"Плотность вещества. Решение задач"
Разработка урока физики в 7 классе
Автор: Мигалёва Лариса Германовна, учитель физики, МБОУ "СОШ г. Светогорска", город Светогорск, Ленинградская область
В раздел основное общее образование
Разработка открытого урока
Урок физики по теме: «Плотность вещества. Решение задач».
Цели:
образовательные:
закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить понятия: масса, плотность, объём, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объём тел правильной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; практически и теоретически вычислять плотность твёрдых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом;
развивающие:
продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся; проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в ходе выполнения практических заданий.
воспитательные:
продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.
Основные виды учебной деятельности:
беседа, презентация, выполнение тестовых заданий, решение задач, выполнение практической работы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.
Личностные:
использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.
Метапредметные:
воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме, уметь работать в группе,анализировать результаты полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.
Тип урока:
1.
по ведущей дидактической цели: текущий.
2.
По способу организации: комбинированный.
3.
По ведущему методу обучения: проблемно — поисковый.
Оборудование:
измерительные цилиндры, весы, наборы гирь, мультимедийная установка, металлические цилиндры, куски мыла, губки, рабочие листы.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, настрой на успех, мотивация. Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? Учащиеся отвечают. Сегодня мы продолжим изучение плотности вещества.
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы повторим материал по теме «Плотность». Давайте ответим на вопросы
презентации
и проверим свои ответы. Вопрос: Что показывает плотность? Ответ: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м 3 . Вопрос: Что называют плотностью вещества? Ответ: Плотность — это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Вопрос: Как определить плотность вещества? Ответ: Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объём. Вопрос: По какой формуле рассчитывается плотность вещества? Ответ: ρ = m V . Вопрос: Какова единица определения плотности в СИ? Ответ: кг м 3 . Вопрос: Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность его вещества? Ответ: Чтобы найти массу тела, надо объём тела умножить на плотность его вещества. Вопрос: Как найти объём тела? Ответ: Чтобы найти объём тела, надо массу тела разделить на плотность его вещества. А теперь выполним небольшую
тестовую
работу: (учащиеся выполняют задания теста, ответы отмечают прямо на самих бланках ) ____________________________________________________________________ Фамилия, Имя: Класс: 7д
Вариант 1
Плотность вещества
1.
Плотность — это физическая величина, которая показывает ▢ а) сколько в теле молекул; ▢ б) чему равна масса тела из данного вещества; ▢ в) какова масса 1 м 3 вещества.
2.
Плотность нефти 800 кг/м 3 . Это означает, что ▢ а) 1 м 3 нефти имеет массу, равную 800 кг; ▢ б) масса нефти выражается в килограммах, а объём — в м 3 ; ▢ в) масса любого объёма нефти составляет 800 кг.
3.
Плотность алюминия 2.7 г/см 3 . В кг/м 3 это составляет ▢ а) 2.7 кг/м 3 ; ▢ б) 270 кг/м 3 ; ▢ в) 2700 кг/м 3 .
4.
На рисунке представлены кубики одинакового объёма. № 1 № 2 № 3 Наименьшую плотность имеет материал кубика № ▢ а) 1; ▢ б) 2; ▢ в) 3.
5.
В бидон налили 50 л мёда. Его масса составляет 67.5 кг. Плотность мёда составляет ▢ а) 13.5 кг/м 3 ; ▢ б) 13.5 г/см 3 ; ▢ в) 1.35 г/см 3 . ____________________________________________________________________ Фамилия, Имя: Класс: 7д
Вариант 2
Плотность вещества
1.
Чтобы определить плотность вещества, необходимо ▢ а) измерить массу тела, сделанного из этого вещества; ▢ б) измерить массу тела и его размеры; ▢ в) измерить массу тела, его объём и разделить массу на объём.
2.
Плотность стекла 2500 кг/м 3 . В г/см 3 это составляет ▢ а) 250 г/см 3 ; ▢ б) 2.5 г/см 3 ; ▢ в) 25 г/см 3 .
3.
На рисунке представлены три шара, имеющие одинаковую массу. № 1 № 2 № 3 Наибольшей плотностью обладает материал шара № ▢ а) 1; ▢ б) 2; ▢ в) 3.
4.
Коробка размерами 30 см × 45 см × 20 см заполнена сахаром-рафинадом. Его масса 43.2 кг. Плотность сахара-рафинада равна ▢ а) 3.2 г/см 3 ; ▢ б) 1.6 г/см 3 ; ▢ в) 0.8 г/см 3 . 0.5 кг 2 кг 1 кг
5.
Плотность цинка составляет 7100 кг/м 3 . Медная, чугунная и стальная детали объёмом 200 см 3 каждая, имеют массы 1.78 кг, 1.40 кг и 1.56 кг соответственно. Плотностью, меньшей, чем плотность цинка, обладает ▢ а) стальная деталь; ▢ б) медная деталь; ▢ в) чугунная деталь. ____________________________________________________________________ Учащиеся сдают бланки с ответами на задания теста.
3. Объявление темы урока (постановка учебной проблемы).
Тему урока вы должны сформулировать сами.
Стадия вызова.
Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Первое — предлог. Второе — летний дом. А целое порой решается с трудом.(Задача). Сформулируйте теперь тему урока. Ответ ученика: я думаю, что сегодня на уроке мы будем решать задачи. Учитель: Правильно. Таким образом, тема нашего урока: «Плотность вещества. Решение задач».
Стадия осмысления (составление плана работы).
План работы.
1.Решение расчётных задач. 2.Решение качественных задач. 3.Решение экспериментальных задач. Итак, ключевое слово — ЗАДАЧА. Настало время их решать. Ребята, обратите внимание, у вас на партах рабочие листы (Приложение). течение всего урока вы будете с ними работать и в конце урока сдадите вместе с оценочными листами.
4. Решение задач.
Ребята, у вас на партах есть рабочий лист с условиями задач. Вы можете приступать к их решению. Ученики решают задачи на месте. При решении расчётных задач к доске выходит учащийся, решает задачу, комментирует и объясняет решение,оформляет решение на доске.
Задача №1.
Металлический кусок имеет объём 200 см 3 и массу 540г. Из какого металла этот кусок? Какова его плотность? ( Ответ:2,7 г/см 3 или 2700 кг/см 3 , алюминий). Учитель: плотность вещества. На первый взгляд, в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью.
Задача №2.
Определить объём спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г. плотность бальзы считать 120 кг/ м 3 . ( Ответ: 0,004 м 3 ).
А кто знает, что такое бальза?
Выступление ученика.
Существуют в природе явления, тела, которые являются вполне обычными, но есть такие – которые принято характеризовать как “самые – самые”. Среди деревьев тоже есть такие – это бальза. Бальзовое дерево относится к семейству кокосовых, произрастает в Южной и Центральной Америке. Древесина 120 кг/м3 (сухая легче пробки). Используется в изготовлении плотов, самолетостроении, как звуко- и теплоизоляционный материал. Из бальзового дерева был построен плот “Кон-Тики” Тура Хейердала (1914 г.р.) норвежского этнографа и археолога. Сейчас плот хранится в музее в Осло. Существуют древесные породы еще более легковесные, чем бальза. На Кубе растет дерево эшиномена колючеволосатая,1 м3 ее древесины весит 40 кг, т.е. = 40 кг/м3. А наиболее тяжелая древесина у змеиного дерева. Сырая древесина имеет плотность 1500 кг/м3 и тонет в воде, как камень.
Задача №3.
( Качественная). Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объём какого бруска больше? Идёт обсуждение задачи.
Ответ ученика:
я по таблице плотности посмотрел и сравнил плотности железа и свинца. Плотность железа меньше, поэтому объём железного бруска больше.
Задача№4.
(Качественная). Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и почему?
Ответ ученика:
по таблице плотности я сравнил плотности воды и керосина. Масса воды будет больше, так как её плотность больше чем у керосина.
Задача №5.
Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м заполнен слоем льда, толщина которого 300 см. Какова масса льда? Плотность льда 900кг/ м 3 . (Ответ: 1350 т).
Учитель:
Целый айсберг получается. Айсберги это величественное явление природы.
Выступление ученика.
Айсберги – это крупные обломки ледников, спускающиеся с суши к морю. Их далеко уносят морские течения. Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды. Рождение айсберга – эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом обрушивается в воду. Оказавшись в воде айсберг, отправляется в плавание. Течение рано или поздно выносят его в более теплые воды, и он медленно тает под лучами солнца. Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом – это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью. Такие айсберги представляют большую опасность для судоходства.
Айсберги представляют собой своеобразное хранилище пресной воды. Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной в полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества. Этого количества хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва. Дополнительно (для тех ребят, кто решает быстрее):
Задача №6.
Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м 3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка? (Ответ: 4000 вагонов).
Задача №7.
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса, плотность и объём?
5.Физкульминутка.
Устали? Давайте немножко отдохнём. Встали, руки на пояс. Повернулись вправо, а теперь налево, руки сжали у груди, а теперь их отвели. Потянулись, сбросили усталость.
6.Решение экспериментальных задач.
Работа в группах. На каждой парте лежит предмет, который можно встретить в каждом доме. Какие измерения вы можете сделать и какие величины посчитать, используя знания темы? Задания будут на оценку «5» - если вы сами составите и решите задачу. «4» - если вам нужна подсказка. «3» - если выполняете по готовому алгоритму.
Задачи:
1.Измерить плотность губки. 2. Измерить плотность мыла. 3.Измерить объём мыла.
4.
Измерить объём губки.
5.
Измерить плотность металлического цилиндра. Отчёты сдаёте на оценочных листах. Инструкции: Объём губки, объём мыла. Сделать необходимые измерения длины, ширины, высоты и по формуле рассчитать объём губки или мыла. Плотность губки. Сначала найти объём, потом измерить массу и найти плотность. Плотность мыла. Сначала найти объём, массу взять с этикетки и рассчитать плотность. Плотность цилиндра. Сначала при помощи мензурки определить объём, потом определить массу и рассчитать плотность.
7.Рефлексия.
Обведи свою ладонь на оценочном листе. Отметь свою позицию, ставя + или — на пальце:
большой палец — мне было интересно на уроке указательный палец — я узнал новое для себя средний — мне было трудно выполнять задания безымянный — мне было комфортно на уроке мизинец — мне не понравилось.
8. Домашнее задание: п. 22, 23, упр.8(4,5), решить кроссворд
Вопросы:
• Мельчайшая частица вещества • Величина, равная отношению пути ко времени, за которое этот путь пройден. • Единица длины. • Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. • Величина, которую можно измерить с помощью мензурки. • Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах. • Прибор для измерения температуры. Ответы: 1 – молекула, 2 – скорость, 3 – метр, 4 – инерция, 5 – объем, 6 – масса, 7 – термометр.
Ключевое слово:
плотность.
•
Правила взвешивания.
Весы предназначены для определения массы тела. • Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги. • Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую. • Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты. • Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка. • На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости. • Мелкие гири нужно брать только пинцетом. • Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т. д., пока не будет достигнуто равновесие. • Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. • Затем переносят гири с чашки весов в футляр. • Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.
Правила работы с мензуркой:
• Измерительный цилиндр изготовлен из стекла. Он предназначен для определения объема жидкости. • Необходимо определить цену деления измерительного цилиндра. • Для этого находим два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины. Вычитаем из большего значения меньшее и полученное число делим на число делений, находящихся между ними. • Определяем начальный объем жидкости. • Опускаем тело, удерживая его за нитку, в измерительный цилиндр. • Определяем объем жидкости. • Вычитаем из большего значения объема меньший. Полученное значение – это объем тела.
Величина
Обозначение Единицы измерения Формулы для вычисления Плотность кг/м3 = m / V Масса m кг m = · V Объем V м3 V = m /
Задача №1.
Металлический кусок имеет объём 200 см3 и массу 540 г. Из какого металла этот кусок? Какова его плотность?
Задача № 2.
Определить объём спасательного пояса, изготовленного из бальзы массой 480 г. плотность бальзы считать 120 кг/ м3.
Задача №3.
Массы железного и свинцового брусков одинаковы. ОБЪЁМ КАКОГО БРУСКА больше?
Задача №4.
Объёмы керосина и воды одинаковы. Масса какой жидкости будет больше и почему?
Задача №5.
Ледник длиною 1 км и шириной 0,5 м3 заполнен слоем льда, толщина которого 300см. Какова масса льда? Плотность льда 900 кг/ м3.
Дополнительно:
Задача № 6.
Сколько вагонов нужно для доставки на стройку 400 000 м3 песка, если каждый вагон вмещает 15 т песка?
Задача № 7.
Металлическую деталь нагревают на плите. Как при этом изменяется масса,плотность и объём?
Экспериментальные задачи:
1.
Измерить объём губки. Рассчитать плотность губки.
2.
Измерить объём мыла. Рассчитать его плотность.
3.
Измерить массу и объём металлического цилиндра. Рассчитать его плотность.
Самоанализ урока
Мигалёвой Ларисы Германовны, учителя физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска».
Физика, 7д класс.
Тема урока: «Плотность вещества. Решение задач»
7д класс — средний по успеваемости, активно работающий на уроке, достаточно легко вступающий в контакт с учителем и друг другом. В классе 27 учащихся: 11 мальчиков и 16 девочек. На уроке присутствовало 25 учащихся. На изучение темы « Плотность вещества» отводится 4 часа. Открытый урок в данной теме третий. Цели урока:
образовательные:
закрепить знания учащихся о плотности вещества; формировать умения учащихся вычислять плотности различных веществ; повторить понятия: масса, плотность, объём, единицы измерения физических величин; продолжить формировать умение учащихся работать с физическими приборами и с их помощью определять массу и объём тел правильной формы; учить логически рассуждать при решении качественных задач; практически и теоретически вычислять плотность твёрдых тел, жидкостей и газов; закрепить умения пользоваться справочным материалом;
развивающие:
продолжить формирование умений делать выводы и обобщения, развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся; проверить уровень самостоятельности деятельности обучающихся по применению знаний в ходе выполнения практических заданий.
воспитательные:
продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке; учить работать коллективно, прислушиваться к мнению товарищей.
Основные виды учебной деятельности:
беседа, презентация, выполнение тестовых заданий, решение задач, выполнение практической работы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.
Личностные:
использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, вырабатывать ценностное отношения друг к другу, проявлять инициативу.
Метапредметные:
воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме, уметь работать в группе,анализировать результаты полученные при решении задач, отстаивать свои взгляды.
Тип урока:
1.
по ведущей дидактической цели: текущий.
2.
По способу организации: комбинированный.
3.
По ведущему методу обучения: проблемно — поисковый. Выбор форм урока — фронтальная работа, исследовательская работа в группах, работа в парах, метод субъективизации — соответствуют темпераменту учащихся и требованиям новых образовательных стандартов. Это урок, на котором совместная деятельность учителя и ученика направлена на решение системы учебно- познавательных задач, обеспечивая движение к запланированным образовательным результатам. Урок, на котором ученик работает в той или иной степени самостоятельно, сотрудничая с учителем и одноклассниками. Урок, на котором наряду с внешним оцениванием образовательных результатов учащихся реализуется и их внутреннее оценивание, то есть оценивание себя самим учеником. Урок был начат с организационного этапа, на котором произошла мотивация учащихся и их настрой на успех. На этапе актуализации знаний учащиеся повторили материал темы «Плотность», отвечая на вопросы презентации и проверяя свои ответы тоже с помощью презентации. Проверка домашней работы была организована в виде выполнения тестовой работы. На этапе постановки учебной проблемы и объявления темы урока учащиеся разгадывая шараду, сами сформулировали тему урока и совместно с учителем составили план работы. На этапе решения задач учащиеся решали задачи, выходили к доске, комментировали решение и объясняли его, оформляли решение на доске. Ребята учились слушать ответы товарищей, учились уважать ответы одноклассников. Условия некоторых задач позволяли расширить знания учащихся. Так учащиеся узнали, что такое «бальза» и что представляют собой айсберги. После решения соответствующих задач с сообщениями на данные темы выступали ученики, которые заранее нашли материал и подготовили небольшие доклады. На этапе решения экспериментальных задач ребята работали в группах. На этом этапе урока учащиеся сами выбирали разные виды заданий по степени сложности, зная как будут оцениваться задания (метод дифференциации). В основу всего урока был положен системно- деятельный подход. Основные мотивы обучения- познавательно-побуждающие: ребятам было интересно самим применить имеющиеся знания на практике, они проявляли любознательность, заинтересованность в результате. На каждом этапе учащиеся анализировали свою работу: говорили, что получилось, а что нет, почему были допущены ошибки, что нужно сделать, чтобы добиться хороших результатов. На уроке были испльзованы информационно- коммуникативные технологии (требованя ФГОС ООО). Учащиеся были активны. Все результаты деятельности фиксировали в «Листе учёта знаний».
За урок большинство учащихся получило оценки: «5»-9 человек, «4»- 11
человек (информация из «Листа учёта знаний», проверки тестовых работ и результатов практических заданий). Процент качества знаний составил 80%. На уроке была создан благоприятная атмосфера, каждый ребёнок чувствовал себя комфортно как показали результаты рефлексии. Результаты самооценки совпали с оценкой учителя. Цели и задачи урока были достигнуты.
Разработка технологической карты урока
Технологическая карта урока (ФГОС)
Предмет ФИЗИКА.
Класс 7д
Автор УМК А.В. Пёрышкин, Физика, 7класс, Вертикаль,« Дрофа», 2014
Тема урока: Плотность вещества. Решение задач.
Цели урока: Деятельностная: создать условия для применения формулы плотности при решении расчётных и качественных задач, самостоятельного выполнения практических экспериментальных заданий с опорой на ранее полученные знания, осуществление проверки с использованием эталона, осознание и осмысление учебной информации. Предметно- дидактическая: сформировать умения решать задачи, закрепить систему знаний о плотности вещества и способах её определения, закрепить умения находить массу и объём по плотности, закрепить умения пользоваться справочным материалом, умения готовить сообщения по заданной теме, развитие интеллектуальных способностей и любознательности учащихся, продолжить формирование умений учащихся работать с физическими приборами, логически рассуждать при решении качественных задач.
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
применять знания о плотности вещества при решении задач, производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности, делать выводы, анализировать результаты, кратко и чётко отвечать на вопросы при обсуждении текстового задания, преобразовывать единицы измерения в СИ.
Метапредметные:
воспринимать и перерабатывать информацию в символической форме, уметь работать в группе, анализировать результаты полученные при решении задач,умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований,работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, средства ИКТ); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Личностные:
использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела по его плотности или объёма, сформировать познавательный интерес,творческие способности и практические умения, умение управлять своей познавательной деятельностью. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения,формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: текущий 2. По способу организации: комбинированный 3. По ведущему методу обучения: поисково-исследовательский Методы обучения: 1. Основной: беседа 2. Дополнительные: самостоятельная работа учащихся в группах, беседа.
Задачи урока:
Осуществление целесообразной самостоятельной поисковой деятельности учащихся по усвоению и применению новых знаний и умений. Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских навыков у учащихся Создавать условия для развития умений и навыков самостоятельной и групповой деятельности. Способствовать формированию самостоятельности, организованности, аккуратности. Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование
: измерительные цилиндры, весы, наборы гирь, мультимедийная установка, металлические цилиндры, куски мыла, губки, рабочие листы.
Понятия:
плотность, масса, объём.
Методические приемы:
самостоятельная работа в группах, беседа.
Технические средства обучения:
Компьютер, экран, документ-камера, презентация, созданная учителем в программе Power Point.
Структура и содержание урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный
момент.
Вступление: приветствие учащихся, настрой на успех, мотивация, напоминание о том, что мы продолжаем изучение плотности вещества. Мотиация. Слушают учителя, отвечают на вопросы кратко.
2.Актуализация
знаний учащихся.
Мотивация , целеполагание. Цель: проверка усвоения изученного материала прошлого урока. Повторение основных понятий темы: плотность, масса, объём, цена деления. Мотивация Учитель показывает слайды презентации. Читает вопросы. Выслушивает ответы учащихся. Корректирует неточные ответы. Анализирует ответы учащихся. Смотрят вопросы на слайдах презентации, отвечают на эти вопросы с места. Проверяют правильность своих ответов после появления ответов на слайдах презентации, осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Что показывает плотность вещества?Что называют плотностью вещества? Как определить плотность вещества? По какой формуле рассчитывается плотность вещества? Какова единица плотности в СИ? Как рассчитать массу тела, зная его объём и плотность? Как найти объём тела?
Выставление баллов
3.Проверка
домашнего задания.
Проводит контроль знаний учащихся по вопросам теста. Устанавливает регламент. Собирает ответы. Выполняют задания теста, ответы отмечают прямо на бланках теста. Бланки теста они получают перед уроком, вместе с рабочими листами.
4. Объявление темы
урока, постановка
учебной проблемы.
Осмысление (составление плана изучения) Загадывает шараду, разгадывая которую учащиеся сами формулируют тему урока. Шарада: Первое — предлог. Второе — летний дом. А целое порою решается с трудом. Вместе с учащимися составляет план работы. Наиболее рациональный прием изучения нового есть перенос ранее изученного (известного) на новый изучаемый объект (на неизвестный). Обращает внимание учащихся на рабочие листы у них на партах. Составляют план изучения данной темы путем переноса ранее изученного материала на новый. Разгадывают шараду и формулируют тему урока.
5. Решение задач.
Реализация плана через решение частных задач.
Цель: -
продолжить формирование умений решения расчётных, качественных задач. Организует решение задач. Оказывает помощь, если это необходимо. Обращает внимание учащихся на то, что такое бальза и что преставляет айсберг. Решают задачи на месте, дают ответы на качественные задачи. Пользуются рабочими листами и справочным материалом (таблица плотностей). При решении расчётных задач выходят к доске, комментируют решение задачи, оформляют решение на доске. Выступают у доски с сообщениями о том, что такое
бальза и что представляют айсберги. Слушают доклады.
6. Физкультминутка.
Предлагает учащимся отдохнуть, выполняя упражнения. Вызывает ученика к доске, который даёт команды и сам показывает упражнения. Выполняют упражнения.
7. Решение
экспериментальнах
задач.
Организует работу в группах. На каждой парте лежит предмет, который можно встретить в каждом доме. Предлагает учащимся самостоятельно выполнить измерения и расчёты. Объявляет критерии оценок. «5» - если сами составите и решите задачу . «4» - если нужна подсказка. «3» - если выполняете по готовому алгоритму (они предложены на оценочных листах). Выбирают для своей группы уровень задания, самостоятельно группой проводят измерения, выполняют расчёты и оформляют отчёты о проделанном экспериментальном задании на оценочных листах.
8. Подведение итогов
работы. Рефлексия.
Задаёт вопросы о том, что делали на уроке, чему учились, что получилось, какие были затруднения. 1. Прочитайте цели урока . 2. Считаете ли вы, что цели урока вами достигнуты? 3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке? Обведите ладонь на оценочном листе и отметьте свою позицию знаком + или -. Отвечают на вопросы. Обводят свою ладонь и отмечают свою позицию, ставя + или — на пальце. Большой палец — мне было интересно на уроке. Указательный палец — я узнал новое для себя. Средний — мне было трудно выполнять задания. Безымянный — мне было комфортно на уроке. Мизинец — мне не понравилось.
9. Домашнее задание.
Задаёт задние, предлагает либо решить готовый кроссворд, либо составить свой. П. 22,23, упр. 8(4.5). Записывают задание. Выбирают варианты его выполнения для себя.
В раздел основное общее образование