" Проблемы мотивации в работе с отстающими учениками"
статья
Автор: Антипина Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы, БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 68", город Омск
В раздел основное общее образование
Как
часто
мы,
учителя,
сталкиваемся
во
время
своей
работы
с
проблемами,
кажущимися
неразрешимыми.
И
как
бы
мы
тщательно
не
планировали
свои
уроки,
для
некоторых
учеников
они
не
приносят тех
результатов, на которые мы настроены.
Я работаю в школе, в которой мой предмет, русский язык, для большой
части учеников не является родным. И вполне естественно, что они не вполне
понимают его структуру. Сам по себе предмет относится к абстрактным, и
усвоить его ребенку, который дома практически не говорит на нем – задача
довольно трудная. В 6 классе, в котором я вела первый год, я обратила
внимание на мальчика, он упрямо писал название месяца с большой буквы. И
это продолжалось из урока в урок. Да, он знал, что так писать неправильно,
но почему-то с завидным постоянством продолжал это делать. Помимо этого
в каждом слове, где это казалось порой невероятным, он допускал великое
множество
орфографических
ошибок.
Про
элементарное
соблюдение
пунктуационных знаков я вообще молчу. Я как педагог не знала, что мне
делать. Все было тщетно: ни контроль за выполнением домашнего задания,
ни индивидуальная работа, ни беседы с родителями не давали должного
результата. Я была в отчаянии.
Перелом в этой истории произошел неожиданно. В 7 классе мальчик пришел
ко
мне
в
детское
объединение
(я
по
совместительству
являюсь
его
руководителем). Реализовал он себя там как ответственный доброволец,
охотно
помогал
ветеранам,
одиноким
пожилым
людям.
И
мы
часто
беседовали с ним о том, почему у него не выходит учиться сколько-нибудь
сносно. Это касалось не только моего предмета. Ответа дать мне он не мог.
Мальчик и сам его не знал. «Не выходит, я ничего не знаю и не понимаю», -
вот и всё, чего я от него добилась.
Однажды мы дружной командой присутствовали на занятиях «Школы
«Знаний, умений
и навыков»»
во
дворце
детского
творчества.
Тематика
занятий
была
самой
патриотичной
–
«Годовщина
победы
в
Великой
Отечественной войне 1941-1945 года». Для многих ребят из моего отряда само название трудно для запоминания. Одно из заданий было интеллектуальным. Для выполнения был нужен один человек из команды. Рука как-то сама выдвинула моего подопечного. Он оторопел от неожиданности. Как, интеллект и он? Чувство собственного достоинства взяло верх и мальчишка принялся выполнять задание изо всех сил. Он напрягал мозг, извлекал из архивов своей памяти всевозможные знания, отшучивался от колкостей ведущих. И, знаете, превзошел все мои ожидания. Даже ведущие ринулись ему помогать, поддерживать его. Пусть не идеально, но довольно хорошо он справился. Все мы им гордились, хвалили его беспрестанно. С этого момента началась уже новая история его обучения. На следующий день к нам в школу он пришел уже каким-то новым человеком. Он переоценил себя. Впустил в своё сознание оценку интеллектуальный. Медленно, но верно увеличивался интерес к знаниям. Уроки для него перестали быть простой формальностью. Ученик стал внимательно следить за тем, что он говорит и пишет. Ярко горели глаза. Рука сама тянулась вверх. В журнале появились четверки. Да, двойки, тройки были. Но он перестал быть безнадежным. Появился интерес к русскому языку. Домашние задания он тоже начал выполнять самостоятельно. И ужасно гордился всеми своими достижениями. Сейчас мой ученик уже в 8 классе. Мы все старательно готовимся к экзаменам в 9. И я уже не так сильно за него боюсь. Есть дети, требующие большего внимания. Сама собой ему стала интересна литература, потом связь предметов с жизнью. Политика, проблемы социума, география, да и по другим предметам он подтянулся. Пусть он сейчас всё же остается троечником, но уже не по всем предметам. И, как мне кажется, ученик мой не собирается останавливаться на достигнутом. Он планирует свою будущую карьеру, жизнь, ставит цели. К чему я всё это пишу? Очень хочется еще раз затронуть проблему правильной мотивации. Мы очень много о ней говорим, исследуем,
разрабатываем разные методы. Но надо понимать, что не всегда хорошая, правильная мотивация на нашем предмете может принести результат. Жизнь сложная штука. И каждый учитель должен быть еще и хоть немного психологом. Часто нашим подопечным не хватает какого-то важного именно для них толчка. Наша задача – не сдаваться, а упрямо продолжать искать правильное решение. В моём случае был нужен просто новый взгляд ученика на самого себя. И ситуация в корне изменилась. Нет ничего невозможного коллеги. Ищите, будьте упрямы, не сдавайтесь. Не бойтесь выходить за рамки своего предмета, и у вас всё получится. С уважением, С. Антипина.
Отечественной войне 1941-1945 года». Для многих ребят из моего отряда само название трудно для запоминания. Одно из заданий было интеллектуальным. Для выполнения был нужен один человек из команды. Рука как-то сама выдвинула моего подопечного. Он оторопел от неожиданности. Как, интеллект и он? Чувство собственного достоинства взяло верх и мальчишка принялся выполнять задание изо всех сил. Он напрягал мозг, извлекал из архивов своей памяти всевозможные знания, отшучивался от колкостей ведущих. И, знаете, превзошел все мои ожидания. Даже ведущие ринулись ему помогать, поддерживать его. Пусть не идеально, но довольно хорошо он справился. Все мы им гордились, хвалили его беспрестанно. С этого момента началась уже новая история его обучения. На следующий день к нам в школу он пришел уже каким-то новым человеком. Он переоценил себя. Впустил в своё сознание оценку интеллектуальный. Медленно, но верно увеличивался интерес к знаниям. Уроки для него перестали быть простой формальностью. Ученик стал внимательно следить за тем, что он говорит и пишет. Ярко горели глаза. Рука сама тянулась вверх. В журнале появились четверки. Да, двойки, тройки были. Но он перестал быть безнадежным. Появился интерес к русскому языку. Домашние задания он тоже начал выполнять самостоятельно. И ужасно гордился всеми своими достижениями. Сейчас мой ученик уже в 8 классе. Мы все старательно готовимся к экзаменам в 9. И я уже не так сильно за него боюсь. Есть дети, требующие большего внимания. Сама собой ему стала интересна литература, потом связь предметов с жизнью. Политика, проблемы социума, география, да и по другим предметам он подтянулся. Пусть он сейчас всё же остается троечником, но уже не по всем предметам. И, как мне кажется, ученик мой не собирается останавливаться на достигнутом. Он планирует свою будущую карьеру, жизнь, ставит цели. К чему я всё это пишу? Очень хочется еще раз затронуть проблему правильной мотивации. Мы очень много о ней говорим, исследуем,
разрабатываем разные методы. Но надо понимать, что не всегда хорошая, правильная мотивация на нашем предмете может принести результат. Жизнь сложная штука. И каждый учитель должен быть еще и хоть немного психологом. Часто нашим подопечным не хватает какого-то важного именно для них толчка. Наша задача – не сдаваться, а упрямо продолжать искать правильное решение. В моём случае был нужен просто новый взгляд ученика на самого себя. И ситуация в корне изменилась. Нет ничего невозможного коллеги. Ищите, будьте упрямы, не сдавайтесь. Не бойтесь выходить за рамки своего предмета, и у вас всё получится. С уважением, С. Антипина.
В раздел основное общее образование