Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Сложение и вычитание смешанных дробей"

урок

Автор: Кудрявцева Лариса Николаевна, учитель математики, МБОУ "Ликино-Дулевская гимназия", город Ликино-Дулево, Московская область



В раздел основное общее образование




Технологическая карта урока открытия нового знания по технологии системно-деятельностного метода

Таблица №1

Автор
урока (Ф.И.О.) Кудрявцева Лариса Николаевна Должность Учитель математики Образовательное учреждение МБОУ «Ликино-Дулевская гимназия» Предмет Математика Класс (профиль класса) 5 (общеобразовательный) Продолжительность урока (занятия) 45 мин
Тема урока
Сложение и вычитание смешанных дробей
Тип урока (форма урока)
Открытие новых знаний
Цели (результаты) урока:
Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться….) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Коммуникативные (К) Личностные (Л) Обучающие: научить складывать и вычитать смешанные дроби Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления. Воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели, привитие интереса к предмету.
Регулятивные:

У
меть проговаривать последовательность действий на уроке Уметь работать по коллективно составленному плану Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные
: Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Умение слушать и понимать речь других
Личностные
: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Автор учебника (УМК)
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.:Просвещение, 2013
Необходимое оборудование
, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия) Компьютер, интерактивная доска, документ-камера
Указание приложений
к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал) Презентация, раздаточный материал
Использованная литература, источники

информации
(с указанием активных ссылок).
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.:Просвещение, 2013
Таблица 2

Деятельность учителя (краткое описание этапов урока)

Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных

результатов)

Организационный Момент
(мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Проверяет готовность учащихся к уроку Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.
Долгожданный дан звонок,

Начинается урок !

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок ?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам

Ручка , книжка и тетрадка ?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят ?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5». (слайд)

Смайлики настроения (покажем с каким настроением мы пришли сегодня

на урок)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)

Цель этапа:
включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для
возникновения внутренней готовности включения в деятельность
Организация учебного процесса
− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? - Давайте вспомним, с какой темой мы начали знакомиться в этой четверти ? - Чему мы научились с вами на предыдущих уроках? Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Смешанные дроби. Среди дробей находить смешанные дроби, переводить смешанную дробь в неправильную дробь, неправильную дробь в смешанную дробь, записывать смешанную дробь, как сумму целой и дробной частей . Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин)
1.На слайде смешанные и обыкновенные дроби , 12 1 2 3 1 , 9 5 8 , 2 1 , 8 3 2 1 2 , 11 4 , 2 3 , 21 4 , 8 3 7 , 52 31 , 4 7 , 55 33 , 99 5 1 . - Загрузите в поезд смешанные дроби
слайд
2. Представьте смешанные дроби( из задания 1) в виде суммы натурального числа и правильной дроби
слайд
3. Выделите целую часть из числа : 8 27 , 5 34 , 4 41
слайд
, 12 1 2 9 5 8 , 2 1 2 , 8 3 7 , 99 5 1 8 27 = 8 3 3 , 5 34 = 5 4 6 , 4 41 = 4 1 10
4. Представьте число в виде неправильной дроби: 6 1 5 , 10 7 12
слайд
6 1 5 = 6 31 , 10 7 12 = 10 127 Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)
Определите, какое из чисел лишнее? Почему? ; 8 12 ; 21 7 ; 101 81 1 ; 13 7 ; 2 1 ; 25 25 . 13 45 (
слайд)
Выполните действия 17 12 + 17 8 , 45 37 - 45 19 , 1 13 7 + 3 13 3 , 12 7 + 12 5 , 5 3 3 -1 5 1
слайд
(Если в примерах сложение (вычитание) смешанных дробей ответ верный, то попросить обосновать). - Какое задание у вас не получилось? - Почему вы не все смогли выполнить задание или обосновать полученный результат? Итак, вы наверное уже догадались о чем пойдет речь на уроке? Что мы с вами будем изучать? Какова цель нашего урока? Учащиеся отвечают устно, обосновывают свои ответы. Лишним является число 1 13 7 , т.к. это смешанная дробь, а все остальные являются обыкновенными дробями. Учащиеся отвечают, дополняя и исправляя, ответы друг друга. 17 12 + 17 8 = 17 20 = 17 3 1 , 45 37 - 45 19 = 45 18 , 1 13 7 +3 13 3 = 13 10 4 , 12 7 + 12 5 =1, 5 3 3 -1 5 1 =2 5 2 Не умеем складывать и вычитать смешанные дроби
Тема « Сложение и вычитание смешанных дробей» слайд
Научиться складывать и вычитать смешанные дроби или получить правила сложения и вычитания смешанных дробей. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин)

Практическая работа в группах Сложите 2 8 3 + 1 8 2 ; Найдите разность 2 8 3 - 1 8 2
(на доске)
Правильно. Запишите в тетради решение этих примеров. Построим способ сложения и вычитания смешанных чисел. 2 8 3 + 1 8 2 =3 8 5 , 2 8 3 - 1 8 2 =1 8 1 Учащиеся говорят о своих предположениях. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
5. Реализация построенного проекта (5-8)
- Сейчас вам предстоит работа в парах. Вы должны составить алгоритм сложения смешанных дробей.
-
Ваша задача – расставить шаги алгоритма в нужной последовательности и внести в него ключевые слова. Проверку провести фронтально по шагам. (
слайд
) - Как вы думаете, а можно по этому правилу находить разность смешанных дробей? - Как надо изменить алгоритм, чтобы можно было это делать? Каждая пара получает задание. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану Отвечают на вопросы.
Физкультминутка:
Смена деятельности Выполняют упражнения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин)
Сложить ц…….. части смешанных дробей Записать полученный результат в виде с…………. дроби Сложить д………. части смешанных дробей
А теперь ребята проговорите друг другу правило сложения смешанных дробей и приведите по одному примеру. Проговаривают правило, приводят пример. Проверяют по учебнику. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)
- Давайте поработаем самостоятельно
слайд (проверки)



№1. Задача.
Пятачок принес для Винни два бочонка с медом. Масса одного бочонка 7 4 5 кг , а масса второго 7 2 3 кг. Сколько меда было в двух бочонках?
№2. Задача.
Длина удава 9 7 10 м и он длиннее своей бабушки на 9 2 2 м. Какова длина бабушки удава?
№3. Задача.
В первый день турист прошёл 8 15 8 км, а во второй день – на 2 15 7 км меньше. Сколько километров прошёл турист за два дня? Тем, кто решил задачи раньше других, предлагаю решить дополнительные задачи (задачи более высокого уровня сложности, требующие умения логически мыслить).
Дополнительно.

Задача.
Ширина прямоугольника 7 41 4 дм, длина на 1 41 5 дм больше ширины. Найдите Учащимся предлагается текст самостоятельной работы На экране фиксируется эталон для самопроверки самостоятельной работы. №1. 1) 7 4 5 + 7 2 3 = 8 7 6 (кг) Ответ: 8 7 6 кг №2. 1) 9 7 10 - 9 2 2 =8 9 5 (м) Ответ: 8 9 5 м №3. 1) 8 15 8 -2 15 7 = 6 15 1 (км) – 2 день 2) 8 15 8 +6 15 1 = 14 5 3 (км) Ответ: 14 5 3 км.
Дополнительно
1)7 41 4 +1 41 5 = 8 41 9 (дм) – длина
периметр прямоугольника. – Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?». – Кто допустил ошибки при выполнении задания? – В чем причина? – Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы! Поставьте себе оценку.
Критерии для оценки: без ошибок – оценка 5, 1 ошибка – оценка 4, 2 ошибки – оценка3.
2) 7 41 4 +7 41 4 +8 41 9 +8 41 9 = 30 41 26 (дм). Ответ: 30 41 26 дм. Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)
- Как вы считаете, где новые знания вам могут пригодиться? Х+3 17 4 = 5 17 12 У- 6 9 1 = 2 9 2 (проверка ч/з вебкамеру) Организует работу в группах. Каждая группа получает карточку с заданием. Раскрыть смысл этой пословицы (если останется время) При решении задач, уравнений. Х=2 17 8 У= 8 3 1 Каждая группа составляет слово, соединив их вместе, получают пословицу «Знание собирается по капле». Высказывают свое мнение Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
Предлагается ответить на вопросы: - Какую цель вы ставили сегодня на уроке? - Достигли цели? - Оцените свою работу А теперь возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте знаком « + » те высказывания, с которыми вы согласны: У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю - Какому смайлику соответствует ваше настроение на уроке? – Запишите домашнее задание.
Домашнее задание:

А
) выучить правила сложения и вычитания смешанных дробей Б) №989, 1008 В) Дополнительно: Составить кроссворд по теме « Дробные числа». Отвечают на вопросы. Дети поднимают изображение радостного или грустного смайлика Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


В раздел основное общее образование