Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Дифференцированный подход в обучении географии"

статья

Автор: Щепилова Александра Владимировна, учитель географии, ДОШ I-III ст. №49, Донецк



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

Дифференцированный подход в обучении. Основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Эту работу я провожу постоянно. На основе выполнения кратковременных диагностических работ, наблюдений объединяю детей в подвижные группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик по разным учебным предметам может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться. Объединение детей в группы производится в зависимости от их ближайших перспектив обучения. Например, Объединяю учащихся и в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы. Используя идеи педагогической науки о способах управления учебной деятельностью, можно разработать логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий. Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию. Перед использованием дифференцированных заданий предусматриваю пути, какими каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно работает каждый ученик. Конечным результатом усилий учителя и учеников будет усвоение материала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный материал разными путями. Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме. Приведу примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм на различных уроках. Фрагмент урока № 1 Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание. Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает ученику, не мешая остальным.
Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведет к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом. Но я все время даю возможность слабым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый ученик класса, напоминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное описание алгоритма действия, а для сильного ученика я готовлю совсем другие карточки. Групповая работа: два-три ученика, закончивших самостоятельную работу, с разрешения учителя осуществляют взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения. Фрагмент урока № 3 Фронтальная работа: класс получает общее задание (самостоятельно проанализировать определенный тип задачи). Групповая работа: учащиеся тихо советуются друг с другом, пользуясь алгоритмом к установлению связей между величинами задачи и ходом ее решения. Индивидуальная работа (проводится одновременно с групповой): один из учащихся продумывает по индивидуальной карточке порядок анализа задачи. Фронтально-индивидуальная работа: подготовленный ученик анализирует задачу, привлекая к этой работе класс (ставит вопросы, вызывает кого-нибудь из товарищей для ответа). Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывает перед учащимися возможность перейти на более высокий уровень познавательной деятельности. Задания предлагаются на специальных карточках с указаниями условий их выполнения. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более трудное). Это формирует соот­ветствующую самооценку учащимися своих возможностей. Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю. Это обеспечивает обратную связь, благодаря чему я имею возможность подготовить дифференцированные задания к следующему уроку. Иногда возникает необходимость увеличить количество этапов, используя «эстафету» заданий по вариантам. Велика роль и дифференцированных домашних заданий, которые я также стараюсь индивидуализировать. Цель образования в географии – познание окружающего мира, существующего по своим объективным законам, и присвоение учеником общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, куда входят не только знания, но и общественно-выработанные ценности, нормативы, социально значимые ориентиры. Обучение при этом понимается не просто как передача знаний для заучивания, а как формирование личностных качеств ученика. Важнейшая сторона воспитания и его результат – формирование ценностно-этических ориентаций. Ценностно-этические ориентации невозможно преподать, как преподают то
или иное знание. Познавательное, основанное только на деятельности рассудка обучение здесь не приемлемо. Существуют два пути: прямое воздействие на эту сферу личности через обращение к эмоциям, нравственным ценностям и формирование ценностных ориентаций в процессе изучения географии посредством использования разнообразных способов апелляции к эмоциям и чувствам при рассмотрении отдельных вопросов, сюжетов, проблем жизни и деятельности людей, оставивший свой след в географической науке. Для нашего общества – это приоритет общечеловеческих ценностей и гуманизация как основная движущая сила педагогики мира. Педагогика мира формируется и развивается как составная часть нового мировоззрения – идеологии мира. Основными идеями педагогики мира являются: идея разумного мира, идея нравственного мира, идея человеческого мира. Эти идеи нашли свое отражение в целях школьной географии, которые формулируются следующим образом: I. Раскрыть географическую картину единого мира как составной части ноосферы Земли, для чего: -выработать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества и на пространственные особенности этой взаимосвязи; - способствовать формированию у учащихся экологического сознания, переосмыслению место и роли человека в природе; норм поведения человека, адекватных реальным условиям и возможностям; - раскрыть естественно-научные, технико-экономические и социально-экономические основы общественного производства, успешного участия в производстве и общественной жизни; - сформировать у учащихся умение пользоваться картами, справочниками, вести наблюдения на местности; - подготовить учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук; - развить у учащихся географическое мышление, научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им географические проблемы. II.Ориентировать учащихся на устранение существующих противоречий между странами, на развитие международного сотрудничества, для чего: - оказать пути разрешения соответствующих конфликтных ситуаций между странами; - убедить учащихся, что углубление международного сотрудничества – единственный путь создания гармонично развивающегося мира в интересах народов и отдельной личности. III. Способствовать формированию у учащихся сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, моральных норм и правил цивилизованного общения и общежития, для чего: - воспитывать у учащихся средствами географии неприемлемость к расовой и национальной розни; - развивать чувство патриотизма в непрерывной связи с интернационализмом; - формировать у школьников географическую культуру, которая не позволит им использовать во вред людям и природе колоссальные энергетические, технические, химические, психологические, человеческие возможности; - помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности; - внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, способствовать выбору жизненного пути. Цели обучения конкретизируются с помощью учебно-воспитательных задач, которые определяют основные требования к организации учебного процесса. Основной целью изучения в школе региональной географии – помочь школьнику познать природу, население, экономику того края, где он живет, увидеть его красоту; осмыслить
зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов; изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны природы; принять активное участие в социально значимой деятельности по улучшению среды своего обитания. Таким образом, цели изучения региональной географии реализуется в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде. В содержании географического образования выделяются следующие компоненты: 1. Научные основы содержания, включающие основные теории (географической зональности, размещение производительных сил и др.), методы географических исследований (картографический, сравнительный и др.). 2. Природные и социально-экономические объекты, отражающие структуру и пространственную неоднородность Земли (материки и океаны, горы и равнины, природные комплексы и т.д.). 3. Природные и социально-экономические процессы и явления на планете. 4. Материальные и культурные ценности, отражающие особенности существования. 5. Типовая структура географической характеристики территории, овладение которой школьниками будет способствовать познанию географических систем в их взаимодействии. В последние годы к содержанию географического образования стали относить еще два важных компонента: опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Опыт творческой деятельности отражает межпредметное содержание – умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельный выводы и др. В содержании школьной географии имеются огромные возможности для обучения школьников творческой деятельности. К сожалению, в действующих программах по географии этот компонент содержания образования отражен недостаточно. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы и ценностные ориентации, формируемые у учащихся в учебно- воспитательном процессе. Этот компонент содержания также еще не нашел достаточного отражения в школьной программе по географии. Вместе с тем именно в географии имеются огромные возможности для практической реализации этого компонента содержания. В новом стандарте школьного географического образования 2004 года имеются возможности для реализации опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, а также оценки уровня их сформированности. Прежде всего, необходимо активное внедрение методов проблемного обучения, позволяющих активизировать самостоятельную творческую учебную деятельность учащихся В образовательном стандарте основного общего образования по географии сказано, что «изучение географии в основной школе направлено на достижение…целей» из среди прочих выделено: - формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально – ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, в решения практических задач. В результате изучения географии выпускник должен среди прочего уметь: - выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений; - находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными ресурсами, необходимыми для жизни и деятельности
населения; демографической ситуации в России, размещения основных хозяйственных отраслей и производств, тенденций их развития. Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: - Оценивать последствия природных и антропогенных воздействий; - решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения улучшения; [ ] И т п., что достижимо при специально организованном, целенаправленном развитии критического мышления в ходе изучения географии.


В раздел основное общее образование