Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Урок письма в 5 классе".

Разработка урока

Автор: Медведева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ СОШ №17, Город Таганрог, Ростовская область



В раздел основное общее образование



Урок - театрализованное представление по русскому языку «Помоги написать письмо» в 5 классе.
Цели урока:
- создание игровых условий для привлечения внимания учащихся к общению между людьми в форме письма; - активизация познавательной и аналитической деятельности при изучении такой формы общения как письмо; - акцентирование внимание на личностное восприятие детьми письма как инструмента общения между людьми, его нравственному аспекту в отношениях; - пробуждение интереса к написанию личных писем; - ознакомить со структурой письма, основными правилами его написания.
Раздаточный материал
: памятки, письма, конверты.
Ход урока.

Организационный момент.
Учитель. Я не знаю, Что случилось, Как же это приключилось. Только прозвенел звонок, Мы попали на урок, Где прилежная Мальвина Учит парня Буратино. Ты тихонько проходи, На уроке посиди. Прояви своё вниманье,
Слушателя прилежанье. Кажется, мальчишка где-то Всё ж нуждается в советах. Будь внимательным, ты сможешь, И ученику поможешь. Буратино что-то выводит в тетради. Мальвина с книгой прохаживается рядом. Диктует предложение. « Пришла долгожданная весна» Раздаётся стук. Открывается дверь. Входит почтальон. Почтальон. - Добрый день. Мне нужна Мальвина. ( Смотрит на конверт) Мальвина. - Это я. Здравствуйте. Почтальон. - Вам письмо. ( Протягивает конверт) Мальвина забирает конверт. Почтальон. - А Вы, случайно, не Буратино? Буратино. ( Удивлённо) - Да, это я. Почтальон. - Вам тоже письмо. Буратино. - Мне? Письмо? Почтальон. - Получите. Почтальон уходит.
- До свиданья. Всего хорошего. Мальвина. - Я тебя поздравляю, Буратино. Ты получил первое в своей жизни письмо. Буратино. - Ну и что в этом такого? Мальвина. - Как что? Посмотри, от кого оно? Видишь, тебе написал письмо наш друг Пьеро. Буратино. - Ой-Ой-Ой, какая важность. Мальвина. - Значит, он думает о тебе, беспокоится. А это очень важно. Буратино. - Это значит, что я должен это письмо читать, а мне это совсем не интересно. Мальвина. - Интересно или нет, ты поймёшь, когда прочитаешь. Открывай конверт. Буратино. - А можно я буду читать вслух? Мне так больше нравится. Мальвина. -Если ты не против, я послушаю. Буратино (открывает конверт) - Здравствуй, мой дорогой друг Буратино. ( смеётся : « Привет ! ») Как у тебя дела? Не болеешь? Как проходят ваши занятия? Тебе нравится в школе? Наверное, у тебя появилось много новых друзей. Скоро каникулы, и ты сможешь поехать к своему папе Карло. Будь послушным мальчиком. Мальвина мне сообщила, что ты уже сам умеешь читать, поэтому я и решил написать тебе письмо. Мне кажется, тебе понравится читать письмо, адресованное лично тебе. У меня всё хорошо. Я занимаюсь в школе актёрского мастерства. Занятия разнообразные и интересные. Мы готовимся к летним спектаклям под открытым небом. Обо всём поподробнее расскажу при встрече.
До свиданья. Желаю тебе всего самого хорошего. Твой друг Пьеро. Буратино вкладывает письмо в конверт. - Теперь твоё давай читать. ( протягивает руку к конверту Мальвины) Мальвина конверт прячет за спиной. - Это мне письмо. Буратино. - Но ты же слушала письмо для меня. Мальвина. -Ты сам пожелал это. Буратино. - Больно надо. ( отворачивается) Читай его сама. Мальвина. - Я хочу тебя похвалить. Ты очень хорошо прочитал. И мне показалось, что тебе понравилось читать личное письмо. Или мне показалось? А когда ты будешь писать ответ на это письмо? Буратино. - А почему это я должен писать ответ. Меня Пьеро об этом не просил. Сама же слышала. Мальвина. - Я слышала, что он о тебе беспокоится. Значит, ты должен ему ответить. Ты же умеешь писать. Буратино. - Потом напишу. Да и не умею я. Я знаю только буквы и слова, а писать письма я не умею. Мальвина . -В этом нет ничего сложного. - Я сейчас ребят попрошу, и они тебя научат.
Мальвина. Кажется, наш герой попал в трудную ситуацию. Поможем ему? Но для этого нам нужно твоё письмо, Буратино. Можно нам его взять? Буратино раскладывает на парты письмо. (раздаточный материал) Беседа с учащимися. Учитель. Как вы думаете, почему, как заметила Мальвина, Буратино понравилось читать письмо, адресованное ему? Одними из предполагаемых ответов могут быть : Буратино нравится, что о нём кто-то заботится, переживает. Всегда интересно читать доброе письмо, адресованное тебе лично. Учитель. Как вы понимаете значение выражения «личное письмо»? Что такое личное письмо? Почему, как вы думаете, люди пишут личные письма? Ведёт ли кто-нибудь из вас личную переписку? Получал ли кто из вас письма и не отвечал на них? А, может быть, кто-нибудь писал письмо и не получил ответа? Дети делятся своим жизненным опытом. Мальвина. - Дорогие дети, Буратино нужно помочь. Вы же видите, он не знает многих правил, связанных с написанием личных писем . Давайте их вместе с вами ему напишем. Учитель. Внимательно прочтите ещё раз письмо Пьеро, посмотрите , на какие части оно делится. Давайте вспомним, как вёл себя Буратино, какие он допустил ошибки, и напишем для него правила.
Мальвина и Буратино раздают на парты карточки. Учащиеся получают карточки, в которых нужно вставить пропущенные слова или фразы. ( Если учащиеся не могут сделать сразу, учитель задаёт наводящие вопросы.)
Памятка « Как написать личное письмо»
1. Не читай … (чужие) личные письма. 2. Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо … … … (был дан ответ) . 3. Не забывай, что в письме … (содержание) характеризует отправителя. 4. Пиши письмо … (разборчивым) почерком. 5. Старайся писать без … (ошибок). Проверяй себя по словарю. 6. Не забывай о словах … (приветствия) и прощания. 7. В конце письма всегда ставь свою … (подпись). Разложить на парты, в том числе и на парту Буратино, конверты и рассматривать 8-й пункт правил. 8. Правильно подпиши … (конверт), укажи точный адрес … (получателя) и … (отправителя). Чётко выведи … (индекс). Учащиеся подписывают конверт (карандашом) Где получатель - адрес школы (например) или адрес любой другой. Отправитель - личный адрес. Рассматривают, как по образцу записать индекс. Учитель сообщает информацию, что такое индекс (номер почтового отделения), почему важно записать индекс правильно (письмо дойдёт быстрее). Учащиеся записывают индекс (347936)
Рефлексия.
Скажите, для кого мы составляли памятку « Как написать личное письмо». Наверное, и нам она может пригодиться. Ведь мы знаем один чудесный способ проявить внимание к родным и близким людям.
Что это за способ? Учащиеся делают вывод. Мальвина. - Ну теперь ты понял, почему очень важно писать письма родным и близким, отвечать на их письма. Буратино. - Это я сразу понял. В письме можно рассказать обо всём, что ты хочешь, проявить внимание к тому, кому адресовано письмо. Мальвина. - А что ты понял из памятки, составленной ребятами? Буратино. - Я понял, что письмо написать совсем не сложно. Нужно сначала поздороваться, потом обо всём спросить, рассказать и попрощаться. Мальвина. - Так, может быть, ты попробуешь выполнить домашнее задание вместе с ребятами. Учитель.
Объяснение домашнего задания.
Домой сегодня поспешу, Письмо бабуле напишу. Я расскажу ей, как дела, И как экскурсия прошла, И как играю я с котом Ей расскажу я, а потом Спрошу о ней самой, о деде И замечательном соседе. Я мог бы ей и позвонить - Звонок хочу я заменить Душевным, тёплым разговором В письме, которое дойдёт к ней скоро.
Учащиеся получают домашнее задание: написать письмо родственнику или знакомому. Раздаточный материал.
Памятка « Как написать личное письмо»
1. Не читай

личные письма. 2. Правила хорошего тона требуют, чтобы на каждое полученное письмо … … … . 3. Не забывай, что в письме … характеризует отправителя. 4. Пиши письмо … почерком. 5. Старайся писать без … . Проверяй себя по словарю. 6. Не забывай о словах … и прощания. 7. В конце письма всегда ставь свою … . 8. Правильно подпиши … , укажи точный адрес … и … . Чётко выведи … . Конверты Здравствуй, мой дорогой друг Буратино. Как у тебя дела? Не болеешь? Как проходят ваши занятия? Тебе нравится в школе? Наверное, у тебя появилось много новых друзей. Скоро каникулы, и ты сможешь поехать к своему папе Карло. Будь послушным мальчиком. Мальвина мне сообщила, что ты уже сам умеешь читать, поэтому я и решил написать тебе письмо. Мне кажется, тебе понравится читать письмо, адресованное лично тебе. У меня всё хорошо. Я занимаюсь в школе актёрского мастерства. Занятия разнообразные и интересные. Мы готовимся к летним спектаклям под открытым небом. Обо всём поподробнее расскажу при встрече. До свиданья. Желаю тебе всего самого хорошего. Твой друг Пьеро.


В раздел основное общее образование