Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

Педагогическое эссе на тему "Мотивирующие стратегии в обучении иностранному языку на уроках английского языка".

педагогическое эссе

Автор: Симон Диана Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ Зырянская СОШ, Томская область с.Зырянское



В раздел основное общее образование



Педагогическое эссе на тему «Мотивирующие стратегии в обучении иностранному языку на уроках английского языка». Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация, мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно говоря часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по-другому учителем, который мыслит критически: для него - это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Мотивация является « запускным механизмом (И.А. Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.» Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. А особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальном этапе обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте.. Проблема мотивации возникает по каждому школьному предмету, но особо остро стоит проблема мотивации к изучению иностранного языка. Примечательно, что когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость, скука, интерес к иностранному языку ослабевает, а к 5-6 классу он пропадает у большинства учеников. Меня, как и многих других учителей, волнует вопрос - что же можно сделать, чтобы это предотвратить. В своей практике я в первую очередь делаю усилия на развитие внутренней мотивации школьников. Она является основным элементом, создающим интерес к учебной деятельности. Внутреннюю мотивацию подкрепляют внешнесоциальные мотивы ( «чтобы быть образованным и культурным», «пригодится для поездок за границу», «пригодится в жизни») Для поддержания интереса к изучению иностранного языка я на своих уроках стараюсь применять различные приемы и методы. Одним из эффективных приемов является игра. С помощью игры самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или
опровергнуть его, задавать уточняющие вопросы. Часто на уроках использую стихи, рифмовки, песни. Песня вносит элемент праздничности, что влияет на формирование положительных эмоций, чувств, снимает усталость у детей. При подготовке к уроку необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщенным, запоминался. Для этого я использую наглядный материал, видеоуроки, участвуем в олимпиадах. Все слова запоминаются легче и быстрее, если их использовать в речи. Диалог служит для детей мотивом усвоения новых слов. Все перечисленные методы и приемы способствуют запоминанию материала и процесс обучения превращается в увлекательную игру и поддерживает интерес к предмету. Но какие бы приемы не применялись, главное для ребенка — это сам учитель. Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения. От того, каким стилем общения он пользуется , является ли он примером для детей, от его эмоциональности и доброжелательности зависит, будут ли дети с интересом изучать иностранный язык. Учитель — дирижер большого оркестра. Под его руководством начинает звучать всё и все. Но надо и самому учителю гореть, учиться, искать, становиться интересным для учеников, любить то, что преподаешь.


В раздел основное общее образование