"Назывные предложения"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе
Автор: Ерёмина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия 1534, город Москва
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме «Назывные предложения» Цели урока: научить распознавать назывные предложения, находить их главный член, способствовать формированию навыка отличать главный член назывного предложения и подлежащего в двусоставном предложении, определять роль этих предложений в художественном тексте, статьях, газетных и журнальных очерках, выразительно читать назывные предложения. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Выборочная проверка дом. зад. (упр. 173 у слабых уч-ся) 3. Синтаксическая зарядка (1-й текст письменно, 2-й устно) -Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные). -В левый столбик запишите двусоставные предложения, а в правый – односоставные. «Осень в лесу» Осень. В эту пору лес особенно хорош. Воздух прозрачный, чистый. Ещё тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. Над озером туман, а в ложбинках сыро, пахнет грибами. На пригорках шуршат под ногами листья. Тишина и покой. Пролетит где-то над головой еле видимая глазу паутинка. Светло и радостно шагать по нарядному лесу. Люблю осень, люблю этот пёстрый ковёр из листьев и эту умиротворяющую тишину. «Летний вечер» Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Высокое небо над головой. Облака окрасило немыслимыми цветами. Одни из них похожи на корабли, другие на распластавшую крылья птицу, а третьи на лошадей, несущихся вскачь. Интересно следить, как меняется на твоих глазах форма и цвет облаков. Запрокидываешь назад голову и до рези в глазах следишь за маленькой точкой в вышине. Кто или что это? Птица? Самолёт? Вот она начинает снижение, и тут-то легко различить так высоко поднявшихся в небо стрижей. Но вот начинает смеркаться… 4. Изучение нового материала. а) Слово учителя. Раз уж мы начали разговор о пейзаже в литературе, попытались увидеть, как в словах можно передать настроения и ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся ещё к одному пейзажу и выразительно прочитаем поэтический текст, принадлежащий перу талантливейшего поэта ХХ века К. Бальмонта. Стихотворение называется «Родное» (на партах распечатанный текст для каждого) Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка, страшный тёмный бор.Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошёл в мельканье дней, Но лучше вас я ничего не знаю. Задания к тексту. – Отметьте грамматические основы предложений. – Чем выражены основы в большинстве предложений? - Какое значение придают стихотворению подлежащие? (Практически отсутствует действие, недвижность, неизменность, постоянство, тишина и вечная красота русского пейзажа. «Безглагольность» противостоит «целому миру» и «мельканью дней»). б) Запись предложений из стихотворений разных поэтов. 1) Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом. (В. Боков) 2) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок) 3) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. (А. Ахматова) 4) Мороз и солнце, день чудесный. (А. Пушкин) Задание. Назовите грамматические основы записанных предложений. в) Понятие назывных предложений + анализ сведений учебника (Параграф 31,стр.86 по Тростенцовой)
Примечание
для
уч-ся
(можно распечатку каждому предложить): выразительная ёмкость назывных предложений делает их незаменимым средством, которое помогает лаконично, в нескольких словах обрисовать картину и создать впечатление стремительного действия. Назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Ср.: Зима. – Вьюжная холодная зима. Зима с оттепелью. Распространить назывные предложения могут ТОЛЬКО второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. ВСЕ ВИДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ (согласованных и несогласованных, примеры выделены). 5. Закрепление. а) Запись под диктовку. Учащиеся должны найти назывные предложения. Весенняя ночь стояла над горами. Весенняя ночь. Под вечер подморозило. Россия – моя Родина. Люблю побродить ранним утром по лесу. Ясный зимний полдень. Пахло землёй и морозцем. Что за ослепительный морозный день! Век живи – век учись! Ночь светла. Осень, сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Четыре часа свежего раннего утра. б) Работа с учебником на стр.88 упр. 177 в) Тестовые задания (распечатка у каждого на парте)
1. Отметьте назывное предложение. а) Вот смеркалось. б) Дальний лай собак. в) Идём вдоль аллеи. г) Сильнее кошки зверя нет. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. Варианты ответа: 1, 2, 3, 4. 3. Укажите назывные предложения. а) По оврагу бежит ручей. б) Полная тишина. в) Шестой час дня. г) Это домик под толевой крышей. д) Тёмные массивы лесов. Ответ: б, в, д. 6. Домашнее задание: параграф 31, найти и выписать в тетрадь не менее 12 примеров назывных предложений из поэтических текстов. 7. Итоги, оценки
В раздел основное общее образование