"Воспитание семейной жизнью"
статья
Автор: Соколова Нина Афанасьевна, социальный педагог, МУ ПСЦ "Надежда", г. Заречный Пензенской области
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Тема: «Воспитание семейной жизнью»
План: 1.Ответственность родителей за воспитание и развитие своего ребенка. 2.Воспитание самостоятельности у детей. 3. Формирование семейных ценностей. Народная мудрость гласит: «Вся семья вместе – так и душа на месте», «Каково на дому – таково и самому». / Русские пословицы./ В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям». Воспитание ребенка – это очень сложный и длительный процесс, требующий от родителей терпения, любви и определенных знаний. Родителям необходимо знать, что они являются законными представителями своего ребенка и обязаны защищать его права и интересы. Если родители не только не защищают, но и нарушают права и интересы несовершеннолетнего члена семьи, к ним могут быть применены меры принудительного воздействия. То есть государство защищает право детей на развитие и воспитание в соответствующих благополучных и оптимальных для ребенка условиях. Следовательно, в проблемных ситуациях при плохом обращении с детьми, при злоупотреблениях в отношении детей, закон приоритетными и первостепенными определяет интересы детей. При этом в ситуациях с «проблемными семьями», как правило, возникает дилемма: с одной стороны, необходима более полная защита ребенка, с другой – достаточно полная защита целостности семьи. Ясно, что семьи значительно отличаются по уровню жизни, образованию и компетентности родителей в проблемах воспитания детей, в допустимости наказаний и в понимании того, что такое «плохое обращение с ребенком». Ситуация осложняется тем, что многие дети живут в негармоничных семьях и испытывают стрессы из-за конфликтности родителей, распада семьи, развода, повторного брака, что оказывает серьезное влияние на их развитие и социальную приспособленность. Однако устойчивая семейная жизнь также не является гарантом социальной адаптированности. Это доказывают многочисленные примеры хорошей адаптации детей из распавшихся семей и, наоборот, плохой из семей со стабильными отношениями. Народная мудрость констатирует: «Что птенец увидит в гнезде, то и будет делать в полете». Семейные условия, включая социальное положение семьи, род занятий, материальный и культурный уровень родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Важно, чтобы родители осознавали то, какая ответственная задача ложится на их плечи – воспитание порядочных, нравственных сыновей и дочерей, достойных граждан своей страны. Наиболее сложной областью является защита чести, достоинства и интересов детей в сфере семейных отношений. Это связано с тем, что, с одной стороны, и Декларация ООН о правах ребенка 1959 года, и Конвенция о правах ребенка 1989 года, и Конституция Российской Федерации утверждают: ребенок для гармоничного развития своей личности нуждается в любви, доверии, безопасности, и семья является естественной и необходимой средой для его роста и благополучия; с другой стороны, в восприятии взрослыми детей зачастую является определяющей
установка, что ребенок подчинен родителям. Они принимают решения за детей, руководят ими, наказывают их в соответствии со своими требованиями и представлениями о должном поведении. Такой подход родителей нередко подавляет индивидуальность ребенка, лишает его самостоятельности. Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос самостоятельным, они должны учить его не только бытовой самостоятельности, т.е. умению одеваться, обслуживать себя, умению самостоятельно общаться, но еще и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий. Что нужно делать для того, чтобы ребенок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий? Прежде всего, необходимо показывать ребенку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: желание употребить «Шампанское» на Новый год. Желание посетить увеселительное мероприятие ,заканчивающееся по времени позднее положенного. У ребенка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам, и сам несет ответственность за последствия своих действий. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действия привели к плачевным результатам, и как ему стоит поступать в будущем. Иначе, если родители всегда будут решать за ребенка, они лишат его права на ошибку. Он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребенком. Например, если мы хотим, чтобы ребенок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если предложить ребенку самому определиться, когда он будет учить стихи. Тогда ребенок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как свое. Ребенок учится самостоятельно принимать решения в повседневной жизни. Важную роль в приучении ребенка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня, выполнение поручений по дому. Кроме самостоятельности, родители хотят видеть в своих детях и другие положительные качества. Каждая семья имеет определенные ожидания в отношении поведения своих детей. Эти ожидания строятся на основе принципов, стандартов и ценностей данной семьи. Дети, которые осуждают употребление алкоголя и наркотиков, считают это неприемлемым для себя, имеют твердые убеждения, которые основаны на ценностной системе. Социальные, семейные, а теперь и религиозные ценности, дают возможность сказать людям "Нет!" и помогают придерживаться своих решений. Вот некоторые пути, которые позволяют сделать ясными семейные ценности: 1. Старайтесь открыто говорить о главном, о том, почему такие качества, как самостоятельность, честность и ответственность очень важны, и как они помогают принимать правильные решения. 2. Подумайте, как ваши действия влияют на вашего ребенка. Проще говоря, дети копируют поведение своих родителей, однако мы часто это не замечаем или не согласны с "копией". 3. Если вы пьете за ужином вино или пиво, это не значит, что необходимо прекратить эту практику. Просто необходимо разъяснить ребенку, что существует разница между тем, что можно делать родителям, а что - детям. Не позволяйте детям участвовать в ваших выпивках, покупать спиртные напитки и пробовать их. 4. Поищите противоречия между вашими словами и действиями, помните, что дети очень тонко и быстро чувствуют, когда родители бывают неискренними или позволяют себе уклониться от своих обязанностей. Прося своего ребенка сказать, что вас нет дома, так как телефон звонит в неудобное время, вы, на самом деле, обучаете своего ребенка тому, что вполне допустимо говорить неправду.
5. Убедитесь, что ваш ребенок понимает семейные ценности. Родители иногда ошибочно предполагают, что дети автоматически принимают семейные ценности, и их не обязательно обсуждать. Вы можете проверить своего ребенка, как он это понимает. Для этого достаточно обсудить простые житейские ситуации, например: "Что ты будешь делать, если человек, который стоит перед тобой в очереди, уронит кошелек?", "Как бы ты себя повел, если бы тебе сделали справедливое (несправедливое) замечание?". Закончить хочется словами А.Н. Острогорского: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». Родительское собрание по теме: «Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних детей» Цель: формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей; обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами. Форма проведения родительского собрания: лекция, беседа. Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка презентации, работа с нормативными документами. Оборудование: Презентация родительского собрания; Компьютер; Мультимедиа. Участники: родители, педагоги. Ход собрания: 1. Эпиграф родительского собрания: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому.» П.И. Пидкасистый 2. Организационный момент – Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с Основными Законами и нормативно-правовыми актами РФ, в которых четко прописаны все права, обязанности и ответственность родителей. А также будем учиться правильно пользоваться родительскими правами. 3. Введение – Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних рассматривается сегодня как система социальных, правовых и иных
мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки с девиантным поведением, употребляющие алкоголь, наркотические вещества, ведущие асоциальный образ жизни. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества. Анализ причин роста безнадзорности среди подростков и детей свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье. Представляю Вашему вниманию статистику по итогам 2013-2014 учебного года по МОУ СОШ №218 – Главными причинами неблагополучия семей являются: алкоголизм родителей, безработица, наркомания, социально опасные условия проживания семьи, злостное нарушение прав ребенка в семье, жестокое обращение в семье, длительное невнимание родителей к интересам и проблемами ребенка, приобщение ребенка к употреблению алкоголя, наркотиков и многое другое. Все вышеперечисленные факторы, к сожалению, ведут не только к росту неблагополучных семей, но к росту правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, проживающих в данных семьях. В 2013-2014 учебном году увеличилось количество правонарушений среди обучающихся школы, по сравнению с 2012-2013 учебным годом. Такую тенденцию, к росту правонарушений, можно объяснить тем, что некоторые обучающиеся, состоящие на учете в ОДН и КДНиЗП, проживают в неблагополучных семьях. Родители данных детей, злостно уклоняются от родительских обязанностей, нарушают права детей. Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей. И для того, чтобы мы с Вами нашли общий язык, пришли к общему знаменателю в вопросе воспитания наших детей, я хочу познакомить Вас со следующими основными Законами и нормативно-правовыми актами. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей. 4. Основная часть Основные Законы, нормативно-правовые акты: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный Кодекс РФ; Уголовный Кодекс РФ; ФЗ «Об образовании в РФ»; Административный Кодекс РФ; Законы Пензенской области;
1. Конвенция ООН о правах ребенка: Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка. 2. Конституция РФ: Статья 38. 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства; 2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; Статья 43. 1. Каждый имеет право на образование. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители): Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся; За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения. По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. 4. Семейный Кодекс РФ Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 56. Право ребенка на защиту; 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Статья 65. Осуществление родительских прав; 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Статья 69. Лишение родительских прав: 1. Уклонение от родительских обязанностей; 2. Злоупотребление родительскими правами; 3. Жестокое обращение с детьми; 4. Хронический алкоголизм, наркомания. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. 5. Уголовный Кодекс РФ Глава 16. Преступления против жизни и здоровья Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения. наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового
5. Вывод За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность. 6. Заключение А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского: «На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…». Берегите детей, берегите Злые чары от них отводите, Счастье, радость, заботу дарите – Берегите! Берегите детей, берегите: Их жалейте, лелейте, любите И любить их других научите – Берегите! Берегите детей, берегите: От невзгод и потерь их храните, Их печали себе заберите – Берегите! Спасибо за внимание! Сценарий классного часа для средних классов. Деловая игра Автор-составитель: Шамова Наталья Владимировна, учитель социально-бытовой ориентировки ГБОУ учреждение Республики Марий Эл "Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида" с. Казанское. Материал содержит сценарий классного часа «Закон на нашей Земле». Мероприятие проводится в средних классах школы. Классный час проводится с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся. Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра) Цель классного часа: - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них; - развивать представления о последствиях противоправных деяний; - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.
Ход классного часа: 1. Организационный момент. – Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают) 2. Объявление темы и постановка цели занятия: Учитель: Как видите в руках у меня две нити. (нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная) - С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью) - А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.) - Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы) А применительно к нашей жизни? - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ” - Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. - И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. 3. Основная часть: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? - Жители стали жить по законам. - Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». Задание 1 - В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске). - Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске). Выберите права и обязанности (распределить таблички) Права Жить и воспитываться в семье Получить паспорт гражданина РФ Работать в свободное от учебы время Право на охрану здоровья Обязанности Слушаться родителей и лиц, их заменяющих. Получить основное общее образование (9 классов) Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения. Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах. Ответственность Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы. Возмещение причиненного вреда. Уголовная ответственность за отдельные виды преступления. За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения. Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность) За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность» Рассмотрим понятие нарушений: Задание 2 Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление» Необходимо к этим понятиям найти определения. Проступок. Правонарушение. Преступление Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Рассмотрим несколько ситуаций: Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. Он находится в вестибюле школы). - Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком) - Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей) - Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении. Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры) - Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». - Представьте себе следующую ситуацию. Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому- нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (эти ребята совершили преступление) - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. (Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации») - В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. - Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки. Задание 3 Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность - убийство, - умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, - похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, - кражу, - грабеж, - вымогательство, - уничтожение или повреждение имущества - терроризм
- захват заложника - заведомо ложное сообщение об акте терроризма, - вандализм - хищение либо вымогательство наркотических веществ Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера. - За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет. Задание 4 Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом. игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор ) Ложный звонок Ситуация 1: В класс вбегает ученик: – Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы! Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. - Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции. Нанесение побоев Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев. - Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. – Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик - В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК. Порча чужого имущества Ситуация 3: На перемене: – Дай телефон, музыку послушать, а то скучища! – Не дам, он новый, только вчера купили. – Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет. -Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в
полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет. Угроза «болтовней» Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся: – ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить. Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет. Оскорбление Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся: – А ты дылда!!! – А ты сама Гадина!!! Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев. Осквернение зданий и транспорта Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки: – А «Спартак» выиграл, а никто не знает! – Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели! – Клево, вот люди порадуются! – Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было! Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба. - Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью? - А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88): ➣ штраф; ➣ лишение права заниматься определенной деятельностью; ➣ обязательные работы; ➣ исправительные работы; ➣ арест; ➣ лишение свободы на определенный срок. 4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем. 5. Рефлексия. Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? 6. Памятка школьнику Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника. Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения. В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их. В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность. В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права. В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо. В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе. В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки. В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители. В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Название:
«Права детей – забота государства»
Форма проведения
: учебно – игровое занятие
Цель:
ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Конвенция «О правах ребенка») и Декларацией прав человека. Дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения
Задачи:
- способствовать формированию у подростков правовой культуры, - воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости
Продолжительность:
45 минут
Присутствуют
: классный руководитель, ребята класса
Подготовительный этап:
за неделю до классного часа дать ребятам задание: поговорить с родителями и выяснить, какие права и обязанности имеет несовершеннолетний ребенок
Оборудование:
адаптированный текст Конвенции прав ребенка, Декларацией прав человека, таблица
Литература:
1. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 -11 классы. М., ВАКО, 2008 2. Классные часы. 6-7 классы. И.Б. Ремчукова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
Вступление
1-ый ученик.
Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
2-ой ученик
. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.
Другие приехали из стран, где людей часто преследуют1 за их религию, за их политические взгляды.
3-ий ученик
. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
4-ый ученик
. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Социальный педагог:
С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
1-ый ученик:
С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.
2-ой ученик:
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.
3-ий ученик
: Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
Социальный педагог:
У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых и т.д. Право – это правила, по которым живут люди. 2. Практическая работа.
Социальный педагог:
Прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам. 1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни? 2. Потребности человека с возрастом меняются. И в 11 -12 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка. Примерная таблица потребностей 2 -х месячного и 12-летнего ребенка
Потребности 2-х месячного ребенка Потребности 12-летнего ребенка
Имя Медицинская помощь Уход Образование Медицинская помощь Друзья, общение Питание Творчество Ласка и любовь Жилище, питание Забота Родители, семья Защита Свобода слова Свобода мысли Поддержка родителей Собственность
Социальный педагог:
Как с возрастом изменяются потребности ребенка?
Ученик:
Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше.
Социальный педагог:
Сейчас я вам зачитаю небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции (ст. 1), « ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6) . С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7). Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13). Ребенок имеет право на свободу мысли , совести и религии (ст.14).Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16). Ребенок имеет право на образование (ст.28). Государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37). Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31). У вас, как вы заметили, получилось много совпадений. А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.
3. Сценка «Чужое письмо».
( На передний план выходят несколько че ловек с портфелями и кладут их) Нина: А ты не пойдешь на физкультуру? Ира: Нет, я освобождена. (Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать). Ира: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Нины посмотрю. (Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина). Нина: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо? Ира: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? Учащиеся высказывают свое мнение.
4. Сценка «Громкая музыка».
Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему другу Коле. Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем. Степа: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче, пусть все послушают! (Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче). Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем. (Ребята уходят, забыв выключить магнитофон).
Социальный педагог:
Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг? Учащиеся обсуждают данную проблему
5. Подведение итогов:
Ребята! Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, настолько сложна и многообразна, что изучение прав и обязанностей необходим о начинать с раннего детства. Вы, получив знания, на занятиях по праву более легко
сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будете подготовлены отстаивать свои права, честно и добросовестно выполнять обязанности гражданина нашей прекрас ной страны России. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам. Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
В раздел основное общее образование