"Метод учебного проекта на уроках математики"
методическая разработка
Автор: Дмитриева Людмила Александровна, учитель математики, МГОУ школа-гимназия №1, город Краснознаменск, Московская область
Смотреть презентациюВ раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Метод учебного проекта на уроках математики
Дмитриева Л.А., учитель математики МГОУ школы-гимназии № 1 г. Краснознаменска «Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к обучению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Т. Ушинский. Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить заказ общества. При традиционном способе преподавания, учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, нанося тем самым ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. В данное время существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости. А мы знаем, что математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса, важным компонентом в развитии личности. Очень часто под основными целями математического образования подразумевают подготовку к будущей профессии, к поступлению в ВУЗ. Но не менее важно развивать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, навыки алгоритмического мышления. Каждому, с одной стороны, необходимо умение анализировать,
отличать гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, с другой стороны, - развить своё воображение и интуицию, иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности, а задача учителя – организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. Всего этого учитель может достичь, применяя один из методов обучения –
метод проектов
. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо- культурной среде. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, который позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и, таким образом, при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний), все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности,
получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; проведение сбора данных; анализ полученных данных; оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.). Работа над проектом тщательно планируется преподавателем, т.к. это не «ежедневные» технологии, и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы. Несомненно, быть руководителем проекта гораздо сложнее, чем учить детей по учебнику. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. Он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если всё делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик себя проявит. Математика – наука «замечательная». В ней нужно замечать, а для этого следует побуждать учеников к поиску истины.
Учебный проект «Природа пространственных
геометрических фигур»
Методический паспорт
1) Тема: Природа пространственно-геометрических фигур. 2) Цели: Образовательные - обеспечить в ходе урока закрепление основных понятий объёмных геометрических фигур - научить планировать и анализировать свою работу, осуществлять самоконтроль, работать в заданном темпе - продолжить формирование умения работы с различным справочным материалом, с библиотечным каталогом и в интернете
Воспитательные - способствовать трудовому воспитанию - обеспечить направленность на формирование основных мировоззренческих идей, материальность мира, его познаваемость и причинно-следственные связи - продолжить формирование умения работать в группе умение вести дискуссию слушать и слышать собеседника отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами умение находить компромисс с собеседником Развивающие - формирование умения анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, ставить и разрешать проблемы - развитие логического мышления учащихся, развитие и обогащение речи - формирование умения вычленять главную мысль - формирование умения применять ЗУН в жизненных ситуациях - развитие творческих способностей учащихся 3) Учебно-педагогические задачи: - повысить мотивацию изучения предмета - научить владению современными информационными технологиями - развить творческие способности учащихся - сбор и анализ информации 4) Возраст учащихся: ученики 5 «Б». 5) Время работы над проектом: 2 недели. 6) Режим работы: урочно-внеурочный. 7) Материально-техническое и методическое оснащение: для успешного осуществления проекта необходим справочный материал, компьютер, сканер и принтер, цветная бумага, клей, пазлы, деревянные брусья, пластилин. 8) Для решения поставленной проблемы ученики обращались за помощью к учителям информатики, труда, математики, истории, МХК и к родителям.
9) ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы со справочным материалом навыки работы с компьютером умение анализировать, систематизировать имеющийся материал умение делать выводы умение публично представить результаты своей деятельности умение самостоятельно склеить геометрические фигуры и построить из них сооружения: в виде крепостей, замков, башен, церквей и т.д. 10) Учащиеся с удовольствием берутся за решение поставленной проблемы. Такая работа у них впервые, поэтому вызывает интерес. Между различными группами возникает дух соперничества, стремление выполнить проект лучше других. Ребята строят макеты различных башен: Лондонской башни Биг-Бен, Тауэрского моста, крепостей, церквей и т.д. Постепенно ученики увлекаются работой, и цели, поставленные учителями, становятся личными целями учащихся, что обеспечивает устойчивую мотивацию работы над проектом. 11) Предполагаемые приращения: интерес к данной теме примеры применения объёмных фигур в современной жизни самостоятельное построение крепостей, замков, башен с использованием объёмных фигур 12) Новые методические приёмы: учебное исследование, спроектированное в соответствие с моделью научного исследования. 13) При выполнении проекта школьники научились: оформлять собранный материал собирать отдельные части в единый блок самостоятельно работать со справочными материалами самостоятельно принимать решения анализировать, сравнивать и выделять главное
объективно оценивать результат своей деятельности подчинять свой характер, темперамент, время интересам группы уметь красиво использовать свои ЗУН для построения различных зданий: либо исторических из литературы, либо фантастических – на развитие мыслительной деятельности. 14) Автор-разработчик: учитель математики СШ № 1726 Дмитриева Л.А. 15) Апробирован проект в 5 «Б» классе СШ № 1726 в 2008 году.
Описание хода осуществления учебного проекта
Тему проекта подсказали сами ученики. Во время урока по теме «Куб и параллелепипед» я рассказывала историю возникновения названий этих фигур. Их это очень заинтересовало, а один ученик спросил о возникновении названий других объёмных фигур, таких как конус, пирамида, призма, цилиндр, шар. В ходе урока, они узнали, что очень давно, когда не было ещё машин, тракторов и другой техники, люди для перемещения тяжёлых грузов с одного места на другое использовали катки из дерева. Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок, который и служил катком. Так произошло слово «цилиндр», от греческого слова, означающего каток, валик. Происхождение и свойства других фигур я предложила им выяснить самостоятельно на проектном уроке. Таким образом, возникла идея исследовательского урока под названием «Природа геометрических пространственных фигур», на котором предстояло выяснить почему фигуры получили именно такие названия, изучить конкретные свойства предметов и найти примеры практического применения геометрических фигур в архитектуре, живописи, других жизненных ситуациях. Для пятиклассников такая работа представляла определённые трудности, т.к. они имели небольшой опыт самостоятельной групповой деятельности. Поэтому роль учителя велика на всех этапах проекта. Работа была разбита на 4 этапа: 1 этап: происходит погружение в проект. Учитель разъясняет каждый этап проектной деятельности, даёт рекомендации для успешного прохождения
каждого из этапов. На этом этапе формулируются проблемы, определяются цели и задачи. Цели: изучить свойства геометрических фигур найти примеры использования пространственных геометрических фигур в окружающем мире научиться находить сходства и различия между геометрическими фигурами. Задачи: собрать и проанализировать информацию по теме «Природа геометрических пространственных фигур» найти вырезки с изображением примеров использования геометрических фигур построить макеты сооружений с использованием изученных геометрических фигур Определившись с целями, ребята разбиваются на группы, распределяя обязанности в группе и планируя свою работу, затем начинают работу по сбору информации. Чтобы выполнить работу, им необходимо привлечь не только математические знания, но и знания в области истории, информатики, МХК, ИЗО. На этом этапе школьники посещают библиотеки, беседуют с учителями и родителями, работают в интернете. Всю собранную информацию анализируют, выбирают главное и приступают к оформлению результата. На первом уроке ребята рассказывают историю происхождения названий пространственных фигур, исследуют элементы геометрических фигур, и с помощью наводящих вопросов учителя, глядя на модели фигур, выясняют, что фигуры подразделяются на плоские и пространственные. На презентацию пятиклассники приходят каждый со своей моделью Презентация – один из самых главных этапов проекта. Она происходит в виде игры – соревнования. Ребята разбиваются на 3 группы.
Каждый презентует свою модель, составленную из картона, деревянных брусьев, спичек и т.д., называя фигуры, из которых она состоит и описывая их свойства поочерёдно (см. приложение). Далее команды показывают друг другу свои вырезки применения геометрических фигур в окружающем мире. Оппоненты должны угадать какие фигуры изображены на вырезках. Побеждает та команда, которая определит больше всех фигур, изображённых на картинках.
Затем ребятам предлагается вылепить из пластилина цилиндр, конус, шар, призму и пирамиду и исследовательским методом, путём наблюдений, найти и записать в таблицу сходства и различия фигур. Конус Пирамида Призма Цилиндр Призма Пирамида различия различия различия сходства сходства сходства Каждая группа по очереди представляет свои результаты. Ребята из других групп внимательно слушают, дополняют, исправляют, задают вопросы. Каждый из них почувствовал себя исследователем. На четвёртом этапе детям предлагается составить из пластилиновых фигур разные геометрические композиции и определить, какая фигура здесь лишняя и почему.
Ребята высказывают своё мнение, слушают мнения других, соглашаются или возражают, вступают в дискуссию. 5) Последним этапом была игра «Угадайка». Водящий одной из команд загадывает название фигуры, остальные игроки по очереди задают ему вопросы, пока не отгадают, что задумано. Вопросы можно задавать всякие и сколько угодно много. Отвечать на них водящий игрок может только «да» или «нет». Вопросы могут быть такого характера как: «Есть ли у задуманной фигуры ребро, основание, вершины?» и т.д. Ребята активно участвовали и получили массу приятных впечатлений. Продуктом проекта стали построенные ребятами модели сооружений и знания о свойствах геометрических фигур. А сама презентация – праздником. Вывод: Осуществление данного проекта позволило учащимся развить навыки работы в интернете. Работая над проектом, учащиеся углубили свои знания по математике, получили некоторые навыки исследовательской деятельности, находили практическое применение полученных знаний. Кроме того, школьники приобрели навык сжато излагать мысли, оформлять результаты, доводить дело до конца, взаимодействовать с окружающими. Проектная деятельность способствует истинному обучению, позволяя воспитывать самостоятельную личность, развивая её творческие и умственные способности.
Приложение (образцы нескольких моделей)
Литература
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.: АРКТИ, 2003. - 112с. 2. Проектный урок. Сборник статей / Под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой, редакторы - составители Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина. - М.: МИОО, 2006 ( Серия «Ученическое проектирование». Вып.1.) 3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ.2006. - 80 с. 3. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Величко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.: ил. 4. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с. 5. Манвелов С.Г. Конструирование современных уроков математики. – М.: Просвещение, 2002.
В раздел основное общее образование