Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Мой край родной"

программа внеурочной деятельности

Автор: Смирнова Мария Дмитриевна, учитель истории, МАОУ СШ №4 с.Яжелбицы, д.Любница, Валдайский район, Новгородская область



В раздел основное общее образование



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 4 с. Яжелбицы» Рекомендовано педсоветом Утверждаю от____________________ директор школы:__________ Н.В. Авдышо Программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление
«Мой край родной»
Срок реализации – 1 год возраст 7-8 лет Составитель: Смирнова Мария Дмитриевна, учитель истории Валдайский район д. Любница 2014

Содержание
1. Пояснительная записка ............................................................................ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности ………………………………………………………………………… 3. Содержание программы курса ................................................................. 4. Учебно-тематический план ................................................................... 5. Литература…………………………………………………………………….

1.

Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Программа курса «Мой край родной» составлена для работы с детьми младшего школьного возраста и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в воспитательной работе. Изучение родного края позволяет школьникам узнать историю своего села посредством поисковой, исследовательской, практической деятельности, за счет организации походов, экскурсий, бесед со старожилами, практических занятий. Программа «Мой край родной» основывается на принципах:
Основные принципы,
положенные в основу программы:
Принцип

доступности,
учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

Принцип демократичности,
предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
Принцип

научности,
предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
Принцип системно-деятельностной организации воспитания
, знания в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная

идея

программы
состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение правильного поведения в социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; - позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наше село, наш район, наш регион.
Новизна
программы «Мой край родной» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому, причинному и вероятному анализу ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к социокультурной среде.



Цель программы “
Мой край родной ” Создать условия для духовно-нравственной и практической ориентации ученика в окружающем микромире, формировать основы этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории родного края.
Задачи программы:

Образовательные:
- Познакомить ребят с историей возникновения и развития Малой Родины;
Развивающие:
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу, способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
Воспитательные:

-
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; - воспитывать у детей культуру труда и этику общения, бережное отношение к родному краю. Содержание программы «Мой край родной» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, игры, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Виды деятельности и формы занятий:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях, нормах этики (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); - получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с памятниками культуры (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
- получение первоначального опыта участия в культуроохранительной деятельности; - участие в создании и реализации коллективных историко-культурных проектов; - усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с историей своего края (участие вместе с родителями в коллективной деятельности по месту жительства). Курс предусматривает разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, работа с документами и различными источниками информации.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности:

Предметные:


В результате изучения курса ученик должен знать: - особенности истории родного края, название исторических и географических объектов, многообразие вещественных и письменных исторических источников родного края и их возможности; - уметь различать виды источников, уметь пользоваться ими и правильно делать выводы; - участвовать в беседах с информаторами; - посещать музеи и другие культурные учреждения; - участвовать в игровой забаве, праздниках; - Объяснять различные термины краеведческого характера.
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия: -предвосхищать результат.
-
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей; Программа «Мой край родной» относится к духовно-нравственному направлению, срок реализации 1 год, объемом в 33 часа, 1 час в неделю.

3. Программа курса

Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает курс «Мой край родной». Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: «Я и моя семья» (3ч)
1.Профессия моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. 2.Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала...» 3.Моя родословная. Рисуем родословное древо.
Тема 3: «Дом, в котором я живу, и хотел бы жить» (2 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. 2. Проект-изготовление лома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: «Моя улица» (1ч)
Урок экскурсия по улицам д. Любница. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов, историческими объектами.
Тема 5: «Наша школа» (1ч)
Знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники.
Тема 6: «Моя малая родина» (2 ч)
1. Экскурсия-прогулка, но более дальняя. Обращается внимание на историю названия села, его размеры, значение. 2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на глазах, стройки, разрушения.
Тема 7: «Природа нашего края» (6 ч)
1. Путешествия в растительный и животный мир родного края. (Валдайский национальный парк); 2. Климат. 3. Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; - в зимний период изготовление кормушек и подкармливание птиц; - в весенний период организовывать рейды по защите растений; - операция «Чистый двор».
Тема 8 «Красная книга родного края». (2ч)
1. Совместно с учителями географии и биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю. 2. творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Тема 9 «Что дает наш край стране» (2 ч).
1. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством деревни, района, области. 2. Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Тема 10 «Наш край богат талантами». (9ч)
- Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; - земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; - выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Посещение творческих выставок земляков. (Виноградова Е.А., учителя-пенсионера, художника).
Тема 11 «Традиции обряды, ритуалы земли родной» (2ч)
Народные праздники и традиции как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. «Месяцеслов» - сокровищница народной культуры, где приметы времени года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д. Годовой цикл христианских праздников – Рождество, Крещение, Благовещение, Масленица, их значение в нравственном становлении человека. Престольные праздники (праздники села, праздники на улице).
Тема 12: «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (4ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 2. Встречи с ветеранами, героями Вов, тружениками трудового фронта. Творческая работа «Расскажи о своем герое». 3. Экскурсия к братскому захоронению. Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». 4. Участие в праздничных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.
Тема 13: «Герб села, района, области». (2ч)
1. Лекция по геральдике. 2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего села.
Тема 14: «Мой край на карте Родины» (2ч)
1. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой района, области, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. 2. Творческая работа «Загадочный мир названий».
4. Учебно-тематический план
Тема Количество часов Всего часов Теория Практик а Экскурси и Массов ые меропри ятия Введение 1 1 «Я и моя семья» 1 2 3 «Дом, в котором я живу, и хотел бы жить» 1 1 2 «Моя улица» 1 1 2 «Наша школа» 1 1
«Моя малая родина» 1 1 2 «Природа нашего края» 2 2 2 6 «Красная книга родного края» 1 1 2 «Что дает наш край стране» 1 1 2 «Наш край богат талантами» 1 1 2 «Традиции обряды, ритуалы земли родной» 1 1 2 «Наш край в годы Великой Отечественной войны» 2 1 1 4 «Герб села, района, области» 1 1 2 «Мой край на карте Родины» 1 1 2
Итого:
11 13 8 1 33

5. Литература
1. Барашкова В.И., Скобочкина Ю.В. «Бытописание земли новгородской», учебник-хрестоматия по краеведению 1-4 класс, 2001 г. 2. «Человек и история» - вариативные программы и методические материалы регионального компонента «Новгородский край» В. Новгород 2000 г. 3. Варнаева Н.В., Семенова И.Е «История и культура Новгородской земли с древнейших времен до конца XV века» учебное пособие для основной школы, Санкт-Петербург 2008. 4. В.Н. Серов «Наша Новгородская земля», Лениздат 1982 г. 5. «Наша Новгородская земля» учебное пособие по краеведению Лениздат 1985 г 6. Истомина Э.Г., Яковлев З.М. «Голубое диво» Лениздат 1989 г.


В раздел основное общее образование