Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Личностное развитие кадет через метод проектов на уроках русского языка и литературы"

статья

Автор: Сидорова Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, ФГКОУ "Тюменское президентское кадетское училище", город Тюмень



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации


ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАДЕТ ЧЕРЕЗ

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Проект
– форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. По доминирующей деятельности учащихся выделяют
информационный

(поисковый), игровой или ролевой, практико-ориентированный, творческий

и исследовательский
проекты. Считаю, что проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению знаниями в процессе социализации. Проектная деятельность способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. Метод проектов очень логично вписывается в структуру ФГОС и максимально способствует развитию УУД. На уроках русского языка и литературы я часто использую различные типы и формы проектной деятельности, посредством которой происходит формирование УУД. Многообразие типов проектов дает возможность преподавателю решать самые разные задачи обучения и воспитания кадет в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и
применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. [3, 188]. При работе над
информационными

(поисковыми
)
проектами кадеты осваивают навыки поиска, обработки информации в соответствии с поставленными задачами, тем самым развивая способности ориентироваться в информационном пространстве, оценивать, способности к самоопределению, критичности мышления, избирательности. Так, например, при создании проекта «Имена числительные в русском фольклоре» (6 класс) кадеты вспомнили все многообразие жанров русского фольклора и среди огромного количества пословиц, поговорок выбирали те, которые соответствуют заявленной теме и цели. Кроме того, не забывая о военной составляющей образовательного процесса, кадеты делали выборку фольклорных произведений на военную тематику. Подобным же образом кадеты работали над информационным проектом «Фразеология русского языка» (6 класс). При подготовке
творческих
проектов в полной мере может раскрыться творческий потенциал кадет, их фантазия, воображение, умение спланировать и реализовать свой замысел. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть лингвистические сказки на заданную тему («Сказка о числительных», «Сказка о возвратном местоимении», «Сказка о корнях КОС, КАС» и т.д.), альманахи, электронные презентации, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Лингвистическая сказка о возвратном местоимении. Жило-было возвратное местоимение Себя, не было у него друзей. Все местоимения жили по общинам: личные – с личными, притяжательные – с притяжательными и т.д. А у возвратного никого не было, потому что было оно единственное в своем роде. Однажды, как обычно, Себя прогуливалось возле речки и увидело на дне реки учебник русского языка для 6 класса. Местоимение открыло этот учебник и нашло раздел о возвратных местоимениях. Оно прочитало учебный материал и узнало, что Себя склоняется по падежам, и вдруг
появилось еще несколько местоимений. Вот так появилось у местоимения Себя родственники, и стали они все вместе жить поживать и добра наживать.
Кунков Егор, кадет 6 Д класса.
Развитие теоретического, логического мышления, познавательного интереса, «пытливости», освоение познавательных УУД происходить при подготовке
исследовательских проектов
. В рамках урока это может быть небольшое лингвистическое исследование или эксперимент с обязательным выдвижением гипотезы и её практическим доказательством (например, при изучении темы «Притяжательные местоимения», кадеты выдвигают гипотезу о том, что притяжательные местоимения склоняются так же, как и притяжательные прилагательные, а затем эту гипотезу подтверждают практически). Через исследовательские проекты кадеты осваивают методы исследования, развивают исследовательскую культуру и исследовательское мышление. Очень часто я привлекаю кадет к созданию практического продукта, имеющего
прикладной
характер. Это может быть кроссворд по изученной теме, используемый на этапе актуализации знаний, электронная презентация, вопросы викторины или ребусы, шарады, которые мы разгадываем на уроке, тем самым повторяя и закрепляя изученный материал. Некоторые прикладные проекты (например, разработка карточки-задания с упражнениями для товарища в классе) развивают не только творческие способности, но чувство ответственности за результат. Очень интересным и ярким был проект по теме «Склонение имен существительных», с опорой на тему «Животный мир материков» (интегрированный урок). При разработке этого проекта кадеты продемонстрировали не только знание склонений имен существительных, но и закрепили тему по предмету «Окружающий мир». Они создали красочные плакаты с наглядным демонстрационным материалом, который имеет прикладную значимость не только при изучении русского языка.
В
ролевом
проекте кадеты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например, по теме «Роль власти и народа в достижении общественного блага» по басне «Листы и корни», по теме «Критика неумелого хвастуна» (басня «Ларчик»), «Комическое изображение невежественного судьи, «знатока» («Осёл и Соловей»). Ролевой проект по теме «Имена существительные» был реализован кадетами в виде экскурсии по стране «Существительное», где кадеты исполняли роли гида-экскурсовода, хозяина и посетителей пекарни, посетителей музея, путешественника, лодочника, чудака-географа и т.д. Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи. Например, над мини-проектом «Составление рекламного модуля с использование максимального количества эпитетов» работа ведется в небольших группах, её продолжительность 20 минут (10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждой группы). Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством преподавателя, на их выполнение требуется 30 – 40 учебных часов. Учебный проект по русскому языку для кадет-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими кадетами в виде цели. Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить
проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности. [2, 4]. Таким образом, проектная деятельность дает широкие возможности для развития универсальных учебных умений кадет: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Список литературы:
1. Медяник М. В. Некоторые аспекты внедрения проектного метода в образовательный процесс [Текст] / М. В. Медяник // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 520-523. 2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10. 3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.


В раздел основное общее образование