Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"И в небесах я вижу Бога..." (Православный взгляд на творчество М. Ю. Лермонтова)

мероприятие

Автор: Маликова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 2, город Чаплыгин, Липецкая область

Смотреть презентацию



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

МБОУ СОШ №2
«И в небесах я вижу

Бога…»

(Православный взгляд на

творчество

М. Ю. Лермонтова)
Учитель Маликова Л.И. Г.Чаплыгин 2014
(Слайд №1,2)
Вед.
В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Открывая сегодня некоторые страницы творчества М.Ю. Лермонтова, его лирические страницы, мы положим в основу нашего разговора православный взгляд на творчество великого поэта. Сразу же после гибели поэта возникла целая наука – лермонтоведение ( как в отношении Пушкина – пушкиноведение ). И ныне это сотни работ: книги, статьи. Но что общего в этих работах, написанных для широкого круга читателей. Слеплен образ Лермонтова – бунтаря , романтического одиночки богоборца. А мы сегодня постараемся рассмотреть другой взгляд на творчество поэта, начиная с самого популярного, знаемого всеми без исключения, стихотворения «Парус»
Вед.
В сентябрьском письме к М.А. Лопухиной от 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет: «Москва – моя родина и всегда ею и останется. Там я родился, там много страдал, и там же был слишком счастлив! – лучше бы этих трех вещей не было, но что делать!» В Петербурге он чувствует себя именно блудным сыном… В этом письме и появляется впервые его, лермонтовская притча о блудном сыне, блудном парусе… (Слайд 3) Звучит стихотворение «Парус»
Вед.
Итак, парус – мятущийся, мятежный, чуть ли не революционный – так воспринимался всегда образ паруса. А сейчас мы услышим другую точку зрения
современного критика – литературоведа Олега Ефимова о православном восприятии этого стихотворении. Блудный сын … Есть евангельская притча о блудном сыне. Вспомним сначала ее. (Слайд 4)
Уч-ся.
Вот уже больше века советская лермонтоведение хранит в архивах не одну диссертацию по поводу «Паруса», в суждения похоже, как близнецы. Богоборец. Революционер. Титан. Достаточно известно эмоциональное высказывание религиозного мыслителя В. Розанова, созвучное мыслям тех, кто по-другому в православном аспекте увидел творчество Лермонтова: «Он знал тайну выхода из природы – в Бога, и «стихий» к небу… этот 26-летний юноша имел ключ к той гармонии, о которой вечно и смутно говорил Достоевский.» Именно с образом паруса – корабля связана основная тема – общая для большинства его произведений, образ ищущий, мятущейся души, образ блудного сына, забывшей о Небесном отце, - один из главных образов русской литературы. Не воспевает, а оплакивает автор демоническую одержимость Паруса, гонимого неизвестно куда, а, главное, зачем. Блудный парус, лишенный великой благодати любви, ищущий в чужом краю, в «стране далекой» что-то нечто неопределенное. С большей определенностью можно сказать о том, что потеряно «в краю родном». В самом себе искажены Образ и подобие Божие, то, что отличает человека от всех других Божьих Тварей – бессмертная душа. Но стихотворение не окончено. М.Ю. Лермонтов не готовил его к публикации в током виде, в письме оно представлено как набросок, в конце которого стоят точки. Есть начало истории о Парусе, есть его эмоциональное, душевное состояние, есть путь, вернее беспутье. Но нет
конца пути. Куда придет? Вернется ли к Отцу? Буря, непогода сменяются покойной солнечной тишиной, перемена жизненных обстоятельств очевидна. Есть надежда на Милость Божию, дарующая вновь родную тихую гавань. Мне видится, что именно об этом должно быть в финале, о возращении блудного сына.
Вед.
С легкой руки одного из лермонтоведов все отроческое творчество Лермонтова было охарактеризовано как ученическое. А ведь правда в том, что поэт, начавший писать с 14 лет, почти сразу начал чувствовать, мыслить как зрелый и своеобразнейший русский поэт. Уже в этом возрасте он с упорством пытался постигнуть вечные вопросы бытия: Бог, жизнь, смерть, бессмертие, грех, любовь, одиночество, природа, дружба. Итак, подтверждение этому его стихотворение «Молитва». (1829 г.)Человек подвержен страстям, их очень много. И каждый верующий человек знает, что в основе человеческой жизни лежит борьба с грехом вообще , в частности, со страстями. 15 лет поэт молил Господа не карать его за то, «что редко в души входить живых речей твоих струя». Он просит Творца освободить его от страстных желаний, которыми наполнена земная жизнь. (Слайд №6) Звучит стихотворение «Молитва».
Вед.
Следующее стихотворение под таким же названием – «Молитва» написано в 1839 году. Мало кто знает, что в 12-14 лет в Тарханах, в храме во имя прп. Марии Египетской Михаил Юрьевич Лермонтов учувствовал в таинстве Крещения крестьянских детей, становился им крестным отцом (это документально зафиксировано, известны имена его крестников). Во втором своем
стихотворении «Молитва» поэт молит Господа не о своей душе, а о душе другого человека, очень близкого ему и дорогого. Считается, что это стихотворение поэт посвятил Вареньке Лопухиной-Бахметьевой, которую Лермонтов любил всю свою недолгую жизнь. (Слайд № 7) Звучит стихотворение «Молитва».
Вед
. Нужна ли молитва человеку? Нужна. В ее живительной силе никто уже не сомневается. Она как глоток чистого воздуха! Она как родник живой воды – исцеляет, оберегает от бед, дает силы в преодолении всех невзгод. У М.Ю.Лермонтова есть еще одно стихотворение под названием «Молитва», наверное, самое известное из трех. Один из оптинских старцев прп. Варсонофий говорил, что это стихотворение об Ииусовой молитве. Почти восемьсот композиторов написали музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. И сейчас мы послушаем романс на его стихи. (Слайд №8). В исполнении уч-ся звучит романс «Молитва».
Вед.
Душевным жаром наполнено ещё одно юношеское стихотворение поэта – «Ангел». Когда дух сомнения и отрицания не коснулся его. Вероятно, для создания этого стихотворения послужили воспоминания поэта о матери, которую он так рано потерял. Ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню. Душа не помнила этой песни, но память о ней осталась. Земные же песни не смогли заменить её тех небесных звуков, которые она знала, поэтому душа томится в земной Звучит стихотворение «Ангел»

Вед.
Лермонтов – особенная и непреходящая любовь русских читателей. За свою короткую жизнь он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений – о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. (Не говоря уже о прозе и главном его лирико– психологическом романе «Герой нашего времени»). А сейчас мы услышим лермонтовский шедевр - стихотворение «Ветка Палестины». В стихотворении ветка Палестины является символом добра и любви. Но после грехопадения человека был нарушен покой, нарушена идеальная гармония и красота. Нам в современном мире очень часто не хватает добра, любви, дружбы, покоя. Чтение таких стихов как «Ветка Палестины» приводят нас умиротворение состояние , к появлению мыслей о смысле жизни, о тщетности борьбы за место под солнцем в нашем таком коротком земном пребывании.(Слайд №9). Звучит стихотворение «Ветка Палестины».
Вед.
Только тогда, когда мы смиряемся, когда хотим постигнуть евангельские истины, к нам приходит осознание того, для чего мы живём на земле. Вот, наверно, в таком состоянии покоя и смирения и создаются гениальные строки. И сейчас мы услышим ещё один шедевр М.Ю. Лермонтова, который был создан, я уверен, в состоянии полной душевной гармонии – стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Поэт как бы даёт развернутую картину Божьего мира - - но этот мир – «пустыня», то есть место пустое от людей. (Так понимали русские люди это слово ещё в средние века). Поет противопоставляет человека и природу, как он
делал это не раз. ( Таким ощущением противопоставленности человека и природы после Лермонтова обладал, как говорят, лишь Бунин). (Слайд №10) Звучит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Звучит романс «Горные вершины»
Вед.
Одна за другой возникают лермонтовские поэмы «Кавказский пленник», «Измаил-бей», «Боярин Орша», «Сашка», «Песня про купца Калашникова», «Беглец», в которых герои бились за своё счастье, совершая при этом страшные преступления: убийства, измены похищения, нарушения клятв. Во многих из этих поэм действия происходят на Кавказе. Через все эти поэмы проходит тоска души поэта – отрока и потом юноши из-за той резко дисгармонии, в которой человек находится с творением Божиим – природой. Сейчас мы услышим отрывок из стихотворения ( или неоконченной поэмы) «Я к вам пишу, случайно , право…», звучащей очень актуально, где Лермонтов описывает бой при реке Валерик в Чечне. Стоит вообще прислушаться к тому, что написал Лермонтов о Кавказе, где ставится вечный вопрос о войне: зачем? Зачем человек воюет под таким ясным и необъятным небом, под которым места много всем!(Слайд №11) Звучит стихотворение «Валерик».(Слайд № 12)
Вед.
Подчеркнём так же главное – офицер Лермонтов храбро сражался с чеченцами, но ни в его стихах, ни в письмах нет ни строчки ни то что ненависти, даже пренебрежения к своему противнику (как в прочем и во всей русской классической литературе). Нигде мы не
найдём у Лермонтова чувства упоения бою. Это, скорее всего, трагический реквием о раненых, мучающихся и умирающих бойцах взоры которых обращены к дому, родителям, семье. Конечно, в творчестве М.Ю. Лермонтова есть строки, преисполненные болезненных сомнений, сеть строки, в которых скрыта такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли: «И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…», но в противовес этому есть и другие строки. Например, стихотворение «Родина», которое мы сейчас услышим. Любовь к Родине, к Отечеству, к её степям, лесам, к её избам, покрытым соломой, к её деревенским мужикам, наконец. (Слайд № 13) Звучит стихотворение «Родина».
Уч-ся.
С отрочества и до конца дней жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Поэма требует особого, отдельного разговора, скажем только кратко. Демон – это злой дух из невидимого человеку мира, неустанный искуситель человеческой души, главной целью которого является гибель человеческой души, главной целью которого является гибель человеческой души, определение как можно больше человеческих душ в ад. И демон Лермонтова – это не литературный персонаж, не авторская фантазия, а сам Сатана. «Меня терзает дух лукавый…» Эта строка из поэмы как раз о борьбе, о ежедневной борьбе, постоянной, всю жизнь, с духом зла. И Лермонтов, как и другие русские православные писатели – Пушкин, Гоголь, Достоевский, имел опыт борьбы с Сатаной и его войсками. Смех за левом плечом человека раздаётся часто… В последние дня в Пятигорске летом 1841 года поэт жил очень напряженной
внутренней жизнью. Перед отъездом Лермонтова из Пятигорска на Кавказ писатель В.Ф Одоевский всю ночь проговорил о евангельских истинах и подарил ему записную книжку, где на первой странице сделал в память о беседе выписки из последний св. апостолов Павла и Иоанна. Вот выписки из Второго послания к Коринфянам, где апостол Павел рассказывает о своих трудах и ранах: «Я… был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников… в труде и в изнурении… В голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе…» Вот откуда родилось последнее стихотворение М.Ю. Лермонтова «Пророк».
Вед.
Пророки, апостолы и другие святые угодили Богу своей праведной жизнью. Многие из них за свою веру в Ииусуса Христа и проповедь испытывали гонение, приняли жестокие мучения и часто смерть. Проповедуя тернистый путь, путь по заповедям Божьим, мы видим, как пророк встречает сопротивление со стороны людей. Он стал гоним, провозглашая Любовь – основу христианского учения. (Слайд №14). Звучит стихотворение «Пророк».
Уч-ся
. «Пишу вам, мой друг, под тяжелым впечатлением, только что полученного мной известия. Лермонтов убит Мартыновым. Я лично в тот час же почувствовал большую пустоту…Это был один из тех людей, с которыми я любил встречаться. Он присутствовал в моих
мыслях, моих трудах; его одобрение радовало меня. Во время его последнего проезда через Москву, мы очень часто встречались. Я никогда не забуду нашего последнего свидания, за пол часа до отъезда… Он говорил со мной о своей будущности, о своих литературных проектах, и среди всего этого он проронил о своей скорой кончине несколько слов, которые я принял за обычную шутку с его стороны… (Юрий Самарин. Из письма Ивану Гагарин. 3 августа 1841 года. Москва).»
Уч-ся.
Мартынов – однокашник Лермонтова по гвардейской школе. Однако тогда, в юнкерские годы, у Мартынова не было оснований завидовать Лермонтову, а теперь были. И он завидовал. Не успехам своего друга- врага в дамском обществе, тут Николай Соломонович был слишком уж в себе уверен. И не литературной славе – на нее он и не претендовал. Может это покажется забавным, но Мартынов завидовал, и, видимо мучительно, храбрости сосланного поручика, его репутации отличного боевого офицера, которой не смогли помешать ни гонение, ни опала. Ведь сам Мартынов оказался совершенно не способным к службе действующей армии. На столько не способным, что вынужден был подать в отставку; не помогли ни письма влиятельных людей, ни протекция, ни связи его отца. Все те качества, которые выделяли Мартынова во время столичных маршировок – импозантная внешность, красивая выправка – выглядели здесь на Кавказе, в походных условиях попросту смешными. (Слайд №15)
Вед.
Одно из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Оно полно глубочайшего, живого чувства. Оно так светло и трепетно,
что никогда не устареет и не канет забвения покуда жива русская душа, покуда мы храним сокровища русской речи. Поэт, следуя святоотеческой традиции, пишет о своей смерти и опять-таки, говорит не прямыми словами, а содержанием всего стихотворения. Звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу». ( Слайд №16).
Вед.
Итак, мы увидели, что М. Ю. Лермонтова можно назвать религиозным поэтом, христианские мотивы достаточно выражены в его творчестве. И самое главное, что знакомство с творчеством поэта и его дальнейшем покажет нам, что трагические сомнения и поиски смысла жизни не лишали его веры в светлый Высший мир, из высот которого земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Будем же наполнять нашу земную жизнь Верой, Добром, Любовью, чтобы приобретаемый духовный опыт служил нам во благо и во спасение. (Слайд №17). И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. Ираклий Андронников 1988 г. Лермонтов – рисунок « Чета белеющих берез »


В раздел основное общее образование