел основное общее образование
Из опыта работы: О роли игры на уроках математики
Алексеева Татьяна Валентиновна, учитель математики
МАОУ «СШ №4 с. Яжелбицы»
Обновление общества происходит в результате преобразований, которые осуществляются в стране. Совершенствование хозяйственного механизма, повсеместное внедрение новой техники, инновационной экономики, компьютерных технологий требуют новаторства в поиске путей реализации этих целей, и прежде всего они должны быть ориентированы на развитие отдельной личности. Решать эту задачу помогают интеллектуальные игры. Они не только вносят особый, игровой момент в любой род деятельности, но и служат развитию творческих способностей каждого человека, в том числе и школьника. В игре развивается умение принимать решения и претворять их в жизнь, выявлять и анализировать связи и отношения между объектами, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке. Кроме этого в коллективной игре формируется навык сотрудничества. Всеми перечисленными качествами должен обладать выпускник современной школы. За свою многовековую историю человечество придумало огромное количество различных игр, среди которых не последнее место занимают математические игры. Именно через игру в детстве познается окружающий мир. А в школе игра соединяет серьезное интеллектуальное занятие и забаву, размышления и развлечение,- открывая путь к качественно новому уровню обучения. Любая игра по своей сути это творческое наслаждение, она помогает самому находить ответы на множество разнообразных вопросов, дает возможность полного самовыражения, доставляет удовольствие и дает заряд душевной бодрости. Более того, приобретенные в игре качества находят применение практически в любой жизненной ситуации. Игре не свойственны разобщенность и враждебность, наоборот, игра способствует объединению. Для игр не существует географических или социальных барьеров. Люди разных профессий, возраста, национальности прекрасно находят общий язык, если их свела совместная игра. Математические игры всегда связаны с размышлением, обдумыванием хода игры, с выбором и поиском оптимального решения. Как нигде, здесь требуется умение логически и в то же время нестандартно мыслить. Логическое мышление, умение правильно, обоснованно и последовательно рассуждать не даются человеку готовыми при рождении. Они развиваются и крепнут в ходе творческого изучения математики. Любой человек, а тем более ребенок, любит делать то, что ему интересно. Если на простых уроках не всегда удается заинтересовать всех учеников, присутствующих на уроке, то во время игры, как правило, активизируются даже самые пассивные. Игра дает возможность ярко проявить свою индивидуальность. Урок- игра обязательно должен иметь место в процессе обучения. Цель каждой игры - развитие внимания, памяти, сообразительности, обобщение и закрепление знаний и навыков, полученных на уроках. В большинстве случаев учащиеся любят игры, участвуют в них с
радостью. При подготовке к игре ученикам полезно дать задание - придумать эмблемы, рисунки, стихи, сказки по соответствующей тематике. Всякое проявление творческого начала в ребенке нужно поощрять и приветствовать. Каждый ребенок в душе - поэт. С большим энтузиазмом мои старшеклассники на уроке-игре сочиняли стихотворение, в котором присутствуют только цифры. При этом экспертам очень трудно было выбрать победителя. Вот пример такого стиха: Четыре, восемь, три, пятнадцать, Шесть, восемнадцать, двадцать пять. Четырнадцать, один, тринадцать, шестнадцать, двадцать, сорок пять. Учащимся шестого класса при изучении темы «Параллельные и перпендикулярные прямые» было предложено домашнее задание - написать сказку о параллельных и перечисленных прямых. Вот одна из работ: Сказка о дружбе. Жили- были две подружки - Параллельные Прямые. Звали их Саша и Маша. И было им очень скучно вдвоем потому, что они никогда не пересекались. Однажды повстречалась им еще две Прямые - Даша и Наташа. Они пробежали перпендикулярно Саше и Маше и пересекли их! Саша держала за руку Дашу и Машу, Маша - Сашу и Наташу, Наташа - Сашу и Машу, Даша - Сашу и Наташу. Так они подружились, и вместе им стало намного веселей! Хочу сказать несколько слов об использовании кроссвордов на уроках математики. Кроссворды позволяют вспомнить забытые и приобрести новые знания. Очень хорошо вписываются в кроссворды различные определения из курса математики. По смыслу эта игра напоминает викторину с подсказкой, главным в ней является содержание. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, а также активизирует общение наших учеников. Исчерпав до конца свои возможности, ученик обращается за помощью к своим товарищам. Большую помощь в решении кроссвордов оказывают Интернет, энциклопедии, словари, справочники. Чтобы заинтересовать учащихся седьмого класса на таких сложных уроках, как геометрия, где огромное количество различных определений, можно регулярно предлагать им решение тематических кроссвордов. Уже после первых уроков ученики могут получить подобное задание. Приведу лишь несколько формулировок: 1.Предложение, не требующее доказательства. (аксиома). 2.Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости. (планиметрия). 3.Одна из частей формулировки теоремы. (условие). 4.Древнегреческий ученый. (Евклид). 5.Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок). И так далее. При систематическом использовании игровых моментов на уроках математики ученикам уже не кажется эта наука скучной и неинтересной. Подборка задач и их игровая форма помогают развитию способности рассуждать, логически мыслить, вырабатывать отношение к математике как к красивой точной науке.
В раздел основное общее образование