"Обобщение опыта"
Повышение качества и эффективности географического образования
Автор: Китаева Наталья Сергеевна, учитель географии, ГУ " Жамбылская основная школа", Костанайская область, Карасуский район, пос. Жамбыл
В раздел основное общее образование
Текстовая HTML-версия публикации
Повышение качества и эффективности географического образования
Образовательная среда, создающая комфортные условия для развития учащихся, повышения их мотивации к обучению, достижению ими высоких образовательных результатов – важное условие успеха любой школы. В Послании Президента РК « Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Н.А. Назарбаев отметил: « Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». На современном этапе проблема достижения качественного образования учащихся – ключевая для казахстанского образования. В качественном образовании заинтересованы все: учащиеся, мы - учителя, родители, государство. Под качественным образованием сельского школьника мы понимаем осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями, важнейшими составляющими стандарта образования наступившего века: способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникационных задач и проблем. Главный продукт качественного образования – это личность, всесторонне подготовленная к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики, способная на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков решать практические задачи, жизненные проблемы, иметь потребность в преобразованиях. Для личности, качественное образование должно стать прочной основой жизненного старта. Для общества – базой для подготовки трудовых ресурсов высокого качества и квалификации. Поэтому одна из главных задач нашей сельской школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать конституционное право детей на доступное и качественное образование. География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую. Знания географической науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой. Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единении. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурные
ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших географических познаний.
Каковы
же
педагогические
условия
повышения
качества
обучения
учащихся в школе?
Что необходимо учитывать каждому педагогу в своей работе
в
целях обеспечения доступности качественного образования?
Во-первых
: Использование различного рода педагогических технологий, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика. На сегодняшний день в своей педагогической деятельности я использую элементы следующих педагогических технологий: -развития творческих способностей в процессе обучения географии; -личностно-ориентированной; -игровой технологии; -проблемного обучения; -проектной технологии; -технологии критического мышления; -современные компьютерные технологии. Данные технологии позволяют мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования. Стремлюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения стараюсь включить в урок различные игры , например: «Веселая география», «Звездочет»,«Фотоохота»,«Геошанс».Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тематических заданий, а в старших классах - составление электронных тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер. В результате обучения географии с использованием проектно-исследовательских технологий я имею высокую мотивацию учащихся, их заинтересованность, лучшее закрепление материала, связь полученных знаний с реальной жизнью. Учащимися созданы такие проекты как: «Я самый ,самый большой», «Земля Колумба», «Северный Казахстан», «Экологический калейдоскоп» и другие. В процессе презентации проектов происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Для подростка получить признание его самостоятельной творческой работы очень важно. В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Огромную эффективность приносят уроки с использованием информационно- коммуникационных технологий и Интернет-технологий. В образовательном
пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт, интерактивных навигационных систем, он-лайн карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям. Количество учащихся на 1 компьютер в нашей школе составляет- 2 человека, и наличием 1 компьютера на 1 педагогического сотрудника. Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Что дает мне использование информационно-коммуникационных технологий? - экономию времени на уроке; - повышение уровня наглядности в ходе обучения; - внесение элементов занимательности; - оживление учебного процесса; - глубину погружения в материал; - повышенную мотивацию обучения; - интегративный подход в обучении; - возможность одновременного использования аудио, видео, мультимедиа- материалов; - делать урок современным. Каждый урок с использованием ИКТ содержит что-то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения я даю возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. За последние 3 года качество знаний по географии при 100% успеваемости стабильно составляет 68- 70%.
Во-вторых
: Изменение ментальности педагогов, которую необходимо кардинально изменить в первую очередь. Если вам зададут вопрос «В чем заключается главная трудность для учащихся при освоении Вашего предмета?». Типичным ответом является следующее – недостаточный уровень развития учащихся, т.е. дети как бы «сами виноваты», другие сетуют на сложность учебного материала, на несовершенство методики преподавания, и лишь единицы на недостаточность своих знаний. Что же получается в итоге? Педагог хороший, материал простой, а из-за низкого развития учащихся все нарушается. Возможно ли это? Вряд ли! Тем более, что многие дети учились в нашей школе весь период обучения. Каждый учитель в работе с любыми детьми обязан найти эффективные технологии, оптимальные пути повышения качества образования именно на его уроке. Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако, чем выше эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность
учителя, тем большее количество учащихся достигнет успехов в обучении. Поэтому целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Организовываю учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту географического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне. И мы, современные педагоги, приходя каждый день в класс и глядя в доверчивые и чистые глаза наших детей, просто не имеем права обмануть, сфальшивить это детское доверие, ведь может оказаться так, что одно наше слово будет единственным нужным и запомнившимся на всю оставшуюся жизнь.
В – третьих
: Создание психологической атмосферы, благоприятной для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения. В своей деятельности педагог должен руководствоваться демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе должна быть доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости.
В-
четвертых
: Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению. Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают все педагоги , и я в том числе. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования на уроках географии проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Каждый урок строится так чтобы он не только вооружал учащихся знаниями и умениями , но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
В- пятых
: Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием. Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для
действенности знаний. Я постоянно работаю над тем, чтобы найти возможности для самовыражения каждого ребенка, предлагаю разнообразную внеурочную деятельность и активно включаю в неё учащихся. Количество ярких и интересных мероприятий, проводимых мною, позволяют каждому ребёнку проявлять своё творчество, активность, способности. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: курсы по выбору: 5 класс «Удивительный мир природы», 7 класс « Тайны и загадки XXI века» , игры, викторины, вечера, выпуск экологических журналов, проводятся недели географии, географические олимпиады. В нашей школе ведется большая работа по вовлечению учащихся в научно исследовательскую, творческую, проектную и аналитическую деятельность. Созданы благоприятные условия для развития одаренности: созданы кружки, спортивные секции, НОУ. Результатом такой работы является активное участие в районной предметной олимпиаде по географии, дистанционных олимпиадах , научных конференциях, конкурсах, увеличивается число призеров в них .( 1 место в районной олимпиаде по географии 2011 год , 2 место в районной олимпиаде по географии 2012 год , 3 место в дистанционной олимпиаде по географии, 2 место в Республиканской олимпиаде по самопознанию), повышается уровень мотивации по предметам.
В- шестых
: Ученик должен учиться у квалифицированных преподавателей, мотивированных на результат деятельности. Сегодня нашему обществу как никогда нужен профессиональный педагог. Каждый педагог непрерывно совершенствует уровень своего педагогического мастерства, эрудиции и компетентности. Но каким бы высоким профессионалом он, ни был, он должен учиться всю свою жизнь одному простому качеству- Любви. Учится любить себя, детей, людей, жизнь. И учить этому своих учеников. Потому что педагог сегодня не столько тот, кто учит, столько тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Для успешного профессионального развития учитель новой формации должен быть востребован в образовательной среде, коммуникабельный, интеллектуальный, компетентный специалист и, творческая натура, обладающая качествами, необходимыми для творческой деятельности. Это прежде всего: тактическая готовность: развитое воображение, гибкость мышления, способность к переключению на другие виды деятельности, ответственность, настойчивость и упорство в достижении цели; психологическая готовность: стремление к поиску, наблюдательность, критичность, умение выйти за привычные рамки, преодолеть шаблоны; стратегическая готовность: интуиция, определение общего направления поиска, логичность, видение реальных перспектив; практическая готовность: способность к проектированию, трудолюбие, надёжность, уравновешенность, умение пользоваться педагогическим инструментарием при проектировании учебно-воспитательного процесса, готовность к сотрудничеству с обучаемыми, уверенность в успехе. Свое профессиональное мастерство я повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, районных и школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, приобретаю методическую литературу, выписываю газеты и журналы.
Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материалы в сети творческих учителей. Имею свои публикации на сайтах. Участвую в дистанционных олимпиадах , конкурсах, занимаюсь самообразованием. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике . Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, я стремлюсь создавать все условия для повышения качества обучения и комфортной образовательной среды, целью реализации которой, как и предполагается, будет получение
каждым
учащимся
доступного, качественного, современного образования.
СОВЕРШАЙТЕ ДОБРО, ПОКА ВЫ СУЩЕСТВУЕТЕ.
Д. Дидро
Список литературы: 1. Послание Президента РК « Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» 2. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998.
4. Скок Г,Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998. 5. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
В раздел основное общее образование