"Дайте мне на родине любимой,все любя спокойно умереть..."(урок-композиция по лирике Есенина)
Урок
Автор: Ильина Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей г.Пугачева", город Пугачев
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Пугачева
«Дайте мне на родине любимой,
все любя спокойно умереть…!»
Литературная композиция
по лирике Есенина
Выполнила:
учитель Ильина Ю.Ю.
2015г.
Цель: - воспитание чувства любви к России, к русской поэзии, к «малой родине», вос- питание читательских вкусов. «И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посе- редине, оплаканная русским певцом Россия» В. Астафьев «В стихах моих читатель должен глав- ным образом обращать внимание на ли- рическое чувствование и «образность». С. Есенин
С Есениным пришел в русскую литературу русский поэт от земли, художник с широкой и нежной душой. Он сказал о родной земле, о России так, как до него не говорил никто. Навер- ное, самое высшее призвание поэта – это жизнь стихов среди людей, то, когда на его стихи сла- гаются песни, а исполняются они при этом, как народные. Начать наш разговор о Есенине мне хотелось бы с рассказа В. Астафьева «Есенина по- ют» (журнал «Литература в школе» № 2, 1989г.) Для каждого из вас существует свой Есенин, свое понимание его стихов. Было дано за- дание, подготовить то стихотворение, которое на ваш взгляд является своеобразным литератур- ным памятником, выражающим сокровенные мысли творчества поэта. Итак, начинаем бенефис по стихам поэта С.Есенина. (Дети читают наизусть, с литературоведческим анализом, отстаивают свою точку зре- ния). Чувствование природы, природа чувствует себя по-человечески, а человек ощуща- ет кленом, деревом.
Стихи
«Стережет голубую Русь» «Клен ты мой опавший» (элементы поэтики, образы-символы, чувства) «Словно я весенней гулкой ранью…» Учитель: - Как работает цвет у поэта? Как это способствует передаче тончайших чувств чело- века?
«Не жалею, не зову, не плачу» группа № 1
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенна, Что пришло процвесть и умереть. 1. Нам представляется, что в этом стихотворении лирический герой, оглядываясь на свою жизнь, ощущает тленность мира, но не чувствует трагической обреченности. Прожив жизнь в неразрывном единстве с природой, он воспринимает свой уход как такой же естественный процесс, что и увядание в природе. 2. Но кроме мотивов угасания в последних строчках каждой строфы слышатся прекрас- ные воспоминания о молодости и всплывают нетленные образы « страна березового ситца». Увидели мы и «нелепый образ» 2розового коня» - перечитаешь строки, и неожиданно раскрывается картина – вероятно конь был белый, но в лучах восходя- щего солнца стал розовый и все вокруг кажется розоватым, в дымке…» 3. Нам кажется, что жизнь человека подобна весне, она такая же короткая как «белых яблонь дым», быстро проходит юность - «буйство глаз и половодье чувств» и, огля- дываясь на прожитые годы уместно сказать «жизнь моя, иль ты приснилась мне?».
«Я покинул родимый дом» группа № 2
Я покинул родимый дом Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. 1. Нам кажется, что в этом стихотворении природа не просто живая – она сама человече- ская душа, а лирический герой ощущает себя кленом, потому, что тот старый клен, го- ловой на меня похож. (В народном творчестве клен - кудрявый, если посмотреть на портрет Есенина, то у него были кудрявые русые волосы). Клен в лирике Есенина один
из самых любимых образов, но в этом стихотворении клен настолько очеловечен, что даже оговариваться приходится «Старый клен на одной ноге», как если бы речь шла о человеке. 2. Сюжет стихотворения кажется только внешне простым, возьмем маленький кристаллик из текста. «В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». Эти стро- ки мы объяснили бы так: долго мать растит сына, но неизбежен час, когда она должна отдать его миру, расстаться с ним, и дальше до дней неизбежна ей тоска. Извечную ма- теринскую тоску разделяет природа, она же служит и утешением, и той нитью, которая не прерывается между сыном и матерью, для них эти «три звезды», которые можно од- новременно видеть в родных краях, и есть соединяющий ген в мире, знак. 3. В этом стихотворении поэт использует самые любимые цвета - голубой и золотой – это цвета заимствованы поэтом из древнерусской живописи (репродукции фресок Диони- сия или Рублева). Надолго останутся в нашей памяти незабываемые образы голубой Руси, отражение луны в воде, «как золотой лягушки», «старого клена на одной ноге».
« О красном вечере задумалась дорога» группа № 3
О прекрасном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманной глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется вглубь к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшим в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербатый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим Целует клюв нахохленной совы. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома Свисая с губ кивающих коров.
1. В этом стихотворении основное художественное средство, используемое Есениным - метафора. (Метафора – оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения). Получается целая цепочка: «заду- малась дорога», «осенний холод ласково и кротко крадется вглубь к овсяному двору», «обняв трубу, сверкает по повети зола зеленая из розовой печи», « нежно охает ячмен- ная солома, свисая с губ кивающих коров». 2. Самые удивительные образы: «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины», « тонкогубый ветер о ком-то шепчет». Здесь есенинское сердце, питая нежностью каждую строку, любовью пишет образ Родины. Строки этого стихотворе- ния не могут оставить нас равнодушными: настолько они близки и понятны нам, про- никнуты щемящей осенней грустью об уходящем лете, болью об ушедших людях. 3. В стихотворении показаны и милые сердцу предметы повседневной жизни и быта. Как будто наяву появляется окраина деревни: крайняя изба, смотрящая вдаль полей, маль- чик, смотрящий в окошко, холодный осенний вечер – красное небо, покрытая первым снежком полевая дорога, видится и хлев с мирно стоящей скотиной. Кругом осенний покой и тишина, окрашенные необычным цветом – красным, желтым, розовым.
«Этой грусти теперь не рассыпать» группа № 4
Этой грусти теперь не рассыпать Звонким смехом далеких лет. Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. Для меня было все новым, Много в сердце теснилось чувств, И теперь даже нежное слово Горьким плодом срывается с уст. И знакомые взору просторы Уж не так под луной хороши. Буераки… пеньки… косогоры Опечалили русскую ширь. Нездоровая, хилая, низкая, Водянистая, серая гладь. Это все мне родное и близкое, Отчего так легко зарыдать. Покосившаяся избенка, Плач овцы, и вдали на ветру Машет тощим хвостом лошаденка, Заглядевшись в неласковый пруд.
Это все, что зовем мы родиной, Это все, отчего на ней Пьют и плачут в одно с непогодиной, Дожидаясь улыбчивых дней. Потому никому не рассыпать Эту грусть смехом ранних лет. Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет. (1924) 1. Это стихотворение создано в годы, когда уже по стране прокатились бури революци- онных лет. Это стихотворение-раздумье, с оттенком грусти, той грусти, которую даже «не рассыпать звонким смехом лет», когда лирический герой был по настоящему счастлив и молод. Но эта пора быстро отцвела «и отзвенела». Даже «нежные слова» уже не звучат. 2. Изменились и родные просторы, которые под луной уже «не так уж хороши». Ушло со знакомых картин природы что-то неуловимо светлое, радостное. Не радуют глаз род- ные места. Изменился в этом стихотворении и цвет – «водянистая, серая гладь». Кру- гом неуютно и убого, потеряно что-то важное, необъяснимое. Не случайно в стихотво- рении часто повторяется местоимение «все», и от этой необъяснимой потери «легко зарыдать». 3. И, несмотря на грустный тон стихотворения, на образы созданные в нем, автор застав- ляет нас воспринимать все описанное естественно – ведь это родина, какой бы она не была. Родина, где «пьют и плачут в одно с непогодиной, дожидаясь улыбчивых дней», живет в лирическом герое неистребимая вера в лучшее
«Песнь о собаке» группа № 5
Утром в ржаном закутке, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом. А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшая гладь. А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков. В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачь Золотыми звездами в снег. 1. Наша творческая группа представляет стихотворение «Песнь о собаке». Нам кажется, что в этом стихотворении, да и в других, посвященным животным «Корова», «Лиси- ца», есенинская любовь к миру переходит в жалость ко всему живому, когда обостренное чувство жалости, боль о незащищенности «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. Это не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о его вине перед «братьями меньшими». 2. Уже само название «Песнь о собаке» соотносится с чем - то возвышенным, таин- ственным торжественным. В сюжет стихотворения положена обычная история с ощенившейся сукой и ненужными хозяевам щенятами, но под пером Есенина исто- рия приобретает трагическое звучание. 3. Любовь и горе матери, у которой отняли самое дорогое в жизни – детей, беззащит- ность доверчивой доброты перед тупой жестокостью – как много вобрали в себя семь стихотворных строф. Как много они говорят человеческому сердцу. В одном из последних стихотворений Есенин сказал о себе: «Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове» (1924) И, наверное, сегодня мы воспринимаем взволнованное слово поэта не только как приглашение любоваться красотой природы, но и как призыв защитить ее от разру- шения, небрежности, жестокости.
«Спит ковыль» группа № 6
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежестью полынь Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Знать, у всех у нас такая участь, И., пожалуй, всякого спроси- Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой, бревенчатой избы. По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга. Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть! (1925) 1. Это стихотворение было создано в последний год жизни поэта. Это раздумье о судьбе человека, которому выпало жить в переломное историческое время. И идут строки, пол- нее всего выражающие есенинское мироощущение: все вокруг нас живое, все способно ощущать, воспринимать, страдать, мыслить. «Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежестью полынь Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь». Именно в родных местах человеку действительно по-настоящему тепло на душе, именно здесь черпает он душевные силы. 2. «Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля».
В этих строках ощущается необыкновенная сила чувства, лиричность, почти сказочный пейзаж («Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя».) Есенин понимает, что Россия изменилась, но она не перестала быть его родиной. 3. Именно с этого стихотворения за Есениным закрепилось звание поэта «золотой бревен- чатой избы». Но даже в минуты горьких раздумий о своей судьбе, что «чужая юность брызжет новью на мои поляны и луга» у Есенина нет ни злобы, ни завести к новому. Любовь к родине, к Росси ничем не вытеснить из его сердца. И единственное сокровен- ное желание «дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть»! Учитель: Мы услышали на уроке много стихов Есенина, мне кажется, что в них живет душа русского человека, образы созданные Есениным навсегда останутся с нами. Читаешь его сти- хи и чувствуешь красоту окружающего мира, видишь милые сердцу пейзажа. Его стихи по- могают чувствовать «Родину», видеть другими глазами окружающий мир. Я вспомнила рассказ В.Астафьева «Есенина поют». Есть в нем вопрос «отчего же это пели и почему так мало пели и поют у нас Есенина?» На этот вопрос я бы ответила так,- мы стали черствыми людьми, нас не волнуют боль и страдание других людей так, как это волновало Есенина, мы не понимаем красоты окружающего мира, не чувствуем себя частью природы. Человек, чувствуя себя хозяином природы, относится к ней не по-хозяйски, не переживает за ее разрушение и разграбление. Есенинские стихи приходят к нам из детства, начиная со строк «Белая береза под моим ок- ном», становясь взрослее, мы читаем: «Вечером синим, вечером лунным был я когда-то кра- сивым и юным», образы созданные поэтом для думающего и читающего человека живут с нами, «бередят душу», наполняя ее светлыми воспоминаниями, необъяснимой порой радо- стью и грустью.
Список литературы
1.
Есенин С. Собрание сочинений в 2-х томах. Стихотворения. Поэмы.-
М.: Современник.- 1990
2.
Литература в школе.- №2.-1998.-№5.-1990
3.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь/под ред. П.А. Нико-
лаева.- М.: Просвещение, 1990
4.
Русская литература XX века. 11класс/ под ред. В.П. Журавлева.- М.:
Просвещение.-2007
В раздел основное общее образование