Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игровые технологии в процессе обучения русскому языку"

статья

Автор: Хохлова Татьяна Алексеевна, магистрант филолгического факультета, ФГБОУ ВПО "МГТУ", город Магнитогорск



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

Выполнила студентка филологического факультета 106 группы магистратуры очной формы обучения Хохлова Татьяна.
статья: «Игровые технологии в процессе обучения русскому языку».
Ни для кого не секрет, что русский язык не самый любимый урок в школе. Скорее он относится к числу нелюбимых предметов. С чем же это связано? Ученики привыкли видеть в нем свод пунктуационных и орфографических правил. На уроке они пишут, находят нужные орфограммы, но это работа не затрагивает их чувств, не вызывает интереса они пассивны. Психологами доказано, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становиться полезными – это мертвый груз ». Причин отсутствия у учащихся интереса к русскому языку много, но, на мой взгляд, одной из основных причин является шаблонное однообразное скучное проведение уроков. Немаловажную роль в увлекательности урока играют задания, предлагаемые ученикам и подача материала на уроках. Чаще всего мы наблюдаем горе - учителей, которые только и дают ученикам на уроке писать упражнения за упражнениями. Это не совсем правильно. Сами посудите, ведь такое обращение к учебному процессу, полностью убивает любовь к такому прекрасному богатейшему явлению как русский язык. Русский язык является одним из сложных и поэтому необходимо развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более радостным и увлекательным. Необходимо задействовать все виды памяти. Проблема формирования интереса учащихся к изучению русского языка является сейчас одной из самых актуальных для всех словесников.
Интерес - такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности. Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих её - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствие от полученного результата. Чтобы реализовать указанный подход в организации учебного процесса при изучении русского языка необходимо применение нестандартных заданий и использование на уроках русского языка информационных технологий. Требования, предъявляемые к урокам, естественно, не устарели, но необходимо вносить коррективы в методику преподавания. В современное время каждый педагог мечтает о том, чтобы его общение с учащимися было увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное, чтобы ученики лучше усваивали материал, чтобы у них формировалось новое мышление, чтобы учащиеся ориентировались в информационном пространстве, чтобы познавали окружающую действительность, в которой они активно действуют. Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности учащихся является использование игровых технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Игровые технологии позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Игровые технологии повышают темп урока, увеличивают долю самостоятельной работы учащихся, позволяют проверить усвоение теории у всех учащихся, углубляют степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Очень полезно использовать игровые технологии при закреплении учебного материала, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся, для тренировки внимания, навыков, умений учащихся. Использование игровых технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. По-моему мнению, применение игровых технологий необходимо на уроках русского языка. Игровые технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и улучшить процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка, делают урок современным. Из всего выше изложенного, делаем вывод, что необходимо использовать игровые технологии на уроках русского языка для улучшения качества образования. Применение игровых технологий в учебном процессе по русскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения. Благодаря использованию на уроках русского языка игровых технологий, уроки становятся интересней, концентрированней, глубже, и эмоциональней, что способствует улучшению качества образования. При использовании игровых технологий на уроках русского языка, у детей вырабатывается правильная речь, развивается логическое мышление, творчество, фантазия. Учащиеся активно и охотно работают, проявляют интерес и радуются результату. Игровые технологии имеют свою специфику и принципы. Они позволяют доступно усваивать материал урока. Форм и методов придумано много, главная задача состоит в том, чтобы легко и полно усваивался материал учениками. Используя приёмы игры на уроках русского языка, учитель предоставляет возможность каждому ученику проявить себя. Происходит активизация деятельности, от индивидуальной к коллективной. Игровые приёмы дают возможность для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика. При игровой форме
обучения, учащиеся раскрепощаются, у них вырабатываются личностные качества, появляется вера в свои силы. А это необходимо при формировании личности. Игра – этo не тoлькo удoвoльствие и радoсть для ребёнка, нo и закрепление навыкoв, кoтoрыми oн недавнo oвладел. Дети в игре чувствуют себя самoстoятельными – пo – свoему желанию oбщаются сo сверстниками, реализуют и углубляют свoи знания и умения. Играя, дети пoзнают oкружающий мир, изучают цвета, фoрму, свoйства материала и прoстранствo, знакoмятся с растениями, живoтными, адаптируются к мнoгooбразию челoвеческих oтнoшений. Таким oбразoм, игрoвая технoлoгия доминирует в воспитании познавательного интереса к урокам русского языка, в развитии ребёнка, в улучшении коллективного духа, дружественных отношений пятиклассников. Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям, особенно в условиях нашего «двуязычия». Таким образом, в преподавании этого школьного предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами». Помочь «проснуться», то есть пробудить интерес к знаниям - главное задание педагога. Мудрецы утверждают, что плохая школа - это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование культивирует вопросы детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания).
Живую активность детей на уроках может вызвать не что иное, как систематическое использование игровых моментов. Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания и до обобщения материала. Это и решение занимательных задач, шарад, и участие в грамматических играх. Обращение к теме «Игровые технологии в процессе обучения морфологии в 5 классе» не случайно, так как в последние годы, к сожалению, наблюдается снижение интереса к предмету русский язык. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у ребят бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игровые технологии на уроке - средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В самом термине «дидактическая игра» уже подчёркивается её педагогическая направленность. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, П. М. Баев и другие), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, управлением эмоционального напряжения. Часто применять игровые технологии лучше в основном в 5-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Учителям русского языка приходится
решать такую задачу на каждом уроке. Для педагогов важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят познавательные игры (занимательные, театрализованные, имитационные), решение практических ситуаций и задач, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Учитель по сути своей Творец. Нужно иметь замечательную фантазию, чтобы импровизировать, создавать что-то новое. Можно пользоваться уже готовым интересным материалом, например: грамматические сказки «О твёрдом характере Ъ знака», «Жили - были буквы О и Ё», «Префиксальные войны», «Монолог одинокой приставки». Когда изучается тема: «Не с глаголами», учащиеся 5 класса с интересом послушают сказку «О любви частицы НЕ и благородного Глагола». Это помогает вырабатывать навыки грамотного письма. Учащиеся долго помнят сказки. В них отражается уяснение детьми необходимости знания правил. Внедрение игровых технологий в учебный процесс открывает перед нами, педагогами, широкие возможности, позволяет идти в ногу со временем. Нет сомнения в том, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те дети, которые учатся неохотно, работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). Использовать игровые технологии можно не только в 5-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают школьники. В заключении важно отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра - один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами.
Воспитание познавательного интереса - трудная работа, требующая не только хорошей подготовки, но и полной самоотдачи. «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания»- эти слова К. Д. Ушинского относятся к обучению. Если уроки русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, если ребёнок с радостью будет идти на урок, испытывать необходимость в познании, чувствовать, понимать, любить слово, то перестанет существовать проблема интереса к языку. Для этого учителям русского языка, необходимо постоянно, неустанно, увлечённо работать с каждым учеником, искать всё новые и новые формы и методы работы, разнообразить уроки, делать их интересными, занимательными, любить свой предмет, любить каждого ученика и тогда, только тогда, мы испытаем счастье: видеть в глазах ребят любовь и интерес, жажду познания и необходимость самовыражения.


В раздел основное общее образование