Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Роль детской организации в воспитательной системе школы"

статья для публикации

Автор: Рукосуева Наталья Анатольевна, педагог-организатор, МКОУ "Школа-интернат", Куйбышев, Новосибирская область



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

Статья "Роль детской организации в воспитательной системе школы" Сегодня наиболее актуальным стоит вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. В школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности, податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности, именно в этом возрасте у учащихся появляется активное желание быть взрослым, идет интенсивный процесс физического и социального созревания личности, создающий предпосылки начала культурной самоидентификации, вхождение в мир национальной культуры. Основные педагогические предпосылки развития в этом возрасте подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориентаций, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество, формирование организаторских навыков. В нашей школе сложились предпосылки для развития самоуправления в школе. В 2000 году было принято решение о создании детской организации «Республика «Радуга +». Такая форма самоуправления позволяет смоделировать реальную ситуацию современного общества и помочь выпускникам избежать многих проблем во взрослой жизни. Структура управления в республике строится по принципу государственной структуры: президент ДО, Радужный совет и Мэрия. Радужный совет составляют министры всех министерств, а мэрия- это мэры всех городов. Каждый город имеет свои символы и атрибуты, что позволяет каждому ребенку почувствовать свою индивидуальность. Объединяет всех девиз: «За Родину, добро и справедливость!», гимн, флаг, герб, галстуки. Работа детской организации ведется с учетом различных возрастов школьников. Членом «Республики «Радуга +» может стать любой учащийся школы, достигший 7- летнего возраста и добровольно желающий вступить в «Республику «Радуга +». Посвящение в жители ДО " Республики «Радуга+» происходит на
торжественном сборе.
Республика «Радуга+» выделяет
основные направления деятельности
:  интеллектуальное (курирует министерство образования);  досуговое (министерство культуры);  спортивное (министерство спорта и туризма);  здоровьесберегающее (министерство здравоохранения);  информационное (министерство прессы);  трудовое (министерство труда);  шефское (министерство вожатых).
Целью ученического самоуправления
является: воспитание потребности в гражданской активности через участие ученика в работе ДО «Республика «Радуга +», с целью позитивной реализации себя в окружающем социуме.
Задачами:
 Воспитание позитивных лидеров в коллективе;  Научить ребенка правильно выражать свою гражданско - нравственную позицию;  Воспитание толерантности как терпимого отношения к противоположным взглядам.
Принциами деятельности Республики «Радуга +»является:
демократичность
гуманизм самостоятельность творческая активность соревновательность В нашей детской организации есть свой
президент.

Президент
- это главная действующая и направляющая единица в структуре ученического самоуправления нашей школы. Он утверждает нормативно-правовые документы, планы работы министерств, определяет права и полномочия всех структурных органов самоуправления (Радужного совета и его министерств, мэрии), председательствует на заседаниях Радужного совета, мэрии, принимает решение об отставке членов Радужного совета, контролирует и принимает участие в торжественных сборах и других важных делах Республики, представляет ученическое самоуправление на сборах городских и областных детских организаций, на педагогических и попечительских советах, касающихся вопросов учебного и воспитательного процесса.
Выборы президента ДО
Уже стало традицией проводить выборы президента детской организации в нашей школе. Первые выборы прошли в 2000 году. Каждый раз ребята с нетерпением ждут этого события. В этом году предвыборная компания началась с 6 октября. К окончанию периода выдвижения кандидатов школьной регистрационной комиссией были зарегистрированы 3 кандидата: Наумов Сергей ( обучающийся 7 класса), Тугусова Камилла (6 класс), Ливчина Анастасия (9 класс). В рамках проведения предвыборной агитации каждый кандидат представлял свою программу, оформлял наглядную агитацию, общался с избирателями, участвовал в дебатах. Вся предвыборная компания прошла на очень высоком уровне. Председатель территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района Дирибасова Т.О. пригласила кандидатов в администрацию Куйбышевского района, где рассказала им об органах управления Куйбышевского района. Ребятам представилась возможность встретиться с заместителями главы Куйбышевского района Функа В.А. Мусатовым А.М. и Коневым В.А. Выборы состоялись 23 октября. Избирательный участок был полностью оборудован: избирательная комиссия подготовила списки избирателей, бюллетени, заверенные печатью школы и подписями членов комиссии, опечатан стационарный ящик для голосования. Помещение украсили российским флагом, гербом и цветами. В школе царила торжественная, праздничная обстановка. Дети ответственно подошли к выбору своего президента. Они очень долго обсуждали, кто больше достоин столь высокого звания. Каждому хотелось, чтобы победил лучший, чтобы все было справедливо. Результаты голосования были объявлены на следующий день на торжественной линейке. По результатам голосования победу одержала Ливчина Анастасия. Школьники приветствовали своего нового президента бурными аплодисментами! Я считаю, что подобные мероприятия развивают гражданскую позицию школьников, воспитывают в них чувство патриотизма и формируют навыки самоуправления.
Первый президент Республики «Радуга+»

Диндиберя Марина (2000-2003)
Деятельность первого президента Диндеберя Марии ознаменовалась разработкой и проведением общешкольной экономической игры. В школе была введена своя валюта «Интернашки». По специально разработанной системе поощрения и наказания школьникам начислялось определенное количество «Интернашек», на которые они могли в специальном «магазине» приобрести канцелярские товары. Игра состоялась благодаря финансовой поддержке главы администрации Куйбышевского района Функа В.А., который являлся председателем попечительского совета школы и способствовал
финансированию игры в течение двух лет. Данная экономическая игра стала очень действенным стимулирующим фактором в учебном и воспитательном процессе. К большому сожалению, нынче у нас нет такой спонсорской поддержки и играть в подобные игры не представляется возможным. До сих пор и педагоги, и теперь уже выпускники с грустью вспоминают, что яркая и действенная игра оказалась такой краткосрочной. Сейчас мы соревнуемся
за звание столицы Ресрублики «Радуга+»

Помогает нам в этом работа с «Дневниками Чести», они ведутся всем старшим

звеном ,
они показывают картину обстановки на учебных занятиях, дисциплину на уроке, подготовку учащихся к уроку, их работу на уроке, санитарное состояние на учебном занятии.

В Дневнике Чести учителя предметники на каждом уроке ставят оценки: за поведение, за прилежание, за санитарное состояние. На общешкольной еженедельной линейке сотрудники министерства образования сдают их мне на проверку. Я в присутствии министра образования и сотрудников образования классов провожу проверку, фиксируя средний балл за поведение, прилежание, санитарное состояние. Результаты вывешиваются на стенде. Кроме этого я совместно с министерством образования регулярно провожу работу с учащимися, записанными в Дневнике Чести, нарушавшими дисциплину на уроке. Лучший класс по итогам соревнования награждается
переходящим кубком.
У нас в школе уже стало традицией проводить
еженедельные общешкольные

линейки
, именно здесь мы подводим итоги работы предыдущей недели и знакомим членом ДО с планом на текущую неделю. А теперь более подробно рассмотрим работу министерств нашей ДО. Министерство образования проводит рейды
«Внешний

вид»

"Школьные

принадлежности",

"Посещение

занятий",

что
способствует установлению сознательной дисциплины у обучающихся школы и формированию культуры их поведения. Министерство труда организует
дежурство по школе.
Дежурный класс назначается педагогом-организатором согласно графику дежурства. Дежурный класс — это структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом. В обязанности дежурного класса входит: 1. поддержание чистоты и порядка на своих постах во время дежурства и своевременное информирование об их нарушениях. 2. контроль за сохранностью школьного имущества во время дежурства и своевременное информирование об его порче. 3. поддержание порядка в столовой во время больших перемен. 4. контроль и оценивание качества дежурства в учебных кабинетах. 5.останавливать бегающих детей, организовывать игровые перемены; 6. следить за тем, чтобы школьники не применяли физическую силу для решения споров, не употребляли непристойные выражения; 7. в вестибюле (у входа, в фойе) — доброжелательно встречать учащихся, проверять чистоту обуви, наличие сменной обуви. Оценка дежурства дежурного класса происходит ежедневно. В понедельник после 1 урока на линейке при передачи дежурства озвучивается общее количество баллов, набранных дежурным классом.
Работа министерства культуры строится
на формировании творческой активности, организации досуга учащихся:  подготовка и проведение праздников, вечеров отдыха, фестивалей;  участие в организации конкурсов, выставок, игр, концертов;
 проведение традиционных мероприятий (Выставка цветов и овощей, День рождения Республики «Радуга +», осенние и новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, Последний звонок). В феврале месяце министерство культуры организовало и провело общешкольное мероприятие "Широкая Масленица" Последняя неделя перед Великим постом всегда отмечалась на Руси весело -это и проводы зимы, и встреча весны. Масленичные гуляния, катания на санях, песни, пляски, сжигание чучела Зимы и, конечно, блины - вот традиции праздника, отмечаемого не одно столетие. Мы тоже решили устроить веселую встречу весны. И у нас все получилось! Было много забав: петушиные бои, кулачные бои, дарс, отгадывание загадок, конкурс частушек, перетягивание каната, взятие снежной крепости, ряженые, блины вкусные, а в конце мероприятия- мы все вместе сожгли чучело Зимы. Настроение у всех было удивительное! Вот так весело мы в школе встретили весну и проводили зиму. Для нашей школы стало традицией проведение торжественных сборов, посвященных вступлению первоклассников в детскую организацию, инаугурации президента, подведеию итогов общешкольного конкурса "На звание республики "Радуга+", нна день пионерии и т.п. В торжественном сборе участвует вся школа. Каждый класс готовит девиз, речевку, мэры городов сдают рапорта, президент ДО и педагог-организатор в торжественной обстановек под звуки школьного гимна ведут сбор.
Еще

одной

традицией

для

нас

стало

проведение

общешкольного

Соревнования

«Юный велосипедист».
Здесь объединились все министерства ДО: прессы, спорта, культуры, здравоохранения. Министерства прессы-занималось подготовкой плакатов для болельщиков, министерство спорта и здравоохраниения организовывало работу станций, министерство культуры приготовило общий флешмоб. В 2013 году наша школьная детская организация вступила в
ряды волонтеров РФ.
Наш город Куйбышев обладает большим человеческим потенциалом для развития волонтёрства. Я считаю особое внимание в организации волонтерского движения в городе Куйбышеве необходимо уделить вовлечению несовершеннолетних учащихся общеобразовательных учреждений (14-17 лет) в данное движение, разъяснению его основных целей, задач и принципов, чтобы участие в волонтерском движении было для учащихся не «принудиловкой», а значимой и важной работой, личным вкладом в развитие гражданского общества. Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых педагогических технологий, добровольчество может стать одним из основных факторов развития социальной компетентности школьников. Выполнение добровольной общественной работы на благо своей школы, двора, района позволяет подросткам почувствовать свою значимость, увидеть результаты своего труда. Детское волонтёрство рассматривается не только как общественное движение, но и как воспитательная технология, благодаря которой молодые граждане научатся принимать активное участие в решении проблем общества.
Реализация волонтерского движения
: Члены детской организации «Республика «Радуга+» являются активными участниками городского волонтерского движения, с удовольствием участвуют в различных акциях,
провели игровую программу для детей детского сада
«Журавлик
». Дети с удовольствием участвовали в спортивных соревнованиях, делали снеговичка из ладошек, рисовали, веселились. Праздник получился веселым и не забываемым! В акции "
Стань донором!",
по итогам акции было сдано более 10 литров крови, так необходимой больным людям. Сейчас я хочу рассказать об еще одной нами проведенной акции
«С 8 марта!»
в рамках празднования Международного женского дня. 8 марта является одним из наиболее праздничных дней весны, вызывающим особое, трепетное и радостное чувство. Этот праздник - символ всего самого светлого и доброго: начала весны, пробуждения природы и перерождения. Как и весна, женщина олицетворяет собой торжество жизни и красоты, любви и нежности. Организатором акции выступили члены нашей детской школьной организации "Республика "Радуга+" Цель акции: поздравить всех женщин, работающих в школе, с Международным женским днем 8 марта; организовать поздравительный концерт для постояльцев "Дома милоседия", поздравить женщин города с предстоящим праздником, создать праздничную атмосферу.
Реализация
: Мы ездили в
"Дом Милосердия
", чтобы поздравить его постояльцев с прошедшим днём защитника Отечества и Международным женским днём 8 Марта. Весь февраль в рамках акции «Поздравительная открытка» школьники города в Ом числе и наша школа готовили подарки: кто-то рисовал открытки, кто-то вязал варежки и носки, делал поделки… А накануне 8 Марта собрав все подарки, мы приехали в отделение милосердия. Мы учащиеся школы -интерната подготовили поздравительную программу: пели песни и рассказывали стихи. А потом дарили подарки по комнатам всем, кто лишен возможности передвигаться. Праздник всем очень понравился ! 5 марта перед началом занятий наша активная группа волонтеров наклеила на все
двери
в школе поздравительные открытки "С 8 марта!". Поздравлены были абсолютно все: педагоги, повара, медики, администрация, обслуживающий персонал. После уроков В преддверии любимого всеми праздника -"Международного женского дня" для своих мам, бабушек и педагогов школы мы приготовили прекрасный подарок -
праздничный концерт
" С 8 марта Концерт получился душевным и трогательным: дети рассказывали стихи о мамах, посвящали им теплые слова и песни; исполняли задорные частушки и инсценировали веселые ситуации. Все остались довольны 6 марта на улицах города Мы поздравляли всех женщин с наступающим праздником "8 марта! Я думаю, что подросткам, стремящимся сделать свою жизнь интересной, насыщенной, приносящей пользу, стоит попробовать принять участие в волонтерской работе. Возможно, именно этот путь не только наполнит жизнь новым смыслом, но и навсегда определит жизненные установки, идеалы и принципы. Таким образом наша детская организация помогает детям развить свой внутренний потенциал, социализироваться в обществе.


В раздел основное общее образование