Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Нахождение дроби от числа"

сценарий урока

Автор: Хуснутдинов Аяз Рафисович, учитель математики, МБОУ СОШ №6, г. Сургут



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации


Сценарий урока математики в 5 классе на тему «Нахождение дроби от числа»

Тема урока «Нахождение дроби от числа»

Класс:5

Цель урока:
учащиеся оперируют правилом нахождения дроби от числа с помощью умножения, применяют правило нахождения дроби от числа при решении практических задач
Задачи:
образовательные: подвести учащихся к правилу нахождения дроби от числа умножением, применять данное правило при решении практических задач − развивающие: развивать логическое мышление, внимание и различные виды памяти; познавательный интерес к предмету; аргументированную математическую речь; − воспитательные: воспитывать взаимовыручку, взаимоуважение, самоконтроль.
Планируемые результаты:
Предметные – научиться применять правило нахождения дроби от числа с помощью умножения. Метапредметные УУД – Коммуникативные: уметь выслушивать мнение других, не перебивая, принимать коллективное решение. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь устанавливать причинно – следственные связи. Личностные УУД – формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности.
Тип урока
: открытие нового знания
Формы организации учебной деятельности:
работа в парах, работа в группах, фронтальный опрос.
Оборудование:
презентация, экран, проектор, карточки с заданием, раздаточный материал

Ход урока
1.
Мотивирование к учебной деятельности
(1-2 минуты). Учитель: - Добрый день, ребята! Сегодняшний урок хотелось бы начать с небольшого рассказа о дробях. Необходимость в дробных числах возникла у человека на весьма ранней стадии развития. Уже дележ добычи, состоявший из нескольких убитых животных, между участниками охоты, когда число животных оказывалось не кратным числу охотников, могло привести первобытного человека к понятию о дробном числе. Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времён появилась потребность измерять длину, площадь, объём, время и другие величины. Результат измерений не всегда удаётся выразить натуральным числом, приходится учитывать и части употребляемой меры. Исторически дроби возникли в процессе измерения. Однако мы с вами уже умеем выполнять различные арифметические действия над дробями. А всякое знание должно нам пригодится на практике. Но для начала давайте вспомним правила действий с дробями и правило решения задач на дроби. 2.
Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном

учебном действии(4-5 минут).

Опрос
- Как умножаются обыкновенные дроби? - Как разделить одну обыкновенную дробь на другую? - Какое преобразование необходимо сделать для того чтобы умножить одну смешанную дробь на другую?
Устный счёт

б)

г)


Решим с вами уже известную задачу. Фермер решил вспахать поле. Целый день с утра до ночи он пахал это поле, но к концу дня не успел и вспахал только этого поля. Найти сколько га вспахал фермер, если известно, что все поле имеет площадь 120 га. 3.
Выявление места и причины затруднения (4-5 минуты)
Учащиеся решают задачу привычным для них способом: изображают схему, находят чему равна одна часть, находят длину искомого количества частей. Учитель: - Ребята, вы все молодцы! Прекрасно справились с этим заданием. Но у вас ушло достаточно много времени. Математика – точная наука, но при этом еще и хитрая и везде ищет простые способы. Эту задачу мы решили, применяя два
действия. Попробуем решить ее применяя только одно действие. Посвятим этому наш урок. Ребята, теперь определим тему нашего урока и цели. (Нахождение дроби от числа. Цель: нахождение дроби от числа одним действием) 4.
Построение проекта выхода из затруднения ( 4-5 минуты)
Учитель: - Итак, нам с вами необходимо решить нашу задачу, в которой уже известен ответ, но уже другим действием. Напоминаю, что у нас есть четыре арифметических действия, которые помогут нам решить задачу. Попробуйте применить эти действия, применяя при этом дробные числа. Учащиеся проводят исследование и ищут выход из ситуации. Однако в начале урока была поставлена цель решить данную задачу одним действием. Обычно учащиеся перебирают все возможные варианты арифметических действий с этими числами и выбирают то действие в котором получится искомый ответ.
5.

Реализация построенного проекта (6-7 минут)
После всех вычислений учащиеся выдвигают гипотезу: найти дробь от числа можно с помощью умножения заданного числа на эту дробь. - Молодцы ребята вы выдвинули предположение. Но нам необходимо проверить наше предположение. Поэтому сейчас мы с вами обратимся за помощью к нашему учебнику.
6. Психофизиологическая пауза (2 мин)
Ребята, мы с вами очень хорошо работаем, но нам нужно немного отдохнуть. Поэтому я предлагаю пару минут насладиться звуками живой природы. (Включается музыка)
7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 минут).
Вот мы и отдохнули! Теперь возвращаемся к нашему правилу. Как звучит наше правило?
Чтобы найти дробь от числа нужно данное число умножить на эту дробь.
Теперь, когда мы знаем это правило мы может решать известные нам задачи одним действием. Фронтальная работа 1. Масса слонёнка составляет от массы слона. Сколько весит слонёнок, если слон весит 3000 кг?
2. Вася читает книгу в которой страниц. В первый день он прочитал этой книги. Сколько страниц прочитал Вася в первый день? 3. В первый день путник прошел пути. Найдите сколько километров прошёл путник, если весь путь составляет 81 км. 4. Мама принесла домой 20 кг вишни. Из этой вишни она сварила варенье, а из от оставшейся вишни она приготовила компот. Сколько килограмм вишни ушло на компот?
8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6-7 минут)
1 вариант Велосипедисты за три дня проехали 144 км. В первый день они проехали всего пути, а во второй всего пути. Сколько километров они проехали во третий день? 2 вариант В тетради 24 страницы. Из них уже исписаны. Сколько в тетради чистых страниц? 9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 минуты).
Учитель. Давайте подведем итог нашей работы. -Достигли мы тех целей, которые ставили перед собой? - Какая часть урока вам понравилась? - Комфортно ли вам было на уроке? -Как находить дробь от числа?
Домашнее задание: читать п.37, выполнить №649

Литература
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. На электронном носителе / Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др.


В раздел основное общее образование