Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Тема Родины в русской литературе (по произведениям А. Ахматовой)"

статья

Автор: Остафийчук Анна Дмитриевна, ученица 9 класса, МБОУ "СОШ №2", п. Пурпе, Тюменская область



В раздел основное общее образование



Тема Родины в русской литературе ( по произведениям А . Ахматовой ) Нет , и не под чудным небосводом , И не под защитой чуждых крыл , Я была тогда с моим народом , Там , где мой народ , к несчастью , был . А . А . Ахматова Удивительно и невыразимо чувство Родины…Оно стало источником силы и поэтического вдохновения для всех русских художников слова . Любовь к родной земле , восхищение красотой ее природы , мучительные переживания о судьбе России в переломные эпохи ее истории легли в основу многих произведений русской литературы . Вспомним героический пафос «Слова о полку Игореве» и «Повести о разорении Рязани Батыем» , мечты о счастливой , полной довольства России М . В . Ломоносова , исполненные болью страницы «Путешествия из Петербурга в Москву» А . Н . Радищева , «странную любовь» к Родине М . Ю . Лермонтова , проникновенную мысль о народной Руси Н . А . Некрасова . В двадцатом веке в этой традиционной для русской литературы теме зазвучали новые , трагические интонации . Художники слова , ставшие свидетелями революций и братоубийственной гражданской войны , ужасов тоталитарного
режима
и двух мировых войн , осознали огромную значимость Родины для русского человека : прекрасной Родины , хранившей память и предках и ставшей такой дорогой в дни счастливой молодости , жестокой Родины , истребившей собственный народ , любимой Родины , которую все - таки невозможно поменять на чужую страну , пусть даже самую благополучную . Но , пожалуй , самые проникновенные строки , свидетельствующие о слиянии личной судьбы поэта с судьбой народа , я прочитала у Анны Андреевны Ахматовой . И радости , и боли , и страдания , и надежды Русской земли нашли образное воплощение в её творчестве . Сегодня нам становится ясно : для того , чтобы пройти через испытания века , выпавшие , к несчастью , на долю нашей страны , необходимо было не только мужество , но и внешняя опора , которая давала бы силы в трагические моменты бытия . В жизни Ахматовой такой опорой , несомненно , была Россия . Своеобразно решается и проблема «поэт и Родина» . Ахматова считает своим нравственным долгом сохранить верность России в любых обстоятельствах . «Под крылом у гибели» писала «Реквием» , непосредственно посвящённый годам «большого террора» . Поистине , в годину самых страшных событий Ахматова была со своим народом и не уклонилась от всех ударов судьбы , от карательных мер коммунистической литературы . Читаешь «Реквием» и перед глазами мысленно предстаёт мрачная картина Апокалипсиса тридцатых годов : Это было , когда улыбался Только мертвый , спокойствию рад . И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград . И когда , обезумев от муки , Шли уже осужденных полки , И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки , Звезды смерти стояли над нами , И безмолвная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь
«Реквием» звучит траурной музыкой , оплакивающей миллионы безвинных жертв и горестную жизнь самой Ахматовой . Ей хочется «всех поимённо назвать» , о безвинно погибших она вспоминает всегда и везде , её голосом «кричит стомильонный народ» . Это произведение подлинно народное не только по тому , что выразило трагедию русского народа , но и потому , что близко по своей поэтической форме с народными плачами . «Реквием» , долгие годы запрещённый , запечатлел страшное время , когда Россия стояла на коленях , была окровавленной и разорённой . А потом новое испытание – Великая Отечественная война , которую Ахматова встретила в Ленинграде . «Я помню ее около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного Дома , бывшего Шереметьевского дворца . С лицом , замкнутым в суровости и гневности , с противогазом через плечо , она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны» , – писала Ольга Берггольц . Всю страну облетела «Клятва» , произнесённая Анной Ахматовой в первый месяц Великой Отечественной войны : Мы детям клянемся , клянемся могилам , Что нас покориться никто не заставит ! В этих строках Ахматова говорит от лица всей России . Они лишены поэтических лозунгов . Это клятва перед лицом будущего и прошлого . В стихотворении «Мужество» судьба родной земли сливается с судьбой родного языка , родного слова , которое служит символическим воплощением духовного начала России . Мужество – это и вера в победу , и бесстрашие , и самопожертвование . Оригинальный приём свёрнутого противопоставления ( «Не страшно под пулями мёртвыми лечь , не горько остаться без крова ... » ) позволяет Ахматовой выразить особую значительность момента , когда на весах Истории лежат вековые ценности России . В лирике военных лет подчёркивается лирическая связь личности и родной земли : Как в первый раз я на нее , На Родину , глядела . Я знала : это все мое - Душа моя и тело Мотив нерасторжимой близости поэта с Родиной сохраняется и в поздней лирике Ахматовой . Особенно близко мне стихотворение «Родная земля» , написанное в 1961 году , в котором даётся своеобразное поэтическое определение понятия «Родина» . В основе этого определения – образ земли , в которую ложится и «становится ею , оттого и зовём так свободно – своею» . Святость и чистота наполняют это стихотворение , соединяя в сознании поэта прошлое , настоящее и будущее России . Почему же образ Родины , созданный Анной Ахматовой , столь притягателен для меня ? Наверное , потому , что в последние годы русскими людьми было утеряно ощущение кровной связи с родной землёй , без которого невозможно твёрдо стоять на ногах , жить полноценной жизнью . А произведения Анны Андреевны Ахматовой , наполненные не только болью за Россию , но и гордостью за свой великий народ , помогают нам понять , как важно быть патриотом и разделять со своей страной те испытания , которые посылает ей судьба .


В раздел основное общее образование