Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование приемов драматизации для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения английскому языку"

статья

Автор: Смирнова Екатерина Сергеевна, учитель английского языка, МОУ СОШ №11, г. Ярославль



В раздел основное общее образование







Текстовая HTML-версия публикации

1 Использование приемов драматизации для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения английскому языку. С наступлением XXI века своевременно встал вопрос о приближении об- разовательного уровня выпускников российских школ к европейскому стандарту в связи с глобализацией мирового пространства и упразднением границ государств. Одной из содержательных линий языкового компонента является речевая линия, которая обеспечивает развитие и совершенствование умений и навыков во всех видах речевой деятельности учащегося, в том числе говорении на иностранных языках. В повседневной жизни устное общение преобладает, поэтому диалог является естественной и более распространенной формой общения, чем монолог. Использование приемов драматизации для формирования умений диалогической речи на среднем этапе обучения английскому языку соответствует ведущему коммуникативно-когнитивному подходу в методике, который способствует организации эффективной языковой деятельности на уроке и предусматривает необходимость построения учебного процесса как модели общения. Решение различных проблем в процессе коммуникативной деятельности в рамках коммуни- кативно-когнитивного подхода определяет актуальность данной темы. Анализ имеющейся литературы, учебно-методических разработок по теме выявил противоречие между большим количеством теоретических разработок и недостаточным вниманием к развитию диалогических умений в обучении английскому языку в общеобразовательной школе. Это направило нас на решение проблемы развития диалогических умений по средствам приемов драматизации. Отечественные методисты И.А. Зимняя [2; 134 ] и А.К. Маркова [7; 29] считают, что на данном этапе обучения подростки совершают «огромный скачок» в овладении коммуникативными умениями, так как происходит не только положительные качественные, но и количественные изменения коммуникативной деятельности. В теории и методике обучения иностранному языку разработаны определенные этапы формирования и развития навыков диалогической речи на средней ступени обучения английскому языку. К примеру, И.А.Зимняя выделяет
2 реагирование на реплику собеседника и задание стимулирующих реплик с помощью вопросов и утверждений на начальном этапе обучения. На более сложном этапе обучения Н.Д. Гальскова предлагает 3 ступени работы с диалогом, а именно, сначала, восприятие и понимание иноязычного речевого материала, затем воспроизведение и последнее – использование его в новых ситуациях [1; 93]. Г.В. Рогова предлагает путь “сверху” и путь “снизу”, то есть путь от целого диалога- образца или путь от элементарного диалогического единства [8, 92]. Мы в свою очередь, придерживаемся определения драматизации, данного И. Л. Колесниковой, и рассматриваем этот прием как имитационно - моделирую- щую игру на том основании, что "театрализация" подразумевает обыгрывание диалога (сцены спектакля) по уже готовому образцу, сценарию, написанному литератором, преподавателем или автором учебника [3;203]. Приемы драматизации по мнению И.С. Симеоновой являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка [9;17]. Такое серьезное препятствие как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только дети попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Приемы драматизации превращают неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове ребенка во вдохновенного артиста, произносящего свои фразы на одном дыхании, а также играют важную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Проблемой развития диалогических умений на иностранном языке зани- маются как отечественные, так и зарубежные методисты. Сложность заключается в том, что методисты по разному подходят к решению данной проблемы и предлагают разные по содержанию и организации приемы драматизации. Приемы драматизации реализуются в ролевых играх, воображаемых си- туациях, сценариях и интервью. Они вызывают физическую и эмоциональную активность обучаемых, стимулируют их воображение, импровизацию, учат адекватно оценивать свои способности, оценивать других. Одним из наиболее интересных и важных приемов формирования диало- гической речи можно считать воображаемую ситуацию или симуляцию. И.Л.
3 Колесникова определяет воображаемую ситуацию как «подражательное, выду- манное и разыгранное воспроизведение межличностных контактов, организован- ное вокруг проблемной ситуации». И.Л. Колесникова выделяет отличительной чертой данного приема большее количество участников, в работу может быть вовлечена вся учебная группа. Другое важное отличие заключается в том, что карточка в «воображаемых ситуациях» предписывает линию поведения и позицию участника общения, подсказывает ему решение проблем. Ученику предлагается какая-либо проблема / ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты с партнером и прийти к обоюдному согласию в решении данной проблемы [4,30]. Зарубежные методисты A. Maley, A. Duff. и Crystal выделают следующие приемы драматизации, предназначенные для обучения английскому языку и направленные на формирование диалогических умений [11;190]. Первая группа приемов (getting ready) применяется для подготовки к диало- гическому общению и являются минимально затратными по времени. A. Maley и A. Duff рекомендуют использовать данные приемы как перед составлением диалога, так и для знакомства учеников, так как предполагает включение всех учащихся в игровую деятельность. 1. Наблюдение (observation). 2. Работасмимикой (working with mime) 3. Работасголосом (working with the voice). 4. Работыспредметами (working with objects) 5.Работасвоображением (working with the imagination) 6. Работанадсловом, фразой, предложением, текстом (working with the word, phrase, sentence, text), 7. Работасосценарием (working with the scenario), 8. Представление (intoperformance) является конечным результатом проделанной работы и отображает эффективность применения всех вышеперечисленных приемов обучения диалогической речи, предложенных зарубежными методистами
4 D. Crystal отмечает, что при постановке спектакля могут возникнуть сле- дующие трудности: нехватка отведенного на работу времени, слишком большая численность класса и недостаточная мотивация учителя и учеников. С другой стороны учителя, активно использующие данную группу приемов в обучении умениям диалогической речи за рубежом, приводят следующие преимущества применения приемов драматизации:  Происходит закрепление лексики;  Идет работа над правильным произношением и интонацией;  Знание текста способствует ускорению темпа речи;  Разрушается непонимание между учителем и учеником;  Ведущая роль отводится ученику;  Создается атмосфера доверия;  Дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;  Дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;  Формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания;  Ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;  Игра будит творческую фантазию;  Ученики имеют возможность оценить как свою работу, так и работу всего класса [10,234]. Для того, чтобы учителю избежать некоторых трудностей при работе над сценарием и выбором сценария D. Crystal советует заранее обратить внимание на следующие моменты: длина сценария., число действующих лиц, уровень сложности, тема (на сколько тема интересна учащимся) А.В. Конышева определяет эффективность применения приемов драматиза- ции тем, что через ролевую игру, моделированную ситуацию и физическое действие коммуникативным путем: обогащается и активизируется лексический запас, ликвиди- руются пробелы грамматических структур, осваивается новый грамматический материал коммуникативным путем, корректируется произношение и интонация, формируется фонематический слух; улучшаются аудитивные навыки путем погруже-
5 ния в языковую среду, развиваются все виды речевой деятельности, повышается языковая компетенция [6;95]. Проанализировав и обобщив опыт отечественных и зарубежных методистов мы выявили, что обе предложенные группы приемов драматизации являются по- своему интересными и эффективными для применения на практике. Более того, использование учителем разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Изучив содержание УМК "New Millennium English 5-9"мы пришли к выводу о том, что в УМК по английскому языку содержится недостаточное количество заданий на драматизацию, поэтому нами была предпринята попытка создать учебно- методическое пособие “Enjoy Speaking” (Приложение 1), включающие задания на драматизацию для того, чтобы разнообразить задания и увеличить их использование на уроках английского языка. На практике нами было доказано, что использование приемов драматизации на уроках английского языка способствует эффективному формированию диалогических умений, оптимизирует процесс обучения и стимулиру- ет интерес ребят к изучению английского языка. Предлагаем вашему вниманию учебно-методическое пособие “Enjoy Speaking”, которое предназначено для учащихся средней общеобразовательной школы и может быть использовано учителями английского языка с 5 по 9 классы. Целью данного пособия является формирование и контроль диалогических умений учащихся на средней ступени обучения английскому языку. В сборник включены 86 заданий на драматизацию, содержащие такие приемы драматизации как моделиро- ванная ситуация, ролевая игра, интервью и сценарий. Пособие включает 11 тем, отобранных с учетом возрастных, индивидуаль- ных особенностей и интересов учащихся и в соответствии с программой обучения английскому языку. Задания являются разноуровневыми, поэтому могут быть использованы на разных этапах формирования диалогических умений с 5 по 9 классы.
6 Список литературы. 1. Гальскова Н.Д. Раннее обучение иностранным языкам в ФРГ.//ИЯШ.- 1991.-№1.-с.91-98. 2. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностран- ном языке.-М.: Просвещение,-2005.-236с. 3. Колесникова, И.Л. Англо-русский терминологический справочник по ме- тодике преподавания иностранного языка. М.: Блиц, 2001. 5. Колесникова, И.Л. Ролевые игры в обучении иностранному языку.//ИЯШ.- 2003.-№3.-с.17-18. 6. Конышева, А. В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практи- ка/А. В. Конышева.- Минск: ТетраСистемс, 2008.- с.175- 197. 7. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Пе- дагогика, 1998. 8. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина// М.: Просвещение, 1998. – 375 с. 9. Симеонова, И. С. Связь иностранного языка с другими видами детской деятельности/И. С. Симеонова//Дошкольная педагогика.-2007.-№8.-с.16-1 10. Crystal, D. Language Play, London: Penguin, 1998. 11. Maley Alan and Duff Alan. Drama techniques : a resource book of communi- cation activities for language teachers /. – 3rd ed. Cambridge University Press, 2005.


В раздел основное общее образование