"Индивидуальный подход к организации опытнической деятельности учащихся на учебно-опытном участке".
статья
Автор: Аммосова Евдокия Федосьевна, учитель биологии и химии, МБОУ "Тандинская СОШ", с. Танда, Республика Саха (Якутия)
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Индивидуальный подход к организации опытнической деятельности
учащихся на учебно-опытном участке.
Аммосова Е.Ф.учитель биологии и химии Тандинской СОШ Усть-Алданского улуса. Опытническая работа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путей соединения обучения с производительным трудом и профессиональной ориентацией учащихся. В научно-методической литературе указано, что опытническая работа укрепляет связь обучения учащихся с практикой, воспитывает интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные интересы, показывает применение достижение науки в практике сельскохозяйственного производства, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обогащению знаний, средством совершенствования их (2). В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. В преподавании естественных наук, и в частности биологии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы (3). Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней актуального развития», психологических установок на овладение знаниями, безусловно, требуют индивидуального подхода к организации опытнической деятельности по биологии к каждому школьнику, который осуществляется на основе дифференциации. Основными критериями дифференциации, лежащими в основе деления учащихся на типологические группы при организации опытнической деятельности, являются уровень познавательного интереса, а также уровень сформированности исследовательских умений и навыков. Организуя индивидуальную работу с учащимися, мы должны знать отношение каждого ученика к конкретному виду деятельности для того, чтобы в дальнейшем учитывать это отношение. При постепенном привлечении его к различным видам деятельности, развивается интерес к изучаемому предмету. Во время летней производственной практики нами проведён педагогический эксперимент в летнем лагере «Силис» с учащимися Алагарской СОШ. Из анализа анкетирования учащихся установлено, что наибольшее нежелание у них вызывает работа с учебником и дополнительной литературой. Такое отношение к указанным видам деятельности объясняется их сложностью, слабыми умениями и навыками работы с литературой. Работа с литературой требует усидчивости, прилежания, настойчивости, умения читать. При анализе анкет учащихся также следует отметить низкий интерес учащихся к самой опытнической деятельности.
Для эффективного повышения интересов и склонностей учащимися в процессе опытнической деятельности предлагается большое количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя, таким образом, выбор видов деятельности, которое интересны учащимся, и таких заданий, которые каждый ученик может выполнить. На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к опытнической деятельности мы организовали занятия с элементами исследования и мини-исследования, основанные на индивидуальном подходе. На занятиях с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приёмы, составляющие исследовательскую деятельность: занятия по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, занятия с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и.т.д. В учебном процессе используются термины: «проблема», «гипотеза», «Подтверждение гипотезы», «вывод», а также вопросы: «В чем проблема?», «Каковы этапы деятельности исследователя?», «Что такое гипотеза?» «Как можно выдвинуть предположение?», «Данное высказывание предполагаемое или доказанное?». В ходе исследования учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся сформулировать и решать проблемы исследовательского характера. На данных занятиях использовали технологию сотрудничества (т.е. работу в малых группах). Деятельность учащихся направляется в русло опытнической работы без использования терминов: «гипотеза», «поверка гипотезы», «интерпретация данных». Обращается внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Используются вопросы: «С чего именно начинать опыт?», «Как это сделать?», «Как поступил бы исследователь?», «Верный ли вы сделали выбор?». Таким образом, мы считаем, что применение индивидуального подхода в организации опытнической деятельности способствует развитию исследовательских умений таких как анализировать, систематизировать, сравнивать обобщать и классифицировать, доказывать и опровергать. Литература 1. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. – М. Академия, 2006. 2. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. – М.: «Просвещение», 1974. 3. Шачинова Т.Н. Личностно-ориентированный подход к обучению школьников биологии и химии
В раздел основное общее образование