"Применение системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры"
статья
Автор: Ефремова Светлана Ивановна, учитель физической культуры, МБОУ СОШ №15, город Мичуринск, Тамбовская область
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Тема:«Применение системно-
деятельностного подхода на уроках
физической культуры»
Автор:Ефремова Светлана Ивановна, учитель физической культуры. МБОУ СОШ №15 г.Мичуринска Тамбовской обл.
Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности феномена - физическая культура. Сегодня, нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с этой неотъемлемой составляющей частью общей культуры человечества, являющейся компонентом здорового образа жизни. Физическая культура рассматривается преимущественно как специфическая реальность, как социальный процесс по овладению ценностями особого вида культуры, называемой культурой физической, которой отводится важнейшая роль в формировании и подготовки к зрелой жизни здорового молодого поколения. Именно поэтому президентская инициатива «Наша новая школа» предполагает усиление сохранения и укрепления здоровья учащихся. В этой связи назрела необходимость усиления просветительской деятельности направленной на укрепление семейных ценностей и межличностных отношений (взаимоотношения и общение учащихся с учителями и родителями средствами физической культуры). В условиях модернизации школьного образования, его оптимизации и поиска путей повышения качества без ущерба для здоровья, особого внимания требует физическое развитие учащихся. Исследования последних лет показывают, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности учащихся в режиме их деятельностного дня способствуют оптимизации основных систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и в конечном итоге интеллектуальной. Именно в
школьном возрасте важно сформировать осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, привить навыки здорового образа жизни. В период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации учебного процесса, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов организации и проведения уроков физической культуры. Совершенствование содержания и внедрение инновационных подходов к преподаванию физической культуры должны способствовать кардинальному изменению отношения к занятиям физической культурой и спортом как со стороны обучающихся и их родителей, так и со стороны педагогов. ФГОС при разработке учебных программ по физической культуре предусматривают возможность учета интересов школьников, их состояния здоровья и обеспечения условий для всех, кто хочет реализовать себя в будущей жизни или спорте. Традиционно процесс физического воспитания в школе, сводится на уроках к физическому развитию и физической подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, т.е. акцентируется на биологическом и двигательном аспекте. При переходе на новый стандарты необходимо ставить более широкие цели – воспитание учащихся посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры. На современном этапе все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентируется на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. МБОУ СОШ №15 г. Мичуринска Тамбовской области работает по новым стандартам с сентября 2011 года, поэтому уроки физической культуры по ФГОС ведутся уже четвертый год. При современном подходе преподавания физической культуры в школе, где применяются традиционные требования (образовательный, оздоровительный, воспитательный подходы), добавились еще и новые требования в образовательных программах преподавания, в которых соблюдаются принципы гуманизации и демократизации деятельностного подхода. Применяя элементы деятельностного подхода, все более актуальным становится осмысление на практике требований стандартов второго поколения ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования представляет собой совокупность требований. В основе стандарта лежит системно - деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрастным и индивидуальным особенностям. В основе системно - деятельностного подхода лежит главное условие ФГОС - не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать
Целью системно - деятельностного подхода является - воспитание личности, ребенка как субьекта жизнедеятельности. Быть субьектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результат. Поэтому, при разработке новых учебно-методических комплексов, программ стараюсь учитывать современные требования к процессу обучения, потребности учащихся и их родителей. Новаторским направлением моей деятельности является использование методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой . Для реализации современных программ и требований к процессу физического воспитания учащихся организовываю и осуществляю учебно- воспитательную деятельность на занятиях физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС. Применяю образовательные технологии на основе компетентностного подхода организации учебного процесса по физической культуре; научно анализирую умение использовать на практике современные методы оценки качества подготовки и инновационные методики профессионально- педагогической деятельности в области физической культуры и спорта; применяю инновационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности для повышения качества учебного процесса направленного на увеличение функциональных и двигательных возможностей в легкой атлетике, игровых видах спорта, аэробике, гимнастики и т.д. Результатом совершенствования профессиональной компетентности стало освоение технологий проектирования урока физической культуры в деятельностной, развивающей модели обучения. Пример применения инновационных технологий: 1.
Здоровьесберегающие
технологии
(внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья). 2.
Технологии
коллективного
обучения
(обучение в сотрудничестве, предполагающее организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими членами коллектива). 3.
Технологии разноуровнего обучения
(создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения). 4.
Технология
проблемного
обучения
(необходимость обеспечения более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых).
5.
Технология встречных усилий учителя и ученика
(обеспечение свободы в выборе средств, форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи, возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения). 6.
Компьютерные
технологии
(использование ИКТ в образовательном процессе). Учебный процесс и основную его форму - урок строю как интегрированную систему, состоящую из многих компонентов, важнейшим качеством которых является целостность. Исходя из технологических этапов проектирования урока, определяю следующие компоненты: -анализ и планирование новых образовательных результатов (целей) урока (личностных, метапредметных, предметных) и задач; -подбор видов учебной деятельности обеспечивающих достижение новых образовательных результатов; -выбор средств обучения и оценивания, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения образовательных результатов . При планировании и проведении урока опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий: -рациональная плотность урока; -включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; -оптимальное сочетание различных видов деятельности; -выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; -формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; -осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей; -создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; -включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития; -целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части. Урок физической культуры стал для меня творческой площадкой. В корне изменился подход к нему. Появилось такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Теперь я смотрю не на то, сдан
или не сдан норматив, а как ребенок совершенствуется. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: -анализировать свои действия; -самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; - отличаться мобильностью; - быть способными к сотрудничеству; - обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Чаще организую индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолеваю авторитарный стиль общения с учеником. Планирую свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулирую тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим. Стараюсь сама нацеливаться на сотрудничество с учениками и пытаюсь направлять учеников на сотрудничество со мной и одноклассниками, организую проблемные и поисковые ситуации, активизирую деятельность учащихся. Вывод делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровье сбережение; в центре внимания — дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки). Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников). Во-вторых, в основной части урока выделяю соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока - от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие
физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока зависит от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока включаю обязательную разминку (до 5— 7 мин), которая по своему характеру соотносится с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи. В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках я сообщаю школьникам соответствующие знания, формирую у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучаются способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. В заключение хочется отметить, что использование системно- деятельностного подхода в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.
В раздел основное общее образование