Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Проектная деятельность учащихся на уроках технологии"

Статья

Автор: Конькова Ксения Валерьевна, учитель технологии, Орловское спец. ПУ, Орлов Кировская область



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации


Проектная деятельность учащихся на уроках технологии.
Конькова Ксения Валерьевна, учитель технологии Я предлагаю рассматривать метод проектов не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других». Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии. Каждый проект, включает пять основных компонентов: определение потребности и краткая формулировка задачи; набор первоначальных идей; проработка одной или нескольких идей; планирование и изготовление изделия; испытание и оценка изделия. Выполнение основных компонентов проекта рассмотрим на примере проекта « Вторая жизнь стульев» выполненного учеником 6класса. 
Первый

компонент

проекта.

Определение

потребности

и

краткая

формулировка задачи.
Главное, чтобы проблема не была искусственной, надуманной. Она должна быть реальной и актуальной для ученика. Ниже приведён вариант
обоснования возникшей проблемы
:
Школа это маленькая страна, где кипит шумная, активная и эмоциональная жизнь, от которой иногда хочется отвлечься, уединиться, успокоиться и собраться с мыслями. Для этого нужно комфортное место, где каждый предмет благодатно влияет на эмоциональное состояние. Этим местом может быть кабинет технологии, так как в нём проходит немного уроков, и он чаще всего бывает свободен. По нашей просьбе нам отвели уголок, куда поместили мы имеющуюся в школе мебель: две тумбы, мягкое кресло и два старых стула, так как купить новое, средств у школы нет. Поэтому возникает проблема, как улучшить комфорт и создать уют из имеющихся вещей. Присмотревшись к получившемуся интерьеру, было принято решение: дать новую жизнь предметам уже побывавшим в пользовании.
Выявление конкретной потребности

Как улучшить уголок психологической разгрузки? А) Сшить скатерти на тумбочки и накидку на кресло Б) Реставрировать старые стулья В) Декорирование тумб Вывод: Все идеи не плохие и если их реализовать, то таким образом можно улучшить уголок психологической разгрузки. Но так как стулья очень старые и отталкивают своим внешним видом, в первую очередь начну работу с них. Это исследования на тему: для кого данное изделие будет разработано и почему этому человеку оно необходимо. Формулировка задачи начинается обычно со слов «Разработать и изготовить….». Например:


Краткая формулировка задачи.
Спроектировать и реставрировать старые стулья для уголка психологической разгрузки. 
Второй компонент проекта.
Набор первоначальных идей.


Это размышления о вариантах выбранного изделия. Для изделий, изготовляемых из древесины, картона, ткани и металла, первоначальные идеи изображают на бумаге в виде эскизов. Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идеи: - приём «Банк идей» придумывая идеи, учащиеся свободновысказываются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей. - приём « Источник вдохновения». Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. - Приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания изделия. Ниже приведён вариант, как ученик размышлял над первоначальными идеями:
Вариант № 1 Отшлифовать, обработать морилкой, покрыть лаком Вариант № 2 Покрасить в желаемый цвет, продекорировать, поменять обивочную ткань «+» качественно «+» качественно «-» трудоемкая работа «+» оригинально «+» интересно в выполнении Способы реконструирования стульев. Вариант № 3 Поменять обивочную ткань «-» останется не эстетичный внешний вид
Вывод
: второй вариант реконструкции наиболее приемлем.

Третий компонент проекта.
Проработка одной или нескольких идей.
Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн-анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике я использую игры и упражнения для развития творческого воображения «Винегрет», «Фантастический образ» и т.д. А также, для проработка лучшей идеи, предлагаю ученикам проводить промежуточные исследования, например в проекте «Вторая жизнь стульев» ученик провёл промежуточное исследование основного цвета стульев, исследование декорирования стульев, исследование цвета ткани для обтяжки деталей стула, в результате чего ученик легко смог разработать требования к изделию. И детально обдумать базовый вариант изделия.
Требования к изделию
Наименование изделия Стулья Функция изделия Мебель для отдыха Потребители Взрослые и школьники Форма изделия Деревянный стул со встроенными мягким сидением и спинкой Размер изделия Стандартный Материалы Эмаль по дереву, пайетки, фанера, ватин, мебельная ткань «Флок» Способ изготовления Реконструирование стульев,
используя приемы декорирования Оборудование и инструменты Кисти малярные, игла, мебельный степлер, ножницы, электролобзик, шуруповерт Внешний вид Современный внешний вид Цветовая гамма Оттенки зеленого и желтого цвета Экологические требования Технологический процесс реставрации не наносит вреда окружающей среде и человеку Экономические требования Использование остатков ткани и фанеры удешевляет стоимости процесса реставрации
Детальное обдумывание базового варианта

Четвертый компонент проекта.
Планирование и изготовление изделия.
Планирование процесса изготовления изделия предусматривает разработку технологической карты, анализ выбранных способов изготовления в соответствии, с имеющимися знаний и умений, наличием необходимых материалов и оборудования. Эта работа занимает большую часть времени, отведённого на проект. Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определённым знаниям, умениям и навыкам: - коммуникативным, -навык по преобразованию материалов, -навык работы с информацией. Перед тем, как что-либо изготовить, надо взвесить, во что обойдётся
предлагаемая работа. Какая будет выгода или убыток? Ответы на эти вопросы дают экономические расчёты. Таким образом, необходимо учить школьников поступать рационально, проявлять предприимчивость, находчивость, смекалку, чтобы изготовить полезную вещь с минимальными материальными затратами, из недорогих материалов и, вместе с тем, наделив её целым рядом достоинств. Ниже приведён пример, как ученик делал расчёт себестоимости затрат на реставрацию стула.
Экономическое обоснование
Исследование ассортимента изделия Таблица №1 Учреждение Что предлагается Название материалов Цена 1. Магазин «Мебель» г. Орлов Стул на металлическом каркасе Металл, искусственная кожа 600 руб. 2. Магазин «хозтовары» г. Орлов Стул на металлическом каркасе Металл, искусственная кожа 650 руб. 3. Магазин «Мебель» г. Киров Стул деревянный Дерево, мебельная ткань «Флок» 1500 руб. Расчет себестоимости затрат на реставрацию стула Таблица № 2 Наименование используемых материалов Цена Расход материалов Стоимость 1. Эмаль зеленая 90 руб/кг 0,5 кг 45 руб. 2. Пайетки 6 руб./пак. 2 пак. 12 руб. 3. Ткань Флок - 1 м кв. (остатки) - 4. Ватин - 0,5 м кв. (остатки) - Итого: 57 руб.
Вывод:
Проведя исследование, я могу сделать вывод, что намного выгоднее
изделие реставрировать своими руками, чем купить новое. Доказательством тому может служить перечень моих расходов на выполненные изделия и сравнение их с ценами магазина (таблица № 1 и 2) Себестоимость реставрации стульев составила 57 рублей.
Пятый этап.
Испытание и оценка.
Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить
потребности определённого человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытанно в реальной ситуации.
Самооценка процесса проектирования
Была исследована проблема и определена потребность, исходя из которой, была чётко сформулирована задача. При реставрации стула я получил новые знания и умения: научился использовать приёмы декорирования, работать над цветовой гаммой, создаваемого интерьера. Этот процесс был полезным, я приобрёл опыт общения с взрослыми людьми. Ближе познакомился с особенностями деятельности работников мебельной фабрики, а также учился пользоваться мебельным степлером.
Планы на будущее: продолжать работу по улучшению интерьера уголка

психологической разгрузки.

Самооценка изделия
Выполненная работа привлекает своей оригинальностью, необычностью. Новый внешний вид стульев отличается от стандартных стульев. Реставрированные стулья удачно вписываются в уголок психологической разгрузки и выполняют свои функции, украшают интерьер и служат прекрасным местом для отдыха. И получились более красивыми и привлекательными , чем я предполагал в начале работы. 1 Цель достигнута. 2 Найдено полезное применение старым стульям. 3 Материалы дёшевы и доступны. 4 Технология реставрации посильна и практически не наносит вреда человеку. Реакция учителей и ребят – восторг и восхищение. Думаю, что лучшей рекламой такому труду, будет девиз:
«Делай

полезное и

приятное другим,

чтобы

доставить

удовольствие


себе».
Применяя метод проектов, я учитываю то, что пять основных компонентов проекта могут быть скомпонованы в разной последовательности. Важно рассматривать проект, как нечто целое, а не как ряд ступеней, которые необходимо пройти одна за другой. Проект нацелен на то, чтобы учащиеся поняли, что решение проблем - это разработка и изготовление изделия, которое отвечает потребностям людей. С ведением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.


В раздел основное общее образование