"Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства в целях повышения мотивации обучающихся"
статья
Автор: Кавадерова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства, МБОУ-СОШ №36 им. М.П. Одинцова, город Екатеринбург
В раздел основное общее образование
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках искусства в целях
повышения мотивации обучающихся.
По данным современных исследований, в памяти человека остается :
1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного;
1/2 часть услышанного и увиденного одновременно;
¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе
обучения.
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для
уроков искусства, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие
творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ
используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий
достижению цели урока.
Главной целью предметов области «Искусство» является развитие у детей эстетического
отношения к окружающему миру.
Основными задачами уроков являются знакомство учащихся с широтой и многообразием поля
художественно-изобразительной деятельности, изучение техники разных материалов и средств
изобразительного искусства, музыки, синтетических видов искусства, знакомство с работами
Великих Мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности.
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует
художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас
зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. С помощью компьютерных
программных средств ребята знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов,
архитекторов, музыкантов, с шедеврами мирового искусства.
Использование ИКТ на школьных уроках искусства дело уже не новое, но накопление
программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование,
разработка новых методик и программ – актуально и на сегодняшний день.
Педагогическая цель использования ИКТ на уроках искусства в целях повышения мотивации
обучающихся заключается в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству, создавать
новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;
• продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании искусства;
• совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе
общеобразовательной школы;
• широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный
процесс;
• обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждении, города;
• проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью
определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников
образовательного процесса.
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения
детей предметам искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной
окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Использование на уроке презентаций, видео- роликов, фрагментов телепередач имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; • обеспечивает последовательность рассмотрения темы; • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; • музыкальные фрагменты и музыкальное сопровождение видеоряда позволяет учащимся познакомиться с шедеврами прошлого и современного искусства; • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс. При проведении уроков с использованием ИКТ в своей работе я широко использую презентации для объяснения нового материала, для проверки знаний - компьютерное тестирование. С большим интересом учащиеся выполняют творческие домашние задания с использованием ИКТ и ресурсами Интернета. Практика показала, что усвоение нового материала хорошо происходит при использовании на уроках видеороликов, созданных учителем. Видеоролик дает возможность в сжатой форме, в сочетании с музыкой и компьютерными эффектами сконцентрировать внимание учащихся на новом материале. Включение в урок фрагментов телепередач, научно-популярных фильмов, художественных фильмов наглядно демонстрирует безграничные области Мировой художественной культуры. Например, фрагменты научно-развлекательой программы «Галилео» не только показывают истоки промыслов "Гжель" и "Хохлома" но и их современное звучание в виде аэрографии и граффити. Из вышеперечисленного видно, что результативность использования ИКТ на уроках искусства приводит к • положительной мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, созданию условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); • повышению уровня использования наглядности на уроке; • повышению производительности урока; • способствует развитию познавательного интереса учащихся и умению оперировать полученными знаниями. В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Неслучайно, одно из очень важных требований в проекте "Профессиональный стандарт педагога" – обязательное владение ИКТ- технологиями.
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Использование на уроке презентаций, видео- роликов, фрагментов телепередач имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока: • возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации; • обеспечивает последовательность рассмотрения темы; • иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения; • музыкальные фрагменты и музыкальное сопровождение видеоряда позволяет учащимся познакомиться с шедеврами прошлого и современного искусства; • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс. При проведении уроков с использованием ИКТ в своей работе я широко использую презентации для объяснения нового материала, для проверки знаний - компьютерное тестирование. С большим интересом учащиеся выполняют творческие домашние задания с использованием ИКТ и ресурсами Интернета. Практика показала, что усвоение нового материала хорошо происходит при использовании на уроках видеороликов, созданных учителем. Видеоролик дает возможность в сжатой форме, в сочетании с музыкой и компьютерными эффектами сконцентрировать внимание учащихся на новом материале. Включение в урок фрагментов телепередач, научно-популярных фильмов, художественных фильмов наглядно демонстрирует безграничные области Мировой художественной культуры. Например, фрагменты научно-развлекательой программы «Галилео» не только показывают истоки промыслов "Гжель" и "Хохлома" но и их современное звучание в виде аэрографии и граффити. Из вышеперечисленного видно, что результативность использования ИКТ на уроках искусства приводит к • положительной мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, созданию условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших); • повышению уровня использования наглядности на уроке; • повышению производительности урока; • способствует развитию познавательного интереса учащихся и умению оперировать полученными знаниями. В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Неслучайно, одно из очень важных требований в проекте "Профессиональный стандарт педагога" – обязательное владение ИКТ- технологиями.
В раздел основное общее образование