"Размышления об имидже современного учителя..."
Статья
Автор: Измайлова Галина Романовна, учитель русского языка и литературы, МОУ лицей, город Орехово-Зуево, Московская область
В раздел основное общее образование
Размышления об имидже современного учителя…
Учитель русского языка и литературы
МОУ лицей городского округа Орехово-Зуево
Измайлова Галина Романовна
Профессия педагога особенная. Учителя всегда на виду: рядом с
нами
постоянно
ученики,
родители,
коллеги.
Уровень
современных
требований, предъявляемых к деятельности учителя, велик. Учитель,
который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Он
должен
обладать
не
только
необходимыми
знаниями
и
уметь
методически правильно преподнести их детям, но и стараться достичь
вершин
педагогического
мастерства.
Поэтому
проблема
профессиональной подготовки учителя приобретает в настоящее время
особую актуальность и значимость.
Существует
мнение,
что
педвуз
должен
прежде
всего
готовить
специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений,
технологий, а дисциплинам, формирующим образ, или имидж учителя,
отводится второстепенная роль.
Что же такое имидж учителя, и каковы его составляющие?
Имидж
-
это
образ,
система
внешних
и
внутренних
характеристик
человека, которая подчеркивает неповторимое своеобразие личности и
всегда отражает индивидуальность.
Имидж
создается
СМИ,
произведениями
художественной
и
публицистической
литературы
и
самим
человеком.
Сразу
следует
отметить:
создание
имиджа
является
дополнением,
а
не
заменой
педагогической
деятельности.
Жаль,
что
очень
часто
из
огромного
количества материала по созданию имиджа берется то, что использовать
легче всего: улыбаться всем и всегда, демонстрировать искренность и
внимание, следить за обувью и прической. Однако люди, особенно дети,
на
удивление
быстро
«раскусывают»
подобные
хитрости.
Можно
изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно
будет
обнаружена.
Имидж
–
это
еще
и
выражение
через
внешние
признаки внутреннего состояния. А человеку веришь тогда, когда нет
зазора между «внешним» и «внутренним».
Если говорить о составляющих имиджа учителя, то, на мой взгляд,
следует остановиться на трех из них.
Имидж учителя = внешний вид + профессиональные качества +
речевая культура
Давайте
вспомним,
как
трансформировался
образ
учителя
за
последние 40 лет и как запечатлел этот процесс кинематограф. Умного,
тонкого,
проницательного
и
все
понимающего
учителя
истории
в
исполнении В. Тихонова из к/ф «Доживем до понедельника» сменил
добрый
чудак
Нестор
Петрович
из
«Большой
перемены».
Он
часто
попадает в нелепые ситуации (например, засыпает на уроке), над ним
уже можно посмеяться; он, безусловно, знает предмет, но не умеет его
преподать,
поэтому
его
человеческие
качества
ставятся
выше
профессиональных.
Наде
Шевелевой
(«Ирония
судьбы…»),
преподающей русский язык и литературу и заставляющей, как она сама
говорит, своих учеников «хоть немножко думать», противопоставлены
ее милые нелепые подружки, которые и слушать-то не умеют. Дальше –
больше:
на
экране
появляется
образ
предприимчивой
Снежаны
Борисовны,
главной
героини
одной
юмористической
передачи,
появляющейся перед своими учениками в жутких костюмах и домашних
тапочках. Она быстро приспособилась к рыночным условиям и явно не
ощущает,
что
образование
в
данный
момент
финансируется
по
остаточному
принципу.
Заметим,
что
практически
все
герои
–
с
неустроенной личной жизнью. Грустно… Виноват кинематограф, СМИ
(без
их
«доброго»
участия,
конечно,
не
обошлось),
или
все-таки
по
пословице: «Нечего на зеркало пенять, коли…?
Неплохо бы послушать, что думают о нас и нашей профессии
ученики.
Со
многими
поговорили
(разного
возраста),
и
почти
все
сошлись во мнении, что образ учителя должен быть классическим; не
устаревшим, отжившим, а классическим, с тем основным смыслом, что
включает в себя это понятие.
Я
думаю,
вы
согласитесь,
что
много
нужно
поработать
над
собой, чтобы услышать в свой адрес слова из очень известного и всеми
любимого кинофильма: « Ее уважают коллеги, любят родители и даже
дети».
Итак, никто не станет спорить, что внешний вид учителя несет
не только эстетическую нагрузку (ведь встречают все-таки по одежке),
но и выполняет воспитательную функцию (дети часто копируют нас). И
причёска,
и
одежда,
и
украшения
всегда
должны
быть
подчинены
решению педагогической задачи - эффективному взаимодействию ради
формирования
личности
воспитанника.
Во
всём
учитель
должен
придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Недопустимы для
педагога суетливость, искусственность жестов, вялость. В движениях,
жестах, взгляде, в осанке, в походке учителя дети должны ощущать
сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное
отношение.
Что касается профессиональных качеств, то априори понятно:
огромное значение имеет то, насколько подготовлен сам преподаватель:
без
совершенствования
уровня
профессиональной
подготовки,
оттачивания педагогического мастерства говорить серьезно об образе
современного учителя не приходится.
Давайте
подробнее
остановимся
на
третьей
составляющей
имиджа
учителя
–
речевой
культуре
и
поговорим
о
создании
продуктивной речевой среды на уроках через речевой этикет учителя.
Непременной
составляющей
высокопрофессионального
педагога
является
образцовая
речь
–
интегрированный
показатель
общей культуры человека. Слово – главный инструмент преподавателя
– должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры, так
как
сам
учитель,
его
манера
говорить
–
пример
для
ученика.
В.А.
Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу;
словом
можно
убить
и
оживить,
ранить
…
посеять
смятение
и
безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить
улыбку. Вдохновить
на труд
и
привести
в
оцепенение
силы
души».
Одним
из
критериев
хорошей
речи
педагога
является
ее
соответствие
коммуникативным
и
этическим
нормам
общения.
Остановимся
на
этом.
Соблюдение
учителем
этических
норм
способствует достижению и коммуникативных целей. Не будет порядка
на уроке, если учитель кричит. В основе законов педагогической этики
лежит задача сплочения ученического коллектива. Речь выполняет в
этом плане важную социальную функцию, поэтому этические нормы –
основа культуры общения. Главный этический принцип – уважительное
отношение к любому собеседнику (ученику) – должен находить свое
выражение,
начиная
с
приветствия
и
заканчивая
прощанием.
Доброжелательность
как
норма
должна
лежать
в
основе
общения.
Отсутствие культуры педагогического общения или низкий ее
уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций.
Соответственно, основными моральными нормами, на которых должны
строиться
взаимоотношения
учителя
и
ученика,
являются
уважение
личности каждого, доверие и внимательное отношение к внутреннему
миру,
душевная
чуткость
и
доброжелательность,
а
также
высокая
культура диалога, которая выражается в следующем:
1)восприятие несогласия ученика как естественной реакции («Хорошо,
ты имеешь право на собственную точку зрения»)
2)критическая оценка конкретного действия, а не личности в целом
(«Этот поступок представляется мне некрасивым», вместо «Ты всегда
стремишься сорвать урок, бездельник»)
3)готовность
идти
на
компромисс
(«Такая точка
зрения
тоже
имеет
право на существование»)
4)умение
признать
свою
неправоту
(«Извините»,
«Должна
признать
свою ошибку»)
Пренебрежение нормами литературного языка, фамильярность
в
общении,
исчезновение
этического
компонента,
менторский
тон,
безапелляционность суждений, неумение слушать и выслушать до конца
–
вот что,
к
сожалению,
зачастую
характеризует
речь
современного
учителя.
Показатели низкой культуры диалога:
1)
ограничение свободы выражения мнений, не совпадающих с
точкой зрения учителя («Хватит со мной спорить, тебе еще рано
иметь собственные взгляды»)
2)
ориентация
лишь
на
запланированные
цели
(«Опять
ты
отнимаешь у нас время своими вопросами»)
3)
мелочная
нетерпимость
(«Как
ты
сидишь?
Положи
руки
на
парту»)
4)
дисциплинирование путем психологического давления («А тебе
лучше помолчать и вспомнить о полученной двойке» или «Только
попробуйте не выполнить это задание»)
5)
доминирование
экспрессии
пессимизма
(«Ничего
–
то
вы
не
умеете, даже списывать», или «Не представляю, как вы будете
сдавать ЕГЭ»)
В
подобных
случаях
речь
учителя
характеризуется
повышенными
тонами,
агрессивностью,
использованием
«профессиональных» штампов:
1.Так. Успокоились. Закрыли рты!
2.Так. Я попросила открыть тетради, а не рты.
3.Никита сегодня умный? Да?
4.Миша! Не скули! Урок пения будет в понедельник.
5. Можно я попробую сделать по – другому? Помолчи! Делай так,
как тебе говорят!
Знакомо, не правда ли?
Такая
категоричность
суждений
и
даже
грубость
создает
неблагоприятный психологический климат, что никак не способствует
усвоению знаний, отработке умений и навыков, развитию способности
творчески
мыслить.
Чтобы
правильно
оценить
требовательность
и
строгость учителя, дети должны чувствовать его доброжелательность. В
старших
классах
можно
перейти
на
ВЫ,
что
придаст
некоторую
официальность,
но
будет
способствовать
соблюдению
этических
и
коммуникативных норм. Для учителя важно помнить, что оптимальное
общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками
духовными ценностями. Общий язык с детьми - это не язык команд, а
язык доверия.
Итак,
речь
учителя
служит
образцом,
который
воспринимает
ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует
помнить,
что
для
ученика
речь
учителя
зачастую
является
единственным
образцом
и
литературной
нормы,
и
правильного
представления о речи вообще.
Хорошо
поставленному
голосу
свойственно
богатство
тембральной
окраски.
Недаром
Макаренко
писал:
«
Я
сделался
настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда»
с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,
фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или
не почувствует того, что нужно».
И
тон,
и
голос
учителя
должны
быть
убедительными,
заинтересовывающими, побуждающими к действию, то есть наиболее
эффективными для организации процесса учебного взаимодействия.
Особое значение приобретают также жесты, мимика.
Перед учителем стоит серьезная задача: он обязан за чередой
тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он
создает,
прежде
всего,
при
помощи
языка.
С
помощью
этого
сильнейшего
оружия
и
точнейшего
инструмента
учитель
развивает
историческую
память
народа,
приобщает
к
богатствам
многонациональной
культуры
тех,
для
кого
эта
культура
воспринимается
через
воздействующее
слово.
В
заключение
хочется
сказать, что лингвистическая культура учителя, его владение нормами
литературного языка, высокий уровень культуры общения являются
важными
составляющими
образа
педагога,
который
остается
в
воспоминаниях и представлениях о себе. Сегодня мы формируем имидж
(образ) учителя 21 века. Нелегко! Пожелаем себе удачи!
В раздел основное общее образование

