Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Игры на уроках английского языка"

статья

Автор: Кунц Татьяна Борисовна, учитель английского языка, МБОУ Бажирская основная общеобразовательная школа, село Бажир, Иркутская область



В раздел основное общее образование




Игры на уроках английского языка

Игра
является благоприятной системой для проявления личностного начала ребёнка. В игровой деятельности на материалах щкольного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра является наиболее приемлемой и интересной формой работы с детьми. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но так же стремлюсь создать все условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к иностранному языку, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Не секрет, что учителя иностранного языка постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка. Каждому учителю, бесспорно, хочется сделать своё занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Игра
- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев. Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.
Игра
- это сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самоосуществления. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих детей. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми. Игра позволяет успешно решать следующие
задачи:
 создание психологической готовности детей к речевой деятельности;  обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;  тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению ученики учатся взаимодействию в группе. Распределяют роли, составляют сюжет. Проигрывают его;  снятие усталости и напряжённости. Методисты подразделяют игры на следующие категории: 1. лексические игры; 2. грамматические игры; 3. фонетические игры; 4. орфографические игры; 5. творческие игры; Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Игра может быть организована на материале любой изученной темы. Это своеобразный тестовый контроль аудирования, проверки усвоения изученного лексического и грамматического материала, навыков говорения. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Педагогическая ценность игр огромна. Игры – это активный (и весёлый) способ достичь многих образовательных целей. Например: - для того,чтобы
закрепить
только что пройденный материал; - спустя дни, недели и даже месяцы после того. Как был пройден некий материал, это способ
повторить
пройденное; - это превосходный способ
подстегнуть
учеников, заставить их активно работать на уроке; - это идеальная возможность
расслабиться
после выполнения трудного упражнения. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый чувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создаёт большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием. Что выводит из игры застенчивых и отстающих. Независимо от того, насколько учитель стремится привлечь внимание учащихся, оно порой рассеивается. Быстрая спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие. Игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко закрепиться в памяти. Учащиеся обычно лучше запоминают то, что им было приятно делать. Поэтому игры позволяют запоминать глубоко и надолго. Игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению. Ученики очень активны во время игры. Потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось. Следовательно, игры заставляют их бороться. Участие в игре повышает интерес детей к английскому языку, у них появляется стремление улучшить свои знания по предмету, преодолевается психологический барьер – страх. Все учащиеся и даже самые слабые, принимают участие в игре, хотя бы в одном из её этапов.

Примеры игр

1.
Игра «Дни недели, месяцы
».
Один из играющих задумывает день недели или месяц. Остальные по очереди спрашивают: “Is it Monday?” и т. д.. пока не отгадают. Отгадавший задумывает новое слово.
2
.Игра «Дни недели». Учитель называет первый день недели и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, говорит: “Monday”. Выбывают из игры ученики. Неправильно назвавшие дни недели.
3
.Игра «Отгадай». учитель предлагает по очереди представителям двух команд дефиниции слов, например, a place we sleep in. Вызванный ученик должен назвать соответствующее слово.
4
.Игра «Жмурки». Одному ученику завязывают глаза. Он ловит играющих и спрашивает: “Is your name Vera?” и т. д., пока не отгадает кто перед ним. Другой вариант игры: ведущий с закрытыми глазами должен отгадать, например, где находится Олег. Он спрашивает: “ Is he at the blackboard (at the window, on the chair)?”
5.
Игра «Лингвист».На доске помещены слова: this, is, has, I , he, we, she, they, you, a, have и различные картинки. Проводится конкурс между двумя командами: кто больше составит предложений из этих слов. Команда получает плюс за каждое правильно составленное предложение.
6.
Игра «Дедективы». Ведущий выходит из класса. В его отсутствие кто-либо из учащихся прячет предмет (например, пуговицу). Ведущий входит и спрашивает у каждого из ребят: «button, button, have you a button?” если у играющего нет пуговицы, он отвечает: “Button, button, I have no button”, если есть, он говорит: « Button, button, I have a button” и становится ведущим.
7.
Все учащиеся отворачиваются от учителя и закрывают глаза. Учитель спрашивает: «What am I doing?” и выполняет какое-либо действие. Ребята по очереди задают ему вопросы: “Are you going to the door? Are you writing?”, пока не отгадают. Отгадавший становится ведущим.
8.
Игра «Что в лукошке»Ведущий входит в класс с корзинкой в руках. В корзинке – игрушки. Играющие по очереди обращаются к нему с вопросами: «Nick, have you a bear?” Если у ведущего нет этой игрушки, он отвечает: “No, I haven’t”. Если такая игрушка у него есть, он говорит, доставая её из корзины: «Yes, I have”. И при этом спрашивает: “What colour is it?” получив правильный ответ на свой вопрос, ведущий отдаёт игрушку со словами: “Here you are”. Так он раздаёт все игрушки, затем собирает их в корзинку. Между ним и играющими происходят примерно такие диалоги: ВЕДУЩИЙ: Who has a dog? ИГРАЮЩИЙ: I have it. ВЕДУЩИЙ: Give me the dog. Затем в корзинку кладутся другие игрушки, назначается новый ведущий и игра продолжается.
9.
Игра «Обставляем квартиру». На столе лежат аппликации, изображающие, например, мебель, предметы и вещи домашнего обихода. Вызванный ученик расставляет мебель на магнитной доске в «комнате». Комментируя, что и куда он ставит. Он остаётся у доски, пока не допустит первую ошибку. Его
команда получает столько очков, сколько правильных предложений он составил.
10.
Игра «Будь внимателен». На доске написаны слова с пропущенными буквами. Заполняя пропуски, ученики пишут слова на специально розданных листочках. Выполнивший задание подходит к учителю, показывает свой листочек и негромко читает написанные слова. Победителем становится тот, кто достаточно быстро и правильно написал и прочитал слова.
11
.Игра «Пошлите телеграмму». Класс делится на две команды. Учитель пишет на доске по 2-3 коротких предложения для каждой команды и приглашает всех участников игры «послать телеграмму», то есть сказать по буквам слова, составляющие этим предложения. Сначала члены первой команды произносят по буквам все слова первого предложения (один ученик произносит одно слово). Затем члены второй команды, работают так же со своим предложением, после чего снова наступает очередь первой команды. Если ученик ошибся. Его команда теряет очко.
12
.Игра «Волк и ягнята». Выбирается водящий («волк»). Остальные участники игры – «ягнята». «Волк» показывает карточки, на каждой из которых написано какое-либо слово, известное детям. «Ягнёнок», к которому он обращается, должен назвать слово по буквам. Если «ягнёнок» ошибся, «волк» забирает его (ученик выбывает из игры). выигрывают те, которых «волк» не смог забрать.
13
.Игра «Театр». Две команды учеников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает одного актёра. Актёры из разных команд поочерёдно выходят вперёд и выполняют какие-либо действия, а члены их команд комментируют эти действия. Напрмер, актёр показывает, как он умывается. А первый член его команды говорит: “He is washing his face.”Выигрывает команда, члены которой правильно комментировали действия своего актёра. Члены команд могут комментировать действия своего актёра или актёра из команды противника.
14.
Игра «Чьё солнышко ярче». Капитаны команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение – это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов.
15.
Игра «Кто лучше знает цифры». Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.
16.
Игра «Пантомима». Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», можно провести игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Затем учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing.
Примерные ответы ведущего: This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. That boy is sleeping. etc.
17
.Игра «Составь фоторобот». Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден. Ведущий: I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.
18
.Игра «Буквы рассыпались». Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
19.
Игра «Составь слова». Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из словаpersonal учащиеся могут составить слова: son, arе, so, rose и т. д.
20
.Игра «Что? Где? Когда?» Класс делится на две команды, которые по очереди садятся за стол. Для них есть оборудование: волчок, конверты с вопросами и портреты великих людей (писатели, поэты, художники и т.д.) Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей. Каждая команда получает конверт, в который вложены фотография известного человека и вопрос «Что вы знаете об этом человеке?» Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество набранных баллов.
21
.Игра «Вставь букву». На доске в два столбика написаны слова с пропущенными буквами, например: W___nter Su___mer Sprin___ A___tumn Sea___on Dat___ Weat___er We___ther Da___k Ma___ch Ученики (по одному от каждой команды) по очереди выходят к доске и вписывают пропущенную букву в слова, затем передают кусочек мела как эстафету следующему игроку по команде. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнила задание. Если обе команды выполнили задание правильно, выигрывает та команда, которая первая это сделала. Эта игра удобна при проверке изученных слов по определённой теме. Количество слов варьируется.

ЛИТЕРАТУРА:
1. А.Л. Димент – «Игры, стихотворения и песни на начальном этапе обучения» («Иностранные языки в школе», №2 – 1974) 2. М.В. Дворник – «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 1980) 3. В.П.Богуш – «Игры на уроках английского языка в 4 классе» («Иностранные языки в школе», №1 -1982) 4. В.М. Филатов – «Ситуационно-ролевые игры как средство методической подготовки студентов языкового педвуза» («Иностранные языки в школе», №4 – 1982) 5. В.П.Богуш – «Игры на уроках английского языка в 4 классе» («Иностранные языки в школе», №5 -1982) 6. В.Л.Ермаков – «Игры на уроках иностранного языка» («Иностранные языки в школе», №2 -1983) 7. В.М.Филатов, О.Л.Лившиц - «Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе» («Иностранные языки в школе», №1 -1985) 8. Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987) 9. В.Л.Скалкин, Л.Б.Котлярова «Имитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка» («Иностранные языки в школе», №1 -1990) 10. Л.Г.Денисова – «Драматические игры для творческого этапа обучения» («Иностранные языки в школе», №2 -1990) 11. М.В.Дворник – «Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения» («Иностранные языки в школе», №6 -1990) 12. В.М.Филатов, О.П.Ерёмина - «Лингвистическое обеспечение ролевых игр на уроках английского языка в начальных классах средней общеобразовательной школы» («Иностранные языки в школе», №5-6 - 1992) 13. «Игры для работы в младших классах (на материале английского языка)» - подборка с.36-40 («Иностранные языки в школе», №3 -1994) 14. Т.П.Павлова – «Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях английским языком» («Иностранные языки в школе», №4 -1995) 15. Л.Н.Бочарова – «Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения» («Иностранные языки в школе», №3 - 1996) 16. Н.Я.Манилова – «Игра на уроке английского языка» («Иностранные языки в школе», №1 -1997) 17. С.В.Перхас – «Ролевые игры на уроках английского языка» («Иностранные языки в школе», №4 -1999) 18. И.Е.Коптелова – «Игры со словами» («Иностранные языки в школе», №1-2003).
19. Е.А.Степанова – «Игра как средство развития интереса к изучаемому языку» («Иностранные языки в школе», №2 – 2004) 20. Т.И.Спиридонова – «Игровые приёмы для повторения пяти времён английского глагола» («Иностранные языки в школе», №3 – 2004) 21. Т.М.Шарафутдинова – «обучающие игры на уроках английского языка» («Иностранные языки в школе», №8 – 2005) 22. И.Г.Иоаннесян – «Игры на английском языке с использованием страноведческого материала» («Иностранные языки в школе», №2 – 2006) 23. М.Ю.Курбатова – «Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе» («Иностранные языки в школе», №3 – 2006) 24. Н.Н.Черноголовая – «Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка» («Иностранные языки в школе», №6 – 2006) 25. Н.К.Лапшова – «Игровые приёмы обучения письменной речи на начальном этапе» » («Иностранные языки в школе», №6-2009) 26. Л.А.Жаркова – «Игровые физкультминутки на уроке иностранного языка» («Иностранные языки в школе», №1-2010) 27. Г.Р.Мацько – «Игровые упражнения при изучении английского алфавита» («Иностранные языки в школе», №10-2010) 28. Н.П.Касьянова– «Использование игры при обучении страноведческому материалу» («Иностранные языки в школе», №1-2013) 29. Т.В.Пукина – « Игровые технологии на уроках» (Волгоград, 2009) 30. Н.В.Голышкина, З.А Ефанова – «Изучаем английский язык играя. 5-6 классы» (Волгоград, 2007) 31. Дж. Стайнберг – «110 игр на уроках английского языка» (М: АСТРЕЛЬ, 2004) 32. В.П.Сафонова, И.Г.Мамо – «Современный урок иностранного языка» (Волгоград, 2011) 33. Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992)



В раздел основное общее образование