Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Для подготовки к ГИА по русскому языку"

Тесты

Автор: Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Лесогорская СОШ", п.Лесогорский, Ленинградская область



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

В большинстве экзаменационных тестах задание 7 сформулировано так: Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО (предложение 21), построенное на основе
примыкания
, синонимичным словосочетанием со связью

управление.
Напишите получившееся словосочетание.
или так: Замените словосочетание БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ (предложение 35), построенное на основе
согласования
,
синонимичным словосочетанием со связью
управление
. Напишите получившееся словосочетание
. Знание
-
сила! Так что вооружаемся знаниями! Повторите
теоретический материал
по данной теме (учебник 8 класс или учебник «Теория» п. 158) Чтобы справиться с
заданием 7
, необходимо знать способы связи слов в словосочетании. В русском языке существует
3 способа
связи слов в словосочетании: 1. СОГЛАСОВАНИЕ 2. УПРАВЛЕНИЕ 3. ПРИМЫКАНИЕ Способ связи легче всего определить
по зависимому слову.
Рассмотрим, какими частями речи выражаются зависимые слова при каждом типе связи.
СОГЛАСОВАНИЕ
. При СОГЛАСОВАНИИ зависимое слово может быть выражено: 1.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
.
Например:
зелёный луг 2.
МЕСТОИМЕНИЕМ
, похожим на прилагательное.
Например:
мой портфель
3.
ПРИЧАСТИЕМ
.
Например:
летящий шар
4.
ПОРЯДКОВЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ
.
Например:
второй этаж

УПРАВЛЕНИЕ.
При УПРАВЛЕНИИ зависимое слово может быть выражено: 1.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ
.
Например:
иду в школу
2.
МЕСТОИМЕНИЕМ,
похожим на существительное.
Например:
письмо для меня

ПРИМЫКАНИЕ.
При ПРИМЫКАНИИ зависимое слово может быть выражено: 1.
НАРЕЧИЕМ
.
Например:
говорить тихо
2.
ДЕЕПРИЧАСТИЕМ. Например:
меняемся не глядя
3.
НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА
.
Например:
уехал учиться

ЗАПОМНИТЕ:
1. Способ связи определяется НЕ по главному, а только
по зависимому слову
! 2. Не важно, на какой вопрос отвечает зависимое слово в данном словосочетании,
важно – какой частью речи

оно выражено
! 3. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) НЕ ЯВЛЯЕТСЯ словосочетанием! 4. Однородные члены предложения словосочетанием НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Ну а эти
СОВЕТЫ
помогут вам избежать ошибок при выполнении упражнений:
1. Найдите в данном словосочетании
главное
(то, ОТ которого можно задать вопрос к зависимому) и
зависимое
слово (то, К которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО. 2. Главное слово оставляем
без изменения
(то есть не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем). 3. Теперь в центре внимания -
зависимое
слово! Определяем, какой частью речи оно выражено. При
примыкании
оно чаще всего выражается наречием, при
согласовании
- прилагательным, при
управлении
- существительным. 4. Читаем в задании, какой
тип связи
мы должны получить. Если необходимо преобразовать
примыкание
в
управление
, значит
наречие
заменяем синонимичным
существительным
, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ). Если нужно преобразовать
согласование
в
управление
, то
прилагательное
заменяем синонимичным
существительным
(например, БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ - ЧЕРТОЙ БАБУШКИ). 5. Обратите также внимание на
место
зависимого слова в словосочетании. Оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при
согласовании
зависимое слово находится ПЕРЕД главным (БАБУШКИНОЙ ЧЕРТОЙ), а при
управлении
- ПОСЛЕ главного (ЧЕРТОЙ БАБУШКИ). Задание 1. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
СОГЛАСОВАНИЕ
СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:
1. бессонная ночь ___________________ 2. подземный переход ___________________ 3. алгебраическая задача _____________________ 4. школьный портфель _________________________ 5. плюшевый медвежонок ______________________ 6. приморский парк ___________________________ 7. клетчатый шарф ___________________________
без предлога:
1. полковое знамя ___________________________ 2. солнечная энергия ______________________ 3. лесной запах __________________________ 4. учительский стол ______________________ 5. конское ржание ________________________
зависимое слово представляет собой неделимое

словосочетание:
1. двухэтажное здание_________________________ 2. шестилетний ребёнок ________________________ 3. белоствольная берёза________________________ 4. голубоглазая девочка _____________________ 5. островерхие ели___________________
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ
СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
СОГЛАСОВАНИЕ
(то есть делаем всё
наоборот
) 1.каша из гречки _________________________ 2. снаряд для спортсменов _____________________ 3. тропинка в гору__________________________ 4. человек без совести______________________ 5. вопрос по литературе______________________ 6. гостиница при вокзале________________________ 7. костюм в полоску_______________________ 8. кусты сирени_____________________________ 9. совет отца______________________________ 10. ком снега___________________________ 11. судьба матери________________________ 12.занятия музыкой_________________________ 13.собака с гладкой шерстью___________________ 14.ружьё с двумя стволами___________________ 15.парень с рыжими волосами________________ 16.особняк в три этажа_______________________ 17.девушка двадцати лет______________________ Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
ПРИМЫКАНИЕ
СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ.
1.жалостно посмотрел _________________________ 2. смело спрыгнул____________________________ 3. устало шагал_____________________________ 4. осторожно слез___________________________ 5. спокойно делал___________________________ 6. беззаботно жил______________________________ 7. бесшумно едет_____________________________ 8. бесстрашно бросился______________________ 9. бездушно пел _____________________________ Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
УПРАВЛЕНИЕ
СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ
ПРИМЫКАНИЕ
(делаем
наоборот
). 1. говорил с тревогой__________________________ 2. ждал с напряжением________________________ 3. охранял с заботой___________________________ 4. глядел со смущением_________________________ 5. уезжал со спокойствием_____________________ 6. отзывался с гордостью_____________________ 7. сделал с аккуратностью____________________ 8. плакал без звука_________________________ 9. поступил без жалости_____________________ Задание 5 . Измените данные словосочетания на синонимичные, изменив способ связи:
согласование в управление
: каменный дом___________________________________ отцовская куртка________________________________ лисьи повадки__________________________________ улыбающийся ребенок__________________________
Управление в примыкание
: отзываться с восторгом_____________________________ сделать с умыслом___________________________________________ посоветовать брату____________________________________________ встретить друга__________________________________________
Управление в согласование
: время после обеда____________________________________ туман перед рассветом_____________________________________________________ разбить вазу____________________________________________ лучи солнца_________________________________________ лай собаки_________________________________________ ухаживать за садом__________________________________
Согласование в примыкание
: серьезный разговор______________________________________ полная поддержка__________________________________ радушная встреча____________________________________ откровенное признание_______________________________ турецкий кофе_______________________________________
Примыкание в согласование
: говорить тихо_________________________ запасаться на зиму________________________________________ сегодня вечером_______________________________________ поет громко______________________________________

ОТВЕТЫ:

с предлогом:
1. бессонная ночь – ночь без сна 2. подземный переход – переход под землёй 3. алгебраическая задача – задача по алгебре 4. школьный портфель - портфель для школы 5. плюшевый медвежонок - медвежонок из плюша 6. приморский парк - парк при море 7. клетчатый шарф – шарф в клетку
без предлога:
1. полковое знамя – знамя полка 2. солнечная энергия – энергия солнца 3. лесной запах – запах леса 4. учительский стол - стол учителя 5. конское ржание - ржание коня
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
1. двухэтажное здание – здание в два этажа 2. шестилетний ребёнок – ребёнок шести лет 3. белоствольная берёза - берёза с белым стволом 4. голубоглазая девочка - девочка с голубыми глазами 5. островерхие ели - ели с острым верхом
Задание 2. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ

СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша 2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд 3. тропинка в гору - горная тропинка 4. человек без совести - бессовестный человек 5. вопрос по литературе - литературный вопрос 6. гостиница при вокзале - привокзальная гостиница 7. костюм в полоску – полосатый костюм 8. кусты сирени – сиреневые кусты 9. совет отца – отцовский совет 10. ком снега – снежный ком 11. судьба матери – материнская судьба 12.занятия музыкой – музыкальные занятия 13.собака с гладкой шерстью - гладкошёрстная собака 14.ружьё с двумя стволами - двуствольное ружьё 15.парень с рыжими волосами - рыжеволосый парень 16.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк 17.девушка двадцати лет - двадцатилетняя девушка
Задание 3. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью 2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью 3. устало шагал – шагал с усталостью 4. осторожно слез – слез с осторожностью 5. спокойно делал – делал со спокойствием 6. беззаботно жил - жил без забот 7. бесшумно едет - едет без шума 8. бесстрашно бросился – бросился без страха 9. бездушно пел – пел без души
Задание 4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ

СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил 2. ждал с напряжением – напряжённо ждал 3. охранял с заботой – заботливо охранял 4. глядел со смущением – смущённо глядел 5. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал 6. отзывался с гордостью – гордо отзывался 7. сделал с аккуратностью – аккуратно сделал 8. плакал без звука - беззвучно плакал 9. поступил без жалости - безжалостно поступил


В раздел основное общее образование