"Ситуационные задачи на уроках технологии"
Статья
Автор: Крылова Екатерина Геннадьевна, учитель технологии, МБОУ "Узярская основная общеобразовательная школа", д.Узяр Пермский край
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Ситуационные задачи на уроках технологии
В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача школы, каждого педагога средствами своего предмета сформировать такую компетентность. Это возможно только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Использование таких задач в конечном итоге приведет к развитию мотивации учащихся, к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды, к актуализации предметных знаний с целью решения личностно- значимых проблем на деятельностной основе. Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на предметном, так и на метапредметном материале. Для разработки заданий в ситуационных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Конструктор задач (Л.С. Илюшин) Ознакомлени е Понимание Применение Анализ Синтез Оценка 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о… графически 22.Раскройте особенности … 29.Предложи те новый (иной) вариант… 36.Ранжируй те… и обоснуйте… 2.Сгруппиру йте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложи те способ, позволяющи й… 23.Проанализ ируйте структуру… с точки зрения… 30.Разработа йте план, позволяющи й (препятствую щий)… 37.Опреде- лите, какое из решений является оптимальны м для… 3.Составьте список понятий, касающихся … 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризу ющих… с точки зрения… 31.Найдите необычный способ, позволяющи й… 38.Оцените значимость … для... 4.Расположи те в определённо м порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните … и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификац ию… на основании… 32.Придумай те игру, которая… 39.Определи те возможные критерии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12.Прокомме нтируйте положение о том, что… 19.Проведите (разработайт е) эксперимент, подтверждаю щий, что… 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33.Предложи те новую (свою) классификац ию… 40.Выскажит е критические суждения о…
6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформул ируйте) идею о том, что… 20.Проведите презентацию … 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41.Оцените возможности … для… 7. Прочитайте самостоятель но… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание) … 42. Проведите экспертизу состояния… Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности. Вашему вниманию я представляю ряд задач, которые использовала на уроках технологии в 6-7 классах. Для учащихся 6 класса была составлена задача «Зачем нам нужен кальций?» для наиболее эффективного усвоения материала, значимого для всего дальнейшего освоения технологии обработки пищевых продуктов. Данную задачу можно использовать на уроке изучения нового материала, на повторительно-обобщающем уроке, для отработки навыков в работе по группам, на уроке контроля. Задача: « Зачем нам нужен кальций?» Примерно 98 процентов кальция содержится в костях и зубах. В комплексе с фосфатами и фторидами кальций составляет основу костной ткани и зубов. Вот почему организм растущего ребенка и подростка в период формирования скелета нуждается в дополнительных количествах кальция. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена, связанные с недостаточностью кальция в пище, лежат в основе многочисленных заболеваний (рахит, остеопороз и т. п.). Взрослый человек нуждается в получении с пищей примерно 0,8 -1,0 грамма кальция в день; потребность детей и подростков в кальции – 1,2 грамма. Важнейшие источники кальция: Продукты, 100 г Кальций, мг Молоко Творог Сыр Хлеб Капуста Картофель 120 140 700-1000 20-30 48 10 Задания на работу с данной информацией: 1. Прочитайте текст внимательно. 2. Объясните причины того, что недостаток кальция приводит к различным заболеваниям. 3. Составьте меню для подростка – так, чтобы – в день он получил 1,2 грамма кальция (необходимо рассчитать в граммах количество продуктов и использовать все продукты, записанные в таблице). 4. Оцените значимость кальция для организма. В 7 классе при изучении раздела «Материаловедение» использую задачу «Что мы знаем о тканях?»
Данную задачу можно использовать на повторительно-обобщающем уроке, для отработки навыков в работе по группам, на уроке контроля. Задача: «Что мы знаем о тканях?» Все реже в магазинах встречаются ткани из натуральных волокон. Мы ценим их за известные замечательные свойства, например, гигиенические. Но, природное сырьё имеет свои недостатки: слишком коротки, недостаточно прочны, требуют сложной технологической обработки. И люди стали искать сырьё, из которого можно было бы дешёвым способом получать ткань тёплую, как шерсть, лёгкую и красивую, как шёлк, дешёвую и практичную, как хлопок. Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, отходов хлопка. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим. К сожалению, часто на товарном ярлыке-ценнике нет достаточной информации о ткани, это в лучшем случае, а нередко сталкиваемся и с дезинформацией. При покупке изделий нельзя ориентироваться только на их внешний вид, очень важно знать сырьевой состав ткани, из которого изготовлено изделие. Как определить сырьевой состав и свойства данной ткани, чтобы правильно ухаживать за вещью? Задания на работу с данной информацией: 1. Прочитайте текст и дайте характеристику химических текстильных волокон. 2. Объясните пример того, как правильно ухаживать за вещью, в состав которой входит химическое волокно. 3. Сравните натуральные и химические волокна, а затем обоснуйте преимущества химических волокон. 4. Постройте классификацию химических волокон на основании происхождения сырья. 5. Помогите покупателю определить ткани из натуральных волокон безошибочно. 6. Оцените значимость химических волокон для текстильной промышленности. Задачи, практико-ориентированного характера можно использовать при изучении темы «Интерьер жилого помещения» в 6 классе. Задача «Ремонт квартиры» Отделка стен обоями, пожалуй, является не только самым традиционным способом, но и самым универсальным. Учитывая широкий выбор обоев в строительных магазинах, каждый человек сможет выбрать обои для своего жилья или кабинета, которые оптимально подойдут ему и по стоимости и по качеству. Нередко, приходя в магазин обоев, покупатели уже довольно подкованы в вопросах качества обоев и цены за рулон. Но возникает вопрос о количестве рулонов, которые нужны для оклейки стен обоями. Длина и ширина комнаты, подготовленной для ремонта равна 5м и 4м соответственно, а высота - 2,5м, при ширине рулона 0,5м и его длине 10м. Задания на работу с данной информацией: 1. Прочитайте внимательно текст, данные, приведенные в нем, оформите в виде таблицы. 2. Рассчитайте на основании данных ориентировочное количество рулонов обоев для оклейки комнаты. 3. Оцените значимость и рациональность приобретенных умений. Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; помогает развивать умения учащихся
моделировать, проектировать и конструировать; также при этом реализуется принцип дифференциации обучения. В статье я хотела показать возможность применения проблемно-ситуационных заданий при обучении технологии, а приведѐнные примеры могут служить ориентиром для вашего творчества. Было бы ваше желание работать современно!
В раздел основное общее образование