"Самостоятельная работа учащихся на уроках истории"
статья
Автор: Ларёва Татьяна Михайловна, учитель истории, МБОУ "Ашковская основная школа", Смоленская область, Гагаринский район, деревня Горлово
В раздел основное общее образование
Самостоятельная работа учащихся на уроках истории
Развитие науки, техники, неуклонный рост производства, развитие информационного общества, вся современная жизнь требуют от каждого человека творческой активности и самостоятельности во всех видах человеческой деятельности. Основы формирования этих качеств должны быть заложены в школе. Поэтому школа призвана обеспечивать не только определённый уровень общеобразовательной подготовки, но и развивать у детей познавательную деятельность, самостоятельность в процессе овладения основами наук и применение полученных знаний на практике. Проблема вооружения учащихся знаниями и навыками самостоятельного овладения основами наук была поставлена еще в дореволюционной России, например, Л.Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать, копировать». Среди учителей до сих пор нет единства и понимания сущности самостоятельной работы учащихся на уроках. Рассказ учителя и самостоятельная работа учащихся противопоставляются друг другу. Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется ими индивидуально по заданию учителя и в запланированное для этого время. Сегодня учащиеся среднего и старшего звена еще недостаточно продуктивно работают на уроках, требуется усиление их активности, самостоятельности в работе, напряжение умственной деятельности. К.Д. Ушинский писал о том, что самостоятельное мышление ученика развивается, если он будет овладевать материалом на основе усилий мысли. Следовательно, при организации самостоятельной работы на уроке необходимо продумывать не только её виды, но и определять, какой напряженности она потребует от учащихся. Виды самостоятельной работы учащихся на уроках многообразны. Это работа с книгой, исторической картой, «лентой времени», работа со слайдами, анализ исторического документа и т.д. Качество самостоятельной работы зависит от того, как учитель будет её направлять. Перед любой формой самостоятельной работы необходимо подробно проинструктировать учащихся, чтобы они поняли , как лучше и быстрее справиться с работой, какие трудности могут встретиться, как их преодолеть. Нужно, чтобы ученик сам сформулировал цель задания и эта цель его воодушевила. Тогда он с увлечением проделает очень много нужной работы. Очень большое внимание сейчас уделяется творческому характеры самостоятельной работы учащихся: проектная деятельность, презентации, рисунки, эссе и т.д. Характер самостоятельной работы учащихся находится в прямой зависимости от познавательных умений и навыков школьников, от
того, как они научены усваивать учебный материал. Если ученик после выполнения самостоятельной работы будет не только пересказывать содержание изученного исторического материала, но и рассматривать его во взаимосвязи с ранее изученным материалом, используя приёмы анализа, сравнения, обобщения, то характер самостоятельной работы будет творческим. На уроках мы часто используем фронтальную самостоятельную работу учащихся, обусловленную единством содержания учебного материала и коллективный характер работы. Однако в целях развития индивидуальных способностей и учёта возможностей школьников следует давать задания для индивидуальной самостоятельной работы. В таких случаях одни и те же вопросы учебной программы отдельными учащимися изучаются с различной глубиной и полнотой в зависимости от их подготовленности. В моей практике имеют место следующие виды самостоятельной работы: Самостоятельное продумывание темы урока и основных её вопросов; Самостоятельная работа по составлению развёрнутого плана по ходу изложения учителем учебного материала; Самостоятельная работа по составлению кратких тезисов излагаемого учителем материала; Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями; Самостоятельная работа по установлению объективных причинно- следственных связей исторических событий и явлений, формулированию выводов и определению понятий; Самостоятельная работа с историческими документами; Составление таблиц и графиков; Проектная деятельность учащихся. Подчёркивая значение самостоятельной работы учащихся в процессе изучения учебного материала, необходимо иметь в виду, её нельзя рассматривать обособленно, вне связи с другими методами обучения. В практике работы редко встречаются уроки, на которых школьники работают только самостоятельно. Чаще всего учитель организует занятия таким образом, чтобы сочетались различные методы.
В раздел основное общее образование