Педагогическое эссе на тему "Мотивирующие стратегии в обучении иностранному языку на уроках английского языка".
педагогическое эссе
Автор: Симон Диана Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ Зырянская СОШ, Томская область с.Зырянское
В раздел основное общее образование
Педагогическое эссе на тему «Мотивирующие стратегии в обучении иностранному
языку на уроках английского языка».
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь
подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся
к
иностранным
языкам.
Для
одного
ученика,
процесс
изучения
языка
является
важным,
многозначительным,
он
мотивирован
к
изучению
языка
(хотя
мотивы
могут
быть
разными:
самоактулизация,
мотивация
высоких
достижений,
ориентация
на
цель,
уход
от
неудач
и
поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не
скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной
ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или
неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно
по-другому
учителем, который мыслит критически: для него
- это знак для решения вопроса
«Являются
ли
методы
и
подходы
учителя
эффективными
и
действенными,
а
так
же
соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность
мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Мотивация является « запускным механизмом (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности:
будь то труд, общение или понимание.»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем современной школы. А особую важность имеет вопрос о
мотивации именно на начальном этапе обучения, так как основы для того, чтобы дети умели
и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.. Проблема мотивации
возникает по каждому школьному предмету, но особо остро стоит проблема мотивации к
изучению иностранного языка.
Примечательно, что когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один
учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это
с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость, скука, интерес к иностранному языку
ослабевает, а к 5-6 классу он пропадает у большинства учеников. Меня, как и многих других
учителей, волнует вопрос - что же можно сделать, чтобы это предотвратить.
В своей практике я в первую очередь делаю усилия на развитие внутренней мотивации
школьников. Она является основным элементом, создающим интерес к учебной деятельности.
Внутреннюю мотивацию подкрепляют внешнесоциальные мотивы ( «чтобы быть образованным
и культурным», «пригодится для поездок за границу», «пригодится в жизни»)
Для поддержания интереса к изучению иностранного языка я на своих уроках стараюсь
применять различные приемы и методы. Одним из эффективных приемов является игра. С
помощью игры самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Игра является
самым
сильным
мотивирующим
фактором,
который
удовлетворяет
потребность
школьников
в
новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая
игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический
прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным
языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и
практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь
обусловлена
в
первую
очередь
взрывом
мотивации,
повышением
интереса
к
предмету.
Она
эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда
актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с
собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства
в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать
барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в
речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать
беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или
опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Часто на уроках использую стихи, рифмовки, песни. Песня вносит элемент праздничности, что влияет на формирование положительных эмоций, чувств, снимает усталость у детей. При подготовке к уроку необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным, запоминался. Для этого я использую наглядный материал, видеоуроки, участвуем в олимпиадах. Все слова запоминаются легче и быстрее, если их использовать в речи. Диалог служит для детей мотивом усвоения новых слов. Все перечисленные методы и приемы способствуют запоминанию материала и процесс обучения превращается в увлекательную игру и поддерживает интерес к предмету. Но какие бы приемы не применялись, главное для ребенка — это сам учитель. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. От того, каким стилем общения он пользуется , является ли он примером для детей, от его эмоциональности и доброжелательности зависит, будут ли дети с интересом изучать иностранный язык. Учитель — дирижер большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Но надо и самому учителю гореть, учиться, искать, становиться интересным для учеников, любить то, что преподаешь.
опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Часто на уроках использую стихи, рифмовки, песни. Песня вносит элемент праздничности, что влияет на формирование положительных эмоций, чувств, снимает усталость у детей. При подготовке к уроку необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным, запоминался. Для этого я использую наглядный материал, видеоуроки, участвуем в олимпиадах. Все слова запоминаются легче и быстрее, если их использовать в речи. Диалог служит для детей мотивом усвоения новых слов. Все перечисленные методы и приемы способствуют запоминанию материала и процесс обучения превращается в увлекательную игру и поддерживает интерес к предмету. Но какие бы приемы не применялись, главное для ребенка — это сам учитель. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. От того, каким стилем общения он пользуется , является ли он примером для детей, от его эмоциональности и доброжелательности зависит, будут ли дети с интересом изучать иностранный язык. Учитель — дирижер большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Но надо и самому учителю гореть, учиться, искать, становиться интересным для учеников, любить то, что преподаешь.
В раздел основное общее образование