"Крымская война"
конспект урока
Автор: Карданова Фатима Муксиновна, учитель истории и обществознания, МКОУ "СОШ №2 с. Алтуд", с. Алтуд КБР
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 с. Алтуд" Прохладненского района КБР Крымская война План урока по истории Отечества в 8 классе проведенного в рамках районного конкурса "Учитель года -2014". 19.03.2014 Разработала и провела учитель истории МКОУ "СОШ №2 с. Алтуд" Карданова Фатима Муксиновна Алтуд -2014Тема урока:
«Крымская война»
Цели урока
1. Изучить причины, ход и последствия Крымской войны.Показать, что война обнажила слабость Российской империи, оказала влияние на международное положение России, дала новый толчок последующей модернизации. 2. Формирование у учащихся навыков работы с картами, схемами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, использование мультимедийных презентаций и учебников. 3. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примере героев обороны Севастополя.
Тип урока:
комбинированный
Методы обучения:
рассказ с применением наглядных пособий, упражнений, беседа с использованием поисковых вопросов.
Материально техническое обеспечение
карта “Крымская война 1853-1856 гг.”, мультмедийная презентация
Новые понятия и даты: "
жандарм Европы",сферы влияния, реванш, изоляция, патриотизм; Крымская война (1853-1856гг.), Синопское сражение (18 ноября 1853 г.), Оборона Севастополя (сентябрь 1854 г. – август 1855 г.).
Ход урока
1. Организационный момент
1. Психологический прием расположения аудитории к преподавателю. 2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
«Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу» П.С. Нахимов. Тема нашего урока «Крымская война». Цель урока: ознакомление с событиями происходившими в ходе Крымской войны 1853-1856 гг. Работать будем по следующему плану: 1. Восточный вопрос и его обострение в середине XIX в. 2. Причины Крымской войны и ее характер. 3. Ход военных событий 4. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
План записан на доске
2. Изложение нового материала
Учитель:
Середина XIX века. Капиталистические страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта, сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Интересы их столкнулись в решении так называемого “восточного вопроса” вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока. Противоречия,
связанные с “восточным вопросом” продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века
Вопросы для беседы:
1.Вспомните, в результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (Русско-турецкая война 1828-1829 гг., территория от Сухуми до Поти). 2.Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция).
Учитель:
Таким образом, балканские народы были освобождены из-под турецкого гнета. Это было прогрессивное явление. (Показать по карте)
Вопросы для беседы:
А сейчас вспомним каковы были планы стран участниц "восточного вопроса" 2.Каковы внешнеполитические планы Российской империи на Балканском полуострове и Ближнем Востоке? (Укрепление позиций на Балканах, закрытие проливов для иностранных судов, обеспечение выхода российских кораблей в Черное и Средиземное моря и т.о, обезопасить южные границы России) 2.Какая связь существовала между внешней политикой Николая 1 и внутренним положением России? (Необходимо было отвлечь народ успехами во внешней политике. ) 3.Было ли преимущество России перед другими европейскими державам и в “восточном вопросе”? (Россию поддерживали народы Балканского полуострова и Закавказья)
Учитель:
В предстоящей войне Николай I рассчитывал на поддержку австрийского и прусского монархов, рассчитывая на благодарность за выполнения роли “жандарма Европы”.
Вопросы для беседы:
1.Вспомните, когда Россия выполняла эту роль? (Россия помогла подавить революционное движение 1848 года в Австрии и Пруссии) 2.Вспомните, какие цели преследовали Англия и Франция в процессе решения “восточного вопроса”? (Англия желала утвердить свое господство на Ближнем Востоке и Балканах, толкало Турцию на войну с Россией, надеясь еще больше ее ослабить и Россию и Турцию. Франции нужна была "маленькая победоносная война" чтобы укрепить власть Наполеона III)
Учитель:
Таким образом, завязался тугой узел противоречий. Николай I видел в Турции слабое феодальное государство. Он считал, что Франция еще не оправилась от революции 1848 года. С Англией он надеялся договориться, пообещав ей часть Турецких владений – о. Крит, Египет. Но расчеты Николая I были ошибочными. Он оказался недальновидным политиком. Россия оказалась в политической изоляции.
- Что же стало поводом Крымской войны? Работа с текстом учебника с. 94, абз.1(Формальным поводом к войне стал спор между католическим и православным духовенством о святых местах в Палестине). Запись в тетради: В октябре 1853г. Османская империя объявила России войну.
Работа с картой:
Учитель:
Военные действия 1853 года развернулись на двух фронтах – на Дунае и в Закавказье. Первые же военные действия показали слабость Турции. Особенно сильное поражение она потерпела в Синопском бою. (Видео)
Учитель:
Разгром Турецкого флота вызвал тревогу в западноевропейских странах. В западноевропейской прессе велась широкая антирусская пропаганда. Англия и Франция ввели свои эскадры в Черное море и объявили войну России. Вступление Англии и Франции в войну изменило соотношение сторон.
Работа с таблицей: Соотношение сил противников в Крымской войне
страна
Россия
Союзники
Вид армии
Рекрутская система
Всеобщая воинская
повинность
Военная
промышленность
Неразвитость военной
промышленности
Развитые капиталистические
отношения
Флот
Парусный флот (24 судна)
Паровой флот (258 судов)
Вид вооружения
Гладкоствольные
кремневые (300 шагов)
Нарезные ударные
(1300 шагов)
Боевой строй
Сомкнутый строй
Рассыпной строй
Определите соотношение военных сил в Крымской войне у Российской империи и союзных сил Англии и Франции
Работа с картой: Рассказ учителя по виртуальной карте
: Откройте карту в учебнике "Крымская война". Основные военные действия войны развернулись в Крыму. Крымский полуостров имел большое стратегическое значение. Он обеспечивал безопасность юга России (Кавказ, Балканы, южные губернии). В сентябре 1854 года 60-тысячная армия союзников (англичане, французы, турки) высадились около Евпатории на мысе Лукул (cхема) и двинулась к Севастополю, держась правого фланга берега вдоль которого следовал флот и остановилась перед русскими позициями у р. Альма. 8 сентября 1854 года здесь произошло кровопролитное сражение. Русская армия потерпела сокрушительное поражение. Войскам было приказано отойти в глубь полуострова. Такое распоряжение дал главнокомандующий русской армии князь
Александр Меншиков, прозванный за бездарное руководство "Изменщиковым". Таким образом в руках противников оказался Севастополь. Оборона Севастополя продолжалась 349 дней (13 сентября 1854 г. – 29 августа 1955 г.)
(Видео)
Работа с документами:
с. 100 раздел "документы"
- Из «Воспоминаний о Севастополе» В. Зарубаева
Ружья у нас были гладкоствольные ; французские пули Минье , введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается. Колотили как в кузнице. Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю , но все не помогало. Ружья, переделанные на нарезные, раздирались по нарезам. Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой.
- Определите событие и дату связанную с этим событием?
(Событие - оборона Севастополя, дата- 1855г.)
Можно ли сказать о том, что плохое вооружение русской
армии было одним из причин поражения в обороне Севастополя?
-Из приказа В.А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей. 11 сентября 1854г.
Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим противником отошли к Севастополю, чтоб грудью защищать его... Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход в рейд... Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами сил, чтобы держать корабли, обреченные жертве, но надо покориться необходимости...
- Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить
корабли, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и
нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?
(Потому, что оба понимали необходимость выполнения данного приказа)
Определите 5 причин поражения России в войне
Военно-техническая отсталость Устаревшее оружие Отсутствие железнодорожного транспорта Отсутствие паровых судов Плохое снабжение армии
Преподаватель:
В марте 1856г. заключен Парижский мирный договор. По нему Россия понесла минимальные территориальные потери: острова в дельте Дуная и южную часть Бессарабии. Однако тяжелыми были статьи, ограничивавшие военную мощь России: было объявлено о «нейтрализации» Черного моря, вход в него запрещен для военных судов, а на берегах запрещалось иметь военные арсеналы. Практически это означало, что Россия не может иметь военный флот на Черном море. Итог: война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть все новые и новые поражения от ушедшей вперед Европы.
3. Для закрепления материала выполним следующие задания:
Выскажите одним предложением:
- Что является главным итогом Крымской войны для России? - Что является главным итогом Крымской войны для Англии и Франции?
Докончите предложения, высказав свое мнение:
"Я считаю, что... "Потому, что... "Я могу доказать это тем, что... "Я делаю вывод...
Впервые в России:
Русская женщина Дарья Севастопольская (Александрова) стала первая «сестрой милосердия» в армии. Впервые на войне велась фотосъемка английскими фотографами. Впервые появились военные журналисты.
4. Выводы по уроку:
Война истощила Россию экономически, стали видны ее недостатки в управлении, в военном и социальном отношениях. Значительно ослаб авторитет России на международной арене.
Война имела одно положительное последствие для России:
Попробуйте определит какое?
(стало очевидно, что необходимы кардинальные перемены).
5. Задание на дом:
§ 14, с.94 Среди участников обороны Севастополя был артиллерийский подпоручик, ставший в дальнейшем великим русским писателем – Л.Н. Толстой. Прочитайте его «Севастопольские рассказы». Какие факты произвели на вас наибольшее впечатление? Можно ли привлекать это произведение в качестве источника? Аргументируйте свой ответ.
Литература и источники
Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. 8 класс. М. «Просвещение», 2010. Золотарев В.А., Козлов И.А., Шломин В.С. История флота государства Российского. Т.1. 1696 – 1941. М. «Терра», 1996. Энциклопедия для детей. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М. «Аванта+», 1997.
В раздел основное общее образование