Создание сайта учителя и воспитателя
Публикация авторских работ и материалов
Свидетельство о публикации на сайте

"Профессиональный стандарт педагога"

статья

Автор: Кавадерова Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства, МБОУ-СОШ №36 им. М.П. Одинцова, город Екатеринбург



В раздел основное общее образование



1
Профессиональный стандарт педагога
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Сегодня в российских школах преподают около полутора миллионов человек. Примерно 97% всех педагогов - представительницы слабого пола. Примерно шестая часть из педагогов пенсионного возраста. К большому сожалению, в народе учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной. Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - учителя, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Стандарт выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Действительно, время меняется и со временем должен меняться и педагог. В документе четко регламентируются требования, предъявляемые к педагогу. После их прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметить цели для повышения своего профессионализма. Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Сегодня перед учителем стоит непростая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Всем понятно, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Какие же требования предъявляются к учителю в обучении в соответствии с профессиональным стандартом педагога? 1.Самое важное и новое требование – это обязательное наличие высшего образования педагога. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. 2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. 3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
2 4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Очень важное требование, которое предъявляет этот проект – обязательное владение ИКТ- технологиями. В воспитательной работе педагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. 6. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 7. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. "Профессиональный стандарт педагога" расширяет границы свободы педагога, освобождает его от ныне существующих громоздких квалифицированных характеристик и должностных инструкций, сковывающих инициативу учителя и отвлекающих от непосредственной работы с детьми. В документе учитываются и условия, в которых педагоги осуществляют свою профессиональную деятельность. И очень важно, что различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия, общеобразовательная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской
3 общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса. Нельзя не отметить важность стандарта также для родителей и учащихся, так как они являются главными участниками образовательного процесса и для них важно знать, что можно ожидать и что можно потребовать от педагогов, работающих с ними или их детьми. Необходим документ и для работодателей, руководителей учреждений, контролирующих организаций, так как они контролируют работу педагога. "Профессиональный стандарт педагога" учитывается при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»; при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений. Но есть в стандарте и спорные вопросы. Мне, как учителю области "Искусство", кажется, что такой пункт, как "4.1.Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности " могут создать проблему т. к. диплом педагога учителя музыки или изобразительного искусства дает право работать как в общеобразовательной, так и в музыкальной (или художественной) школах, не заканчивая при этом Консерватории или Академии художеств, которые готовят исполнителей, художников, а не педагогов. Также требует доработки и конкретизации пункт по критериям оценки компетенций учителя. Хотелось бы понять, почему происходит изменение термина "учитель" на "педагог". Я считаю, что в целом "Профессиональный стандарт педагога" является своевременным и актуальным документом. Общественное обсуждение данного стандарта позволит убрать из него все неточности и спорные вопросы. И великие слова Л.Н. Толстого « если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» будут относиться к каждому педагогу! Кавадерова О.А.


В раздел основное общее образование