"Развитие мотивации младших подростков на этапе адаптации к новым условиям жизнедеятельности (из опыта работы)"
статья
Автор: Воробьева Людмила Геннадьевна, учитель математики и физики, МОУ Лицей №1, Волгоград
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Развитие мотивации младших подростков на этапе адаптации к новым условиям
жизнедеятельности (из опыта работы)
Воробьева Л.Г учитель математики-физики, педагог-психолог Лицей №1 г. Волгограда lv1004@yandex.ru Переход в основную школу является трудным испытанием для младших школьников, многие дети затрудняются в приспособлении к новым условиям обучения. Часть детей, не справляясь с программой, теряет интерес к учению, у них снижается успеваемость, повышается тревожность. Успешность учебной работы зависит от отношения ребенка к ней. В этом отношении заложены основные мотивы. Мотивация направляет и регулирует деятельность, связывает результаты действий с потребностями личности. Согласно результатам психологических исследований учащиеся с высоким уровнем учебно- познавательной мотивации даже при недостаточной сформированности операциональных способностей могут достигать успешности в обучении. Целью исследовательской работы учителя должно быть выявление ведущих мотивов учения школьников. В качестве одного из методических приемов изучения ведущих мотивов учения детей может быть использована анкета (опросник М.В. Матюхиной, 1984,): 1. Хочу хорошо подготовиться к избранной профессии. 2. Хочу получать хорошие отметки. 3. Хочу занять хорошее место среди товарищей. 4. Не хочу иметь плохие оценки. 5. Нравится узнавать новое. 6. Люблю мыслить, думать, рассуждать. 7. Понимаю свою ответственность перед обществом. 8. Приятно получать одобрение. 9. Хочу быть лучшим учащимся. 10. Хочу избежать неприятностей. 11. Люблю теоретические знания. 12. Люблю выполнять сложные работы. Результаты анкетирования позволяют анализировать иерархию мотивов мотивационно-потребностной сферы обучающихся. Так в 5 классе МОУ лицей №1 г. Волгограда в сентябре 2012-2013 учебного года были получены следующие данные: 1 место заняла широкая социальная мотивация; 2 место - мотивация благополучия; 3 место – мотивация избегания; 4 место - престижная мотивация; 5 место – мотивация содержанием; 6 место – мотивация процессом.
Результаты позволили предположить, что учебно-познавательная мотивация (содержанием и процессом) не являлась ведущей в обучении детей, что делало их школьный труд напряженным и не радостным. Ведущее место заняли широкие социальные мотивы, что является порождением системой отношений между ребенком и окружающим миром, т.е. привлекательной становится не учеба, а то, что связано с ней. Второе место заняла узкая социальная мотивация, связанная с результатом учения – благополучием (желанием получить одобрение). Ситуация учения с подобной мотивацией является ситуацией с целевым принуждением и требует волевых усилий, что может привести к отторжению обучения. Третье место заняла узкая социальная мотивация, связанная с осознанием неприятностей и неудобств исходящих от школьных занятий, которые могут возникнуть, если ребенок не будет учиться, появлением отрицательного эмоционального фона, что так же не обеспечивает успешность обучения. Тип мотивации со временем может меняться. В рамках системно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) установлена возможность формирования мотивации учения. Для этого организуется ориентировочная основа деятельности учащихся и учебное сотрудничество, раскрывается личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), организовывается рефлексия учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как субъекту учебной деятельности. Таким образом, целью дальнейшей работы с классом являлось культивирование учебно-познавательной мотивации. Программа формирования учебно- познавательной мотивации включала в себя работу с мотивами, целями, эмоциями, беседы с родителями. Занятия с детьми 5 класса проводились в форме тренинга один раз в неделю в течение 2012-2013 учебного года. Содержание программы составили упражнения по развитию учебных, коммуникативных навыков, мыслительных способностей по коррекционной программе ШТУР (школьный тест умственного развития).На уроках математики и естествознания проводилсь использовалась стимуляция познавательной потребности посредством привлечения интереса с помощью наглядности, презентаций, представления учебного материала в виде системы теоретических понятий. На уроках математики работа организовывалась так, чтобы удовлетворить любознательность ребенка, чтобы он стремился приобрести научные знания, овладевал различными способами работы. Например, решение уравнений в 5 классе возможно с использованием определений компонентов уравнения (уменьшаемое, вычитаемое, делимое и т.д.) – это способ был знаком детям из курса начальной школы, на уроке осваиваем новый способ с использованием таких свойств, как вычитание суммы из числа, числа из суммы. Другой пример: в 5 классе при решении некоторых текстовых задач предлагается провести переформулировку условия, то есть заменить отношение больше между величинами на отношение меньше или наоборот. Показываем, что способ решения задачи по тексту условия также возможен, но он более трудоемкий, требует больших временных затрат, требует высоких операциональных способностей ребенка. При этом на вербальном уровне проводим обсуждение способов работы, обсуждаем различные нюансы своего отношения, мыслей, чувств, возникающих в ходе решения задач, к выделенному новому способу (например, как это было для тебя: трудно, интересно, необычно или как-то еще). На уроках применялась технология сотрудничества, основанная на активизации учебной деятельности обучающихся и применении опорных конспектов. Опорные конспекты представляют собой особую организацию учебного материала в виде графического изображения: поясняющих рисунков, символов, схем, таблиц, кратких выводов и так далее, зрительно подчеркивающих соотношение зависимости изучаемых понятий, логики изложения учебного материала. Такое изображение создавалось в упрощенно-обобщенном виде. Этот подход давал подросткам возможность быть
активными участниками и авторами процесса обучения, развивал рациональное логическое мышление, учил аргументировано и этично отстаивать свою позицию, позитивно переживать процесс обучения, чувствовать свою сопричастность, принимать непосредственное участие в создании учебного продукта. Важным звеном учебного процесса в 5 классе были практические, лабораторно-графические работы. На таких занятиях обучающиеся получали навыки экспериментальной работы, умение обращаться с приборами, самостоятельно делать выводы из полученных данных и тем самым более глубоко и полно усваивать учебный материал. При изучении математики на этапе тематического обобщения учебного материала использовалась ролевая игра: «Учитель-Ученик», когда дети, работая в паре, в тройке, по- очереди могут побывать в роли «учителя» и поставить оценку «ученику» за теоритические знания. Игра обеспечивает максимальное эмоциональное включение участников, приучает к коллективно-распределительным действиям, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает интуицию и воображение. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени (неизвестно, понадобятся ли?), а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. С отдельными детьми один раз в неделю проводилась индивидуальная работа по развитию учебно-познавательной мотивации, коррекции интеллектуальных функций и формированию личностных качеств. Для осознания детьми своей позиции, своих проблем в обучении им было предложено поделиться своими мыслями с учащимися других классов, для этого ребята создавали стенды, которые назвали «школьные будни», состоящик из двух рубрик: «блиц- опрос» (вопросы для обсуждения, предваряющие проведение анкеты) и «мой урок в классе» (рисунки).
В результате подобной работы произошли заметные изменения в структуре мотивации учащихся. Контрольный срез был проведен в конце учебного года. Динамика изменений в мотивационной сфере школьников оказалась следующей: 1 место заняла широкая социальная мотивация; 2 место- мотивация благополучия; 3 место – мотивация содержанием; 4 место – мотивация избегания; 5 место – мотивация процессом; 6 место - престижная мотивация; Результаты показали, что существуют позитивные изменения: учебная мотивация содержанием поднялась с пятого места в на третье место; учебная мотивация процессом с шестого места - на пятое место; узкая социальная мотивация, связанная с осознанием неприятностей и неудобств исходящих от школьных занятий (избегание), которые могут возникнуть, если ребенок не будет учиться отодвинулась по-сравнению с предыдущим годом с третьего на четвертое место. Подобная работа была продолжена в 6 классе в 2013-2014 учебном году. Ребята участвовали в олимпиадах по математике, работали над исследовательским проектом «Магия чисел». В дальнейшем (2014-2015 учебный год) большинство детей этого класса (86%) продолжили свое обучение в 7 классе с углубленным изучением математики и физики, у них сформировался стойкий познавательный интерес, учебно-познавательная мотивация заняла ведущее место в иерархии потребностей.
В раздел основное общее образование