Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Выделение. Строение и работа почек"

конспект урока

Автор: Дубинина Наталья Александровна, учитель биологии, МБОУ СОШ №8, ГОРОД вЫКСА нИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации


Номинация «Методическая разработка урока»

Тема урока:
Выделение. Работа и строение почек. Учитель биологии Дубинина Наталья Александровна
Тип урока:
отработка открытого способа
Учебная

задача:
изучить особенности строение и функционирования (жизнедеятельности) органов мочевыделения.
Цели:
Учащиеся узнают особенности строения почек – как основного органа выделения; Учащиеся сравнивают строение органов мочевыделительной системы животных; Учащиеся объясняют разницу химического состава первичной и вторичной мочи; Учащиеся осознают, что происходит усложнение организации органов выделения в эволюционном процессе.
Партитура урока:
1. Мотивационно – ориентировочный этап a. Актуализация b. Постановка УЗ 2. Исполнительский этап a. Конкретизация открытого способа 3. Рефлексивно – оценочный этап a. Домашнее задание b. Самооценка участия в учебном сотрудничестве
Ход урока:

1.

Мотивационно – ориентировочный этап
a. Организационный этап, создание позитивного настроя на деятельность b. Актуализация  Какие вещества поступают в организм человека из окружающей среды?  Какие вещества удаляются из организма человека в окружающую среду?  Какие органы осуществляют выделение этих веществ?  На доске текст (раздаточный материал). Найдите три ошибки в тексте и исправьте их. 1.Процесс выделения – это непрерывная уборка и чистка всех клеток, в ходе которой организм избавляется от ненужных химических соединений. 2.Углекислый газ удаляется через легкие, а мочевина – через почки. 3.Мочевина образуется в лоханке почки, а затем собирается в мочевом пузыре. 4.Объем мочи человека составляет 2 л в сутки. 5.Органы, участвующие в образовании мочи – почки, нефрон, мочевой пузырь.
 У нас возникло затруднение, а почему?  Что же мы сегодня узнаем на уроке? c. Постановка УЗ.
2.

Исполнительский этап.
a. Конкретизация открытого способа  Давайте вспомним, а как эволюционировал процесс выделения у животных (рассказ учителя).  Каково же строение органов мочевыделительной системы? На этот вопрос вы сможете ответить, используя материал учебника, стр. 199 – 200. Работа с учебником в парах.  Назовите органы мочевыделительной системы человека и определите их. Работа с таблицей, карточками и интерактивной доской  На слайде мы видим следующие предметы: лохань, растительная почка, пирамида. Что объединяет эти предметы и органы мочевыделения человека?  Рассказ учащихся об особенностях строения органов мочевыделения. Ответ на поставленный вопрос.  А причем же пирамида? Объяснение учителя. Работа с раздаточным материалом.  Работа с интерактивной доской и карточками. Назовите и определите почки, используя данную модель.  Взаимопроверка по ключу.  Ребята, а что является структурной и функциональной единицей почек?  Какое строение он имеет?  А как происходит образование мочи? Фазы образования мочи  Работа с учебником. Стр.201(образование первичной мочи)  Стр. 202 (образование вторичной мочи)  Каково количество первичной мочи, вторичной мочи?  Рассказ учащихся.  Работа с таблицей «Сравнительная характеристика химического состава плазмы, первичной мочи, вторичной мочи». Чем отличаются составы этих жидкостей?  Работа с интерактивной доской и карточками. Используя готовые модели нефрона, закрасьте часть нефрона, в которой образуется первичная моча зеленым цветом, а часть нефрона, в которой образуется вторичная моча – желтым цветом.  Рассказ учителя с использованием интерактивного пособия и демонстрацией работы нефрона.
Нефрон действует как сепаратор – прибор, разделяющий жидкости. В капсуле из артериального клубочка отфильтровывается часть плазмы крови. Белки и форменные клетки остаются в кровеносном сосуде. По мере продвижения первичной мочи по канальцу полезные вещества всасываются в кровь оплетающих каналец сосудов, а ненужные вещества остаются в канальцах и в конечном итоге удаляются из организма.  Как организм регулирует образование мочи?  На доске схема «Механизм регуляции образования мочи» Найди лишнее. Что лишнее и почему?
Цистит

Инфаркт

Энурез

Нефрит
 У вас на партах небольшие тексты с заданиями. Предложите решение данной проблемы. Создание мини – проектов. Работа в группах.  Выступление каждой группы  Заключение учителя
3.

Рефлексивно – оценочный этап.
 Работа с тестом. Взаимопроверка по ключу.  Чему научились на уроке?  Давайте вернемся к нашему тексту с ошибками. Сможем мы исправить их? Исправление ошибок. a. Домашнее задание. Стр. 199 – 202, биологическая задача: Почему в женский туалет всегда больше очередь, чем в мужской? При сдаче анализа мочи у больного был обнаружен белок. Врач был этим обеспокоен. Почему? b. Самооценка участия в учебном сотрудничестве. Выставление оценок. Проверка настроения


В раздел основное общее образование