"Создание условий по обеспечению информационной безопасности обучающихся при использовании сети Интернет"
статья
Автор: Мавлютова Ольга Васильевна, учитель информатики, МОУ Карасёвская средняя общеобразовательная школа, посёлок Лесной Коломенского района, Московская область
В раздел основное общее образование
Статья
«Создание условий по обеспечению информационной безопасности
обучающихся при использовании сети Интернет»
«Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий». Заряна и Нина Некрасовы В настоящее время происходит процесс перехода человеческого общества к качественно новому состоянию, названному учёными информационным обществом. Информация и информационная деятельность призваны играть ключевую роль в данном обществе. Более того, сами технологии часто оказывают непосредственное воздействие на социальную сферу, включая образование. Школьное образование в информационном обществе также перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена между обучающимися, а также окружающими их людьми, который предполагает также генерирование ими информации в обмен на полученную. В связи с этим, одной из основных задач школьного образования становится обучение работе с информацией. В последние годы потенциал самого компьютера, как универсального технического средства обработки информации, оказывает на систему школьного образования намного меньшее влияние, чем, например, «примитивные модели поведения», которые насаждаются в компьютерных играх и убогий, рекламный стиль электронных сообщений сети Интернет. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду. К факторам информационной среды, которые могут стать опасностями информационной безопасности школьников, следует отнести следующие: доступность, неподконтрольность, неограниченный объем поступления циркулирующей информации к обучающимся; наличие в информационной среде модифицированных физических носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка; наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние детей и подростков; наличие в информационной среде информации манипулятивного характера, дезориентирующих школьников, ограничивающих их
возможности в условиях слабой правовой образованности и в силу возрастных особенностей несовершеннолетних. Таким образом, выявление качественно новых угроз безопасности обучающихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие готовых, проверенных временем, рецептов создания условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования, предполагает разработку механизма по обеспечению информационной безопасности обучающихся в каждой школе. Информационная безопасность обучающихся в образовательном учреждении может быть достигнута за счет: успешной реализации педагогических условий (наличие: уголков безопасности в каждом кабинете с установленными компьютерами; утвержденных режимов работы кабинетов образовательного учреждения с установленными компьютерами; проведение инструктажей обучающихся по информационной безопасности при работе в Интернет; проведение занятий «Родительского университета» в рамках реализации «Школы здоровья» по проблемам информационной безопасности детей в Интернет); реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера; обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере; реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации (наличие в школе общественного Совета за соблюдением доступа детей к образовательным ресурсам Интернет и компьютеры, подключенные к Интернет, с установленными программами-фильтрами). В МОУ Карасёвской средней общеобразовательной школе проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности обучающихся при организации доступа к информационно- коммуникационной сети Интернет: - изданы локальные акты, регламентирующие порядок организации доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет (приказ о назначении ответственных лиц за организацию доступа к сети Интернет в образовательном учреждении, организацию контроля доступа к сети Интернет, организацию контроля системы контентной фильтрации, организацию учета и контроля за доступом обучающихся к сети Интернет; правила использования сети Интернет в образовательном учреждении; инструкция об организации контроля использования обучающимися сети Интернет);
- сформирован Совет по вопросам регламентации доступа к Сети Интернет; - все персональные компьютеры, имеющие подключение к сети Интернет и используемые в образовательном процессе, обеспечены программными средствами контентной фильтрации, что исключает возможность получения доступа к ресурсам сети Интернет, наносящим вред здоровью и развитию обучающихся; - имеются каталоги «Образовательные ресурсы в сети Интернет»; - разработана Программа «Профилактика интернет – зависимости обучающихся» на 2015-2017 годы; - на сайте школы (раздел «Основные сведения об образовательной организации», страница «Информатизация образования») в подразделе «Профилактика компьютерной зависимости» размещены Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»; Рекомендации для родителей (законных представителей) по обеспечению безопасности ребёнка в сети Интернет дома; приведены основные законы РФ в области компьютерного права и защиты детей; методические разработки учителей. Целью программы «Профилактика компьютерной и игровой зависимости обучающихся» на 2015-2017 годы является изменение ценностного отношения детей и подростков к данной проблеме и формирование личной ответственности несовершеннолетних за свое поведение. В процессе профилактической работы предполагается сдерживание развития компьютерной и игровой зависимости обучающихся за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования «антизависимых» установок. Согласно плана РУО 30.10.2014 года для обучающихся 1-9 классов в школе прошёл Единый урок по Интернет-безопасности в рамках Дня Интернета, целью которого являлось обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде; обучение детей личной и информационной безопасности в Интернете; развитие самоконтроля обучающихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам. В ходе проведения мероприятий приняли участие обучающиеся 1-9 классов. Были проведены следующие мероприятия: 1-9 классы – просмотр видеоролика о безопасности в сети Интернет, подготовленного пресс- службой Совета Федерации Федерального собрания РФ; 1 -4 классы – классный час «Безопасный Интернет»; Конкурс рисунков «Компьютер: за и против»; 5-8 классы – беседа «Этика в интернете»; 9 класс – круглый стол
«Зависимость детей и подростков от компьютерных игр»; практикум «Угроза 419»; 5-9 классы – анкетирование «Осторожно, Интернет». Также прошли классные родительские собрания, на которых были даны рекомендации по обеспечению безопасности ребёнка в сети Интернета дома. С 9 по 16 февраля 2015 года для обучающихся 1-9 классов в школе прошла Неделя безопасного Рунета, целью которой являлось формирование безопасной онлайн-среды для детей и взрослых и создание культуры ответственного, этичного и безопасного использования «новых технологий». Обучающиеся 1-9 классов просмотрели обучающие ролики «Безопасный интернет», участвовали во Всероссийской игре "Инфознайка 2015". Для обучающихся 1-4 классов был организован конкурс рисунков "Мой безопасный интернет", в 5-6 классах прошла беседа "Знаешь ли ты правила поведения в Интернете?", в 8-9 классах - круглый стол "Детки в клетке". Для родителей (законных представителей) обучающихся на сайте школы размещены рекомендации по обеспечению безопасности ребёнка в сети Интернет дома. Мавлютова О. В., учитель информатики высшей квалификационной категории
В раздел основное общее образование