Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства в целях повышения мотивации обучающихся"

статья

Автор: Кавадерова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства, МБОУ-СОШ №36 им. М.П. Одинцова, город Екатеринбург



В раздел основное общее образование



Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства в целях повышения мотивации обучающихся. По данным современных исследований, в памяти человека остается : 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно; ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для уроков искусства, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока. Главной целью предметов области «Искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру. Основными задачами уроков являются знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, музыки, синтетических видов искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а также создание и восприятие художественных образов. Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности. Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. С помощью компьютерных программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, музыкантов, с шедеврами мирового искусства. Использование ИКТ на школьных уроках искусства дело уже не новое, но накопление программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально и на сегодняшний день. Педагогическая цель использования ИКТ на уроках искусства в целях повышения мотивации обучающихся заключается в следующем: • повышение качества знаний учащихся; • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе; • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: • совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству, создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе; • продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании искусства; • совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы; • широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс; • обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждении, города; • проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам искусства и приводит к целому ряду положительных следствий: • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности; • психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Использование на уроке презентаций, видео- роликов, фрагментов телепередач имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; • обеспечивает последовательность рассмотрения темы; • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; • музыкальные фрагменты и музыкальное сопровождение видеоряда позволяет учащимся познакомиться с шедеврами прошлого и современного искусства; • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс. При проведении уроков с использованием ИКТ в своей работе я широко использую презентации для объяснения нового материала, для проверки знаний - компьютерное тестирование. С большим интересом учащиеся выполняют творческие домашние задания с использованием ИКТ и ресурсами Интернета. Практика показала, что усвоение нового материала хорошо происходит при использовании на уроках видеороликов, созданных учителем. Видеоролик дает возможность в сжатой форме, в сочетании с музыкой и компьютерными эффектами сконцентрировать внимание учащихся на новом материале. Включение в урок фрагментов телепередач, научно-популярных фильмов, художественных фильмов наглядно демонстрирует безграничные области Мировой художественной культуры. Например, фрагменты научно-развлекательой программы «Галилео» не только показывают истоки промыслов "Гжель" и "Хохлома" но и их современное звучание в виде аэрографии и граффити. Из вышеперечисленного видно, что результативность использования ИКТ на уроках искусства приводит к • положительной мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, созданию условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); • повышению уровня использования наглядности на уроке; • повышению производительности урока; • способствует развитию познавательного интереса учащихся и умению оперировать полученными знаниями. В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Неслучайно, одно из очень важных требований в проекте "Профессиональный стандарт педагога" – обязательное владение ИКТ- технологиями.


В раздел основное общее образование